Решение по делу № 2-168/2014 ~ М-93/2014 от 03.04.2014

Дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

                 Именем Российской Федерации

    09 апрель 2014 г.                                                                                              <адрес>

            Табасаранский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Шихгереева Г.И.,

    при секретаре судебного заседания – ФИО1

             рассмотрев в открытом судебном заседании    гражданское дело по иску        Управления Роспотребнадзора по <адрес> в лице Территориального отдела в <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «Сельсовет Хели-Пенджикский» <адрес>:

         о признании бездействия Администрации МО СП «Сельсовет Хели-Пенджикский»      по неосуществлению    деятельности на территории по сбору, транспортировке и размещению твердых бытовых отходов, в том числе отходов 4 класса опасности и в отсутствие     санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требованиям санитарных правил;

        обязании Администрацию МО СП «Сельсовет Хели-Пенджикский» осуществить деятельности по сбору, транспортировке и размещению твердых бытовых отходов, в том числе отходов 4 класса опасности, с получением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требованиям санитарных правил;

     признании бездействия Администрации МО СП «Сельсовет Хели-Пенджикский» незаконным в части отсутствия проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, не осуществления производственного контроля с применением лабораторных исследований за качеством питьевой воды, используемой населением, а также отсутствия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам источника водоснабжения;

       обязании Администрацию МО СП «Сельсовет Хели-Пенджикский» подготовить проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, осуществить производственный контроль с применением лабораторных исследований за качеством питьевой воды, используемой населением, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам источника водоснабжения;

       обязании Администрацию МО СП «Сельсовет Хели-Пенджикский» довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

           при участии: и.о. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора в <адрес> ФИО2 по доверенности от 31.03.2014 г.

    главы МО СП «Сельсовет Хели-Пенджикский» <адрес> ФИО3

                                                              -2-

                    УСТАНОВИЛ:

            Управление Роспотребнадзора по <адрес> в лице Территориального отдела в <адрес> обратилось с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «Сельсовет Хели-Пенджикский» с требованиями, указанными во вводной части решения.

          Иск мотивирован следующим.

В ТО управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> поступила докладная записка от 17.03.2014г. , о том, что МО СП «Сельсовет Хели-Пенджикский» <адрес> Республики Дагестан не осуществляет деятельность на территории по сбору, транспортировке и размещению твердых бытовых отходов, не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требованиям санитарных правил, не согласованы земельные участки с ФБУЗ «ЦГ и Э в РД в <адрес>», собирают твердые бытовые отходы в черте населенного пункта без соблюдения санитарно – зашитых зон, в нарушение Закона РФ №309-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и ст.9 и Федерального Закона №99-ФЗ от 04.05.2011г. «Об отходах производства и потребления» не разработаны проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в нарушении п.п.1.4 и 1.6, санитарных правил СаНПиН 2.1.4. 1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» источники водоснабжения не имеют санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормам в нарушение требований п. 3 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ от30.03. 1999 г., не осуществляется производственный контроль с применением лабораторных исследований за качеством питьевой воды, подаваемой населению при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем водоснабжения в МО СП «Сельсовет Хели-Пенджикский» в нарушении ст.14 ФЗ №131-ФЗ от 06.10.2003г, п.п. 2.4; 4.2; 4.7 санитарных правил СаНПиН 2.1.4. 1074-01, п.4.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-01.

       По указанным фактам составлены материалы об административном правонарушении ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> за от 15.03.2012г., от ДД.ММ.ГГГГ.

       Данные нарушения не устранены администрацией МО СП «Сельсовет Хели-Пенджикский» и продолжают иметь место по настоящее время.

        Все вышеперечисленное может привести к распространению инфекционных заболеваний среди населения района и загрязнению окружающей среды, имеется угроза жизни и здоровью населения.

        В соответствии с Постановлением Правительства от 30.06. 2004г      «Об утверждении Положения «О Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия

                            -3-

населения, защиты прав потребителей. В соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 51 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ главные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В соответствии со статьей 46 ГПК в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или законного представителя.

Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа органов, организаций или граждан поддерживать требование, заявленное ими в интересах другого лица, а также отказа истца от иска наступают процессуальные последствия, предусмотренные последствиями. В соответствии с ч. 3 ст.40 Закона «О защите прав потребителей» от ДД.ММ.ГГГГ , уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах..

       Таким образом, доказательствами, подтверждающими наши требования о признании неправомерными действия по обращению с твердыми бытовыми отходами и бездействия по не организации контроля качества питьевой воды, зон санитарной охраны источников питьевой воды администрацией сельского поседения «Сельсовет Хели-Пенджикский» <адрес> являются: копии актов ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> о проведении надзорных мероприятий на территории МО СП «Сельсовет Хели-Пенджикский» и докладная записка из филиала ФБУЗ ЦГ и Э в РД в <адрес> о не заключении производственно лабораторного контроля за качеством питьевой воды, о отсутствии санитарно-эпидемиологических заключений на источники водоснабжения, не получении санитарно – эпидемиологического заключения, для выдачи лицензии по сбору и размещению отходов производства и потребления.

    В судебном заседании представитель истца иск поддержал и просил удовлетворить иск по изложенным в исковом заявлении доводам.

                        -4-

Глава администрации МО СП «Сельсовет Хили-Пенджик» <адрес> иск признал частично, пояснив, что требования законные, однако не может их исполнить по причине отсутствия на данные мероприятия денежных средств.

Исследовав материалы дела, выслушав сторон, суд приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В силу ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ(ред. от ДД.ММ.ГГГГ)"Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ)

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ)

          Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 169-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 309-ФЗ)

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 15 того же Федерального закона организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится в т. ч. организация в границах поселений водоснабжения населения.

                        -5-

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарном эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В силу ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Соответственно ответчик при реализации функций и полномочий органа местного самоуправления обязан осуществлять деятельность по выполнению требований санитарного законодательства.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02".

Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.41110-02 зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Пункт 1.6 Правил предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (п. 1.11 Правил).

Ответчиком не оспаривается, что в нарушение норм СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасного горячего водоснабжения" и СП 3.1./ДД.ММ.ГГГГ-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" для всех источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения, не разработаны проекты зон их санитарной охраны, а только на те, которые определены в настоящее время.

                        -6-

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Данные права и свободы являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления

Согласно ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

       Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ)"О водоснабжении и водоотведении" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) регулирует вопросы производственного контроля качества питьевой воды.

В статье 25 данного Закона закреплено, что производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Гарантирующие организации вправе осуществлять производственный контроль качества питьевой воды на объектах централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых другими организациями.

Проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организациями, аккредитованными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии со ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов не

                        -7-

должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

(п. 1 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ)

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ)

Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.(в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 242-ФЗ)

<адрес>ов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ)

          Ответчик суду не представил доказательства наличия проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, осуществления производственного контроля с применением лабораторных исследований за качеством питьевой воды, используемой населением, получения санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам источника водоснабжения.

    Истцом, как органом имеющим право государственного контроля (надзора) проведена проверка осуществления деятельности данным муниципальным образованием по сбору, транспортировке и размещению твердых бытовых отходов, в том числе отходов 4 класса опасности и в отсутствие     санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требованиям санитарных правил, а также по составлению проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, осуществления производственного контроля с применением лабораторных исследований за качеством питьевой воды, используемой населением, получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам источника водоснабжения.

По итогам проверки составлены акты от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что в деятельности данного муниципального образования имеются нарушения, на которые указывается в исковом заявлении.

                        -8-

При таких обстоятельствах суд усматривает бездействие органа местного самоуправления и в данной сфере своей деятельности.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены подпунктом 1 пункта 1 статьи 14, подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ.

Поскольку отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей, судне находит оснований для отказа в иске.

        Просьба истца о возложении обязанности довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда не подлежит удовлетворению, поскольку на отношения, регулирующие деятельность по сбору, транспортировке и размещению твердых бытовых отходов, составления проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, осуществления производственного контроля с применением лабораторных исследований за качеством питьевой воды, используемой населением, получения санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам источника водоснабжения Закон «О защите прав потребителей» не распространяется.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

    Исковые требования Управления Роспотребнадзора по <адрес> в лице Территориального отдела в <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить полностью.

Признать бездействие Администрации МО СП «Сельсовет Хели-Пенджикский» <адрес> незаконными по неосуществлению деятельности на территории по сбору, транспортировке и размещению твердых бытовых отходов, в том числе отходов 4 класса опасности и в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требованиям санитарных правил;

    Обязать Администрацию МО СП «Сельсовет Хели-Пенджикский» <адрес> осуществить деятельность по сбору, транспортировке и размещению твердых бытовых отходов, в том числе отходов 4 класса опасности, с получением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требованиям санитарных правил;

                            -9-

    Признать бездействие Администрации МО СП «Сельсовет Хели-Пенджикский» <адрес> незаконным в части отсутствия проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, не осуществления производственного контроля с применением лабораторных исследований за качеством питьевой воды, используемой населением, а также отсутствия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам источника водоснабжения;

    Обязать Администрацию МО СП «Сельсовет Хели-Пенджикский» <адрес> подготовить проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, осуществить производственный контроль с применением лабораторных исследований за качеством питьевой воды, используемой населением, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам источника водоснабжения;

           Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через Табасаранский районный суд в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

         Председательствующий                     Г.И.Шихгереев

2-168/2014 ~ М-93/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по РД в лице ТО в Кайтагском районе
Ответчики
Администрация МО СП "Сельсовет Хели-Пенджикский"
Суд
Табасаранский районный суд Республики Дагестан
Судья
Шихгереев Г.И.
Дело на странице суда
tabasaranskiy--dag.sudrf.ru
03.04.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2014Передача материалов судье
04.04.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2014Судебное заседание
14.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2014Дело оформлено
15.05.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее