Решение по делу № 2-977/2015 ~ М-165/2015 от 12.01.2015

2-977-2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 февраля 2015 года

Мотовилихинский районный суд г. Перми

В составе председательствующего судьи Долматова А.О.,

При секретаре Петровой Т.В.

с участием представителя заявителя Туровой Л.Л.,

Представителя заинтересованного лица Управления Росреестра Шустиковой И.А.,

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Перми заявление Гориной А.В. о признании незаконным решения Управления Росреестра по Пермскому краю об отказе в государственной регистрации жилого дома и возложении обязанности произвести регистрацию,

У С Т А Н О В И Л :

Горина А.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации.

В обоснование заявленных требований в заявлении указала, что она обратилась за государственной регистрацией права собственности на возведенный в 2014 году жилой дом, расположенный по адресу; Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский район, западнее жилого района Центральный, участок 4, в отдел Мотовилихинского района г. Перми Управления Росреестра по Пермскому краю. В качестве документа, подтверждающего факт создания индивидуального жилого дома, представлена декларация об объекте недвижимого имущества от 09.09.2014. 24.10.2014 года государственным регистратором было принято решение об отказе в осуществлении государственной регистрации в связи с тем, что земельный участок не предназначен для индивидуального жилищного строительства, а так же в связи с отсутствием разрешения на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию заявленного к регистрации жилого дома. Считает решение об отказе в государственной регистрации незаконным. Заявленный к регистрации жилой дом, согласно кадастровой выписке расположен на земельном участке с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: сады, огороды. В данном случае, в соответствии с законом, разрешения на строительство не требовалось. При указанных обстоятельствах оснований для отказа в государственной регистрации не имелось. Просила признать незаконным решение заинтересованного лица от 24.10.2014 года об отказе в осуществлении государственной регистрации возведенного в 2014 году жилого дома, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский район, западнее жилого района Центральный, участок 4, а так же обязать Управление Росреестра осуществить государственную регистрацию указанного жилого дома в порядке, предусмотренном п.3 ст.25.3 Федерального Закона РФ от 21 июля 1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на основании декларации об объекте недвижимого имущества от 09.09.2014.

Заявитель Горина А.В. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель заявителя Турова Л.Л. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в заявлении. Так же дала пояснения, аналогичные письменным пояснениям, которые приобщены к материалам дела (л.д. 62).

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных пояснениях (л.д.22).

Представители заинтересованных лиц Администрации г. Перми и Департамента градостроительства и архитектуры г. Перми в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление является не обоснованным и не подлежит удовлетворению.

Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является единственным доказательством существования зарегистрированного права и представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственной регистрации подлежит право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним (пункт 1 статьи 4 Закона о государственной регистрации прав).

Согласно п. 5 ст. 2 Закона о государственной регистрации прав, отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.

Право заинтересованного лица обратиться в суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено главой 25 ГПК РФ.

В силу статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В судебном заседании на основании материалов дела установлено, что Горина А.В. является правообладателем земельного участка с кадастровым , который расположен в Мотовилихинском районе г. Перми, западнее жилого района Центральный (участок № 4). Земельный участок входит в территориальную зону СХ – зона сельскохозяйственного использования, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – сады, огороды. Сведения о территориальной зоне внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Пермской городской думы «О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 26.06.2007 г. № 143 «Об утверждении правил землепользования и застройки города Перми» от 28.01.2014 г. № 5.

Горина А.В., действуя через своего представителя по доверенности ФИО5, обратилась в Управление Росреестра по Пермскому краю с целью государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный на указанном земельном участке. К заявлению были приложены квитанция об оплате госпошлины, декларация об объекте недвижимого имущества.

26.09.2014 г. государственная регистрация была приостановлена на срок до 24.10.2014 года по причине нахождения земельного участка в территориальной зоне сельскохозяйственного использования, где не предусмотрено индивидуальное жилищное строительство, отсутствия разрешительной документации, отсутствия государственного кадастрового учета жилого дома.

Решением Управления Росреестра по Пермскому краю от 24.10.2014 года № отказано в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости на основании абз. 13 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», в связи с тем, что земельный участок не предназначен для индивидуального жилищного строительства, а так же в связи с отсутствием разрешения на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию заявленного к регистрации жилого дома.

Суд считает, что доводы Горевой А.В. о незаконности отказа в регистрации недвижимого имущества, являются не состоятельными и не могут быть приняты во внимание.

Согласно ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

В силу ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

В силу п. 3 указанной статьи для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо ранее выданное разрешение на строительство указанного объекта.

Таким образом, из анализа данных норм закона следует, что для осуществления строительства жилого дома на участке, предназначенном для выращивания сельхозпродукции, необходимо было получить разрешение на строительство объекта недвижимости, а по окончании строительства в полном объеме получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, чего заявителем сделано не было. Материалами дела наличие таких разрешений не установлено.

В соответствии с п. 1 ст. 25 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.

В соответствии со ст.52.7 Правил землепользования и застройки г. Перми, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143, Зона сельскохозяйственного использования СХ предназначена для выращивания сельхозпродукции открытым способом и выделена для обеспечения правовых условий сохранения сельскохозяйственных угодий, предотвращения их занятия другими видами деятельности. К основным видам разрешенного использования отнесены сады, огороды, огородные земельные участки.

Статьей 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года № 122-ФЗ предусмотрены особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества.

В силу части 1 указанной статьи основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В силу части 3 указанной статьи документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.

Все сведения об объекте недвижимого имущества определяются и вносятся заявителем в декларацию самостоятельно.

При этом, если на земельном участке, предназначенном для ведения дачного хозяйства, создан объект недвижимости, пригодный для постоянного проживания, в п. 3 «назначение объекта» декларации может быть заполнена ячейка «жилое».

Однако, при заполнении п. 3 декларации следует учитывать требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Согласно представленной Гориной А.В. в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию декларации об объекте недвижимости объектом недвижимого имущества, на который она просит зарегистрировать право собственности, является жилой дом.

Возведение жилого дома на участке, предусмотренном под сады и огороды, а равно и регистрация на таковой права собственности требует соблюдения отдельных процедур, прямо предусмотренных нормами действующего законодательства.

Гражданское законодательство требует при этом от собственника земельного участка соблюдения строительных норм и правил (п. 1 ст. 263 ГК РФ), которые унифицированно регламентируют соответствующие вопросы (СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан» и СП 11-106-97 «Разработка, согласование, утверждение и состав проектно-планировочной документации на застройку территории садоводческих (дачных) объединений граждан»).

Между тем, какие-либо документы, подтверждающие соблюдение указанных строительных норм и правил на государственную регистрацию представлены не были.

Ссылки Гориной А.В. на положения ст. 25.3 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», являются несостоятельными, поскольку если объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке, относится к объекту индивидуального жилищного строительства и является жилым домом, находящимся на земельном участке, предназначенном для садов и огородов сельскохозяйственного использования, положения ст. 25.3 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к нему не применимы. Сведений о том, что принадлежащий ей участок, на котором расположен жилой дом заявителя, имеет разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства либо для ведения личного подсобного хозяйства материалы дела не содержат.

На основании изложенного, поскольку заявитель требует зарегистрировать за ним право собственности на объект недвижимости, возведенный им на земельном участке, предназначенном для сельскохозяйственного использования, исключительно как жилой дом, а также учитывая установленное в ст. 2 Закона о регистрации понятие государственной регистрации прав как юридического акта признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с положениями ст. ст. 254, 255 ГПК РФ суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Гориной А.В. требований.

Согласно п. 1 ст. 13 Закона о регистрации, одним из этапов государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов.

В силу п. 32 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 г. N 184 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона).

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).

Следовательно, проводимая государственным регистратором, правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию документов, представляет собой комплексное исследование, направленное на определение соответствия указанных документов нормам и требованиям не только Закона о государственной регистрации прав, но и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 19 Закона о государственной регистрации прав государственная регистрация приостанавливается государственным регистратором не более чем на один месяц при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.

Из материалов дела усматривается, что Управлением Росреестра по Пермскому краю было вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности на жилой дом на 1 месяц. В течение этого срока причины, препятствующие государственной регистрации, устранены не были.

При таких обстоятельствах суд считает, что действия регистрационной службы соответствуют требованиям Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и оснований для признания незаконным оспариваемого отказа у суда не имеется, в связи с чем, отказ Управления Росреестра по Пермскому краю в государственной регистрации права собственности Гориной А.В. на жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым № 59:01:4019087:707 находящемся по адресу Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский район, западнее жилого района Центральный, участок 4, является обоснованным и правомерным, поскольку оспариваемое решение принято государственным регистратором в соответствии с законом в пределах представленных ему полномочий.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать Гориной А.В. в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Управления Росреестра по Пермскому краю от 24.10.2014 г. об отказе в осуществлении государственной регистрации жилого дома и возложении обязанности осуществить государственную регистрацию.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения с подачей жалобы через Мотовилихинский районный суд г. Перми.

Решение не вступило в законную силу.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья:                             А.О. Долматов

Секретарь:

2-977/2015 ~ М-165/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Горина Анастасия Владимировна
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
Суд
Мотовилихинский районный суд г. Перми
Судья
Долматов Антон Олегович
Дело на сайте суда
motovil--perm.sudrf.ru
12.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2015Передача материалов судье
12.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2015Судебное заседание
23.01.2015Судебное заседание
06.02.2015Судебное заседание
19.02.2015Судебное заседание
24.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2015Дело оформлено
28.05.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее