Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1430/2021 ~ М-1084/2021 от 30.04.2021

57RS0023-01-2021-002141-36

2-1430/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2021 года город Орел

Советский районный суд города Орла в составе:

председательствующего районного судьи Горбачевой Т.Н.,

при секретаре Ступниковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Орловского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Орла о возложении обязанности к устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления

УСТАНОВИЛ:

Орловский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения, в обоснование которого указал, что в рамках проводимой проверки установлено наличие несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, строительных отходов на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Так, в границах земельного участка с кадастровым номером №*** из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <...>, складируются отходы на площади 2628.2 кв.м. Также размещены отходы в границах сопредельного земельного участка с кадастровым номером №***, на площади 3431.3 кв.м.

Территория на которой складированы отходы, принадлежит к землям, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия собственника в отношении данных земель осуществляют органы местного самоуправления г. Орла.

Не смотря на большую площадь загрязнения и длительность складирования отходов, администрация г. Орла не принимала меры к обеспечению защиты земель от загрязнения отходами производства и потребления, соблюдения экологических и санитарно- гигиенических норм, к ликвидации указанной свалки.

На основании изложенного, Орловский природоохранный межрайонный прокурор окончательно просит суд обязать администрацию г. Орла в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки отходов на площади 3431.3 кв.м. в границах земельного участка с кадастровым номером №***, имеющего общую площадь 74575 кв.м., расположенного по адресу: <...>, земельный участок №***.

В судебном заседании старший помощник Орловского природоохранного межрайонного прокурора ФИО3 поддержала уточненные исковые требования по основаниям и доводам, указанным в иске.

Представитель ответчика администрации г. Орла Гришакова Е.М., представляющая также интересы третьих лиц Управления городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла, Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла, не признала исковые требования, считает надлежащим ответчиком Управление городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла. В настоящее время невозможность ликвидации несанкционированной свалки отходов связана с дефицитом бюджета г. Орла и отсутствием денежных средств, необходимых для данных целей.

Суд, выслушав присутствующих, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований Орловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Орла по следующим основаниям.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ).

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено и в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ).

Частью 2 статьи 21 и частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По смыслу положений Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 № 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение (абзац 5 статьи 1); объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (абзац 10 статьи 1).

Согласно пункту 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

На основании статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу абзацев 2, 7, 8 статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (подпункт пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ).

В силу пункта 2 статьи 16 Земельного кодекса РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

На основании пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Из материалов дела следует, что 20 марта 2021 г. должностным лицом отдела государственного земельного надзора Управления Россреестра по Орловской области в ходе исполнения поручения Орловского природоохранного межрайонного прокурора выявлено размещение несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером №*** на площади 3134.3 кв.м., в 30 метрах от дороги, ведущей к ГУП Орловской области «Ветеринарный санитарный утилизационный завод «Орловский», по <...> в <...>, что подтверждается актом обследования земельных участков и фототаблицей к нему, приобщенных к материалам дела.

Установленные должностным лицом подразделения Управления Россреестра по Орловской области обстоятельства также подтверждаются актами санитарно- эпидемиологического обследования от 01 апреля 2020 г., составленными должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Орловской области, актом обследования территории от 06 апреля 2021 г., составленного должностными лицами Приокского межрегионального Управления Росприроднадзора и фототаблицей к нему, и не оспаривалось представителем ответчика.

При этом, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 31 марта 2021 г., земельный участок с кадастровым номером №*** отнесен с категории земель- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- склады и оптовые базы V класса опасности.

Из ответа администрации г. Орла от 06 апреля 2021 г. следует, что в администрации г. Орла отсутствует информация о размещении отходов на земельном участке в районе ГУП Орловской области «Ветеринарный санитарный утилизационный завод «Орловский».

    Из акта проверки от 06 августа 2021 г., представленного Орловским природоохранным межрайонным прокурором также следует, что по состоянию на дату его составления мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки отходов не проводились.

    Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований Орловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц поскольку наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, нарушает гарантированные права граждан на благоприятную окружающую среду в населенном пункте, приводит к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, создает угрозу экологической безопасности, причинения вреда жизни и здоровью граждан, природным объектам.

В этой связи суд считает необходимым обязать ответчика администрацию г. Орла в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки отходов на площади 3431.3 кв.м. в границах земельного участка с кадастровым номером №***, расположенного по адресу: Орловская область, г. Орел, <...> №***.

При этом суд учитывает, что только орган местного самоуправления обладает полномочиями по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем администрация г. Орла выступает как собственник таких земель, и обязана проводить мероприятия по защите таких земель от загрязнения, в том числе, отходами производства и потребления.

В связи с чем, довод представителя ответчика о том, что администрация г. Орла является ненадлежащим ответчиком по делу, суд считает необоснованным, не соответствующим приведенным правовым нормам.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Орловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Орла о возложении обязанностей к устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления удовлетворить.

Обязать администрации города Орла в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки отходов на площади 3431.3 кв.м. в границах земельного участка с кадастровым номером №***, расположенного по адресу: <...>, земельный участок №***.

    Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения в Орловский областной суд.

Мотивированный текст решения суда изготовлен 17 августа 2021 г.

Председательствующий Т.Н. Горбачева

2-1430/2021 ~ М-1084/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Орловская природоохранная межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация г.Орла
Тарасов Геннадий Владимирович
Другие
Управление городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла
Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора
Управление муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Горбачева Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
30.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.05.2021Передача материалов судье
05.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2021Подготовка дела (собеседование)
25.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.07.2021Судебное заседание
22.07.2021Судебное заседание
10.08.2021Судебное заседание
17.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2021Дело оформлено
07.02.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее