Судья Кийко Т.А.
Судья-докладчик Туглакова Л.Г. № 33а-7989/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 сентября 2019 года г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.,
судей Гусаровой Л.В. и Харина Р.И.,
при секретаре Гордееве А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата на должность мэра муниципального образования «Катангский район» Чонского С.Ю. к Катангской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения о регистрации Сафронова О.В. кандидатом на должность мэра муниципального образования,
по апелляционной жалобе административного ответчика председателя Катангской территориальной избирательной комиссии Башмакова А.О.,
по апелляционной жалобе заинтересованного лица Сафронова О.В.
на решение Катангского районного суда Иркутской области от 21 августа 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании решения Катангской ТИК от 31.07.2019 № 100/390 он зарегистрирован кандидатом на должность мэра МО «Катангский район».
Решением Катангской ТИК от 07.08.2019 № 102/404 кандидатом на должность мэра МО «Катангский район» зарегистрирован Сафронов О. В.
Административный истец полагал, что Сафронов О. В. зарегистрирован кандидатом на указанную должность с нарушением действующего законодательства.
При подаче заявления в Катангскую ТИК о согласии на выдвижение его кандидатом на должность мэра МО «Катангский район» и предоставлении необходимого комплекта документов Сафронов О. В. в заявлении указал на наличие у него судимостей: по ч. 2 ст. 144 УК РСФСР, погашенной 03.06.1983; по ч. 2 ст. 144 УК РСФСР, погашенной 09.02.1992.
При этом, в представленных в Катангскую ТИК подписных листах, в нарушение п. 9 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 5 ч. 3 ст. 57 Закона Иркутской области от 11.11.2011 № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области», сведения о судимостях Сафронова О. В. не указаны, что влечет недействительность подписей избирателей в них.
Указанные нарушения, по мнению административного истца, являются основанием для отмены решения Катангской ТИК о регистрации Сафронова О. В. кандидатом на должность мэра МО «Катангский район».
Решением суда административные исковые требования кандидата на должность мэра муниципального образования «Катангский район» Чонского С.Ю. удовлетворены.
Признано незаконным и отменено решение Катангской территориальной избирательной комиссии от 07.08.2019 г. № 102/404 о регистрации Сафронова О.В. кандидатом на должность мэра муниципального образования «Катангский район».
В апелляционной жалобе председателем Катангской территориальной избирательной комиссии Башмаковым А.О. выражается несогласие с решением суда и указывается, что Катангская ТИК не допустила каких-либо нарушений избирательного законодательства при принятии решения о регистрации Сафронова О.В.
В апелляционной жалобе Сафронов О.В. в обоснование доводов к отмене решения суда указал, что Ухова Л.А., замещающая на постоянной основе должность заведующей отделом по управлению делами администрации Ербогаченского муниципального образования в силу предписаний Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», не могла являться представителем административного истца Чонского С.Ю. в органах судебной власти.
Судом в судебном заседании не разрешался вопрос о рассмотрении административного дела в отсутствии представителя заинтересованного лица Сафронова О.В. –Сергеева А.С., копии определений о принятии иска к производству и подготовке дела, о назначении к судебному разбирательству ему не направлялись.
Сафронов О.В. не был извещен судом о времени и месте судебного разбирательства. Им было заблаговременно направлено суду уведомление о нахождении его в период времени с 17 часов 00 минут 19 августа 2019 до 00 часов 00 минут 24 августа 2019 в поездке водным транспортом по р.Нижняя Тунгуска для проведения предвыборной агитации в с. Хамакар и Никанно.
Аэропорт Ербогачен не принимал самолеты до 24 августа 2019г в связи с размоканием взлетно-посадочной полосы.
Телеграмму Катангского районного суда от 20 августа 2019г. на адрес постоянной регистрации Сафронова О.В. – "адрес изъят" нельзя признать надлежащим уведомлением.
Доказательств доставления телеграммы на имя Сафронова О.В. направленная по "адрес изъят" материалы дела не содержат.
На уведомление посредством СМС сообщения и Сафронов О.В. не давал своего согласия.
Расписка о получении судебной повестки также не дает оснований высказаться о его надлежащем извещении.
Прокурором, участвующим в деле по доводам апелляционных жалоб поданы письменные возражения.
Председатель Катангской ТИК, административный истец Чонский С.Ю. извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причину неявки не сообщили, об отложении дела не просили.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав доклад по делу, объяснения заинтересованного лица Сафронова О.В. и его представителя по ордеру адвоката Сычевой Т.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Смирнова В.А., согласившегося с решением суда, заключение прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Альбрехт О.А., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 – 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Одним из условий выдвижения кандидата является уведомление об этом соответствующей избирательной комиссии путем подачи письменного заявления выдвинутого лица о согласии баллотироваться, содержание которого регламентировано пунктом 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ.
Согласно пункту 2.1 указанной статьи, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении о согласии баллотироваться указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ.
Аналогичные требования содержатся в части 2(1) статьи 49, пункте 8 части 1 статьи 63 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 года № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области».
Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону (п. 8 ст. 37).
Если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата (п. 9 ст.37).
Недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона (пп. «и» п. 6.4).
Подписной лист должен содержать, в том числе следующие сведения о кандидате: в случае если у кандидата имелась или имеется судимость, - сведения об имевшихся когда-либо или имеющихся судимостях кандидата (с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) и наименования закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации) (пп. 5 п. 3).
В силу ст. 59 Закона Иркутской области от 11.11.2011 № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области», для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования в избирательную комиссию муниципального образования кандидатом должны быть представлены, в том числе подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей) (пп. 1 п. 2).
Судом достоверно установлено, что Сафроновым О. В. 18.07.2019 в Катангскую ТИК при уведомлении о выдвижении в качестве кандидата на указанную должность, было представлено заявление о согласии баллотироваться на должность мэра МО «Катангский район», с указанием в заявлении сведений о судимостях: по ч. 2 ст. 144 УК РСФСР Ангарским ГНС Иркутской области 03.06.1980 (судимость снята в 1983 году); по ч. 2 ст. 144 УК РСФСР Центром РНС г. Ангарска Иркутской области 23.05.1986 (судимость погашена в 1993 году).
29.07.2019 Сафроновым О. В. в Катангскую ТИК были представлены подписные листы в количестве 7 штук с подписями избирателей в его поддержку в количестве 19 подписей.
Из ведомости проверки подписных листов от 05.08.2019, итогового протокола проверки подписных листов от 05.08.2019 следует, что из 19 представленных в поддержку кандидата Сафронова О. В. подписей избирателей рабочей группой по приему и проверке документов, представляемых кандидатом на должность мэра МО «Катангский район», признана недостоверной и (или) недействительной 1 подпись по причине неверных данных о месте жительства избирателя. 18 подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, признаны достоверными.
Вместе с тем, из представленных в Катангскую ТИК Сафроновым О. В. подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку его выдвижения в качестве кандидата на должность мэра МО «Катангский район» видно, что в них отсутствуют сведения о наличии у Сафронова О. В. судимостей, на которые он указал в заявлении о согласии баллотироваться на указанную должность.
Таким образом, судом достоверно установлено, что, при уведомлении избирательной комиссии о выдвижении в качестве кандидата на должность мэра МО «Катангский район», все представленные Сафроновым О. В. для регистрации в качестве кандидата в Катангскую ТИК подписные листы с подписями избирателей, в нарушение требований п. 9 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пп. 5 п. 3 ст. 57 Закона Иркутской области от 11.11.2011 № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области», не содержали сведений о наличии у него судимостей по ч. 2 ст. 144 УК РСФСР Ангарским ГНС Иркутской области 03.06.1980 (судимость снята в 1983 году), по ч. 2 ст. 144 УК РСФСР Центром РНС г. Ангарска Иркутской области 23.05.1986 (судимость погашена в 1993 году), что являлось основанием для признания всех подписей избирателей недействительными в силу пп. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пп. 22 п. 9 ст. 61 Закона Иркутской области от 11.11.2011 № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области».
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к закономерному выводу об отмене решения о регистрации Сафронова О.В. кандидатом на должность мэра Катанского муниципального образования «Катангский район» на основании п. 6 статьи 76, п.9 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В апелляционной жалобе Сафронов О.В. указывает на то, что не был извещен судом о дне судебного заседания. Между тем, из материалов административного дела следует, что суд использовал все возможное способы для извещения административного ответчика о судебном разбирательстве: 20 августа 2019 года на 17,00 часов Сафронов О.В. был извещен судьей по телефону, о чем составлена телефонограмма; путем направления СМС сообщения, в это же день предпринята попытка вручить копию искового заявления и судебное извещение заинтересованному лицу по месту жительства и по месту регистрации; направлены телеграммы, которые возвращены в суд за невозможностью вручения из-за отсутствия адресата.
Учитывая сокращенные сроки рассмотрения административного дела о защите избирательных прав в период избирательной кампании, судебная коллегия признает, что суд принял исчерпывающие меры об извещении заинтересованного лица и вправе был приступить к рассмотрению дела в его отсутствие.
Согласно протоколу судебного заседания, оно не откладывалось, а был объявлен перерыв на 21 августа 2019г. на 17-00, где повторное извещение лиц, участвующих в деле, не требуется (данные изъяты).
Доводы жалобы об участии в деле в качестве представителя административного лица Уховой Л.А. без соответствующих полномочий основаны на неверном применении норм процессуального закона, поскольку полномочия представлять его интересы со всеми процессуальными правами, предусмотренными КАС РФ, прописаны в нотариально оформленной доверенности от 14 августа 2019 года (данные изъяты).
Другие доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, они основаны на неправильном толковании примененных судом норм права и сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, доводы апелляционной жалобы позицию суда не опровергают, оснований, предусмотренных законом для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Катангского районного суда Иркутской области от 21 августа 2019 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы–без удовлетворения.
Председательствующий: Л.Г.Туглакова
Судьи: Л.В.Гусарова
Р.И.Харин