Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-144/2021 ~ М-2135/2021 от 06.10.2021

Дело № 2 – 144 / 2021

35RS0018-01-2021-000255-10

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Резолютивная часть решения оглашена 26 октября 2021 года.

Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2021 года.

26 октября 2021 года                                                                                                       с. Нюксеница

Нюксенский районный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Согриной Е.В.,

При секретаре Кормановской В.В.,

С участием и.о. прокурора Нюксенского района Вологодской области Ершова С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Нюксенского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нюксенского муниципального района о принятии мер по постановке участка автомобильной дороги на учет, как бесхозяйного недвижимого имущества, и обеспечении его содержания,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Нюксенского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Нюксенского муниципального района о принятии мер по постановке участка автомобильной дороги на учет, как бесхозяйного недвижимого имущества, и обеспечении его содержания.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории Нюксенского района, в связи с дорожно-транспортным происшествием 7 июля 2021 года. В результате проверки установлено, что автомобильная дорога, соединяющая д. Стрелки и п. Копылово Нюксенского района, не включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог и не состоит на балансе администрации Нюксенского муниципального района, что ведет к угрозе безопасности дорожного движения.

Просил возложить на ответчика обязанность принять меры к постановке на учет данной дороги как бесхозяйного имущества и обеспечить ее содержание.

В судебном заседании и.о. прокурора Ершов С.С. исковые требования поддержал в полном объеме согласно заявленным требованиям.

Представитель ответчика руководитель администрации Нюксенского района Теребова С.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть в отсутствие представителя ответчика, направила отзыв, в котором пояснила, что приняты меры по изготовлению технической документации на автодорогу, направлены запросы о предоставлении сведений на объект, после получения ответов, комитет по управлению имуществом обратится в МФЦ с заявлением о постановке объекта на учет, как бесхозяйного имущества.

Представитель третьего лица комитета по управлению имуществом администрации Нюксенского муниципального района председатель Пушникова Л.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть без участия представителя, направила отзыв, в котором сообщила, что 26 сентября 2021 года сведения об основных характеристиках объекта недвижимости – сооружение дорожного транспорта «Автомобильная дорога от д. Стрелка по п. Копылово», протяженностью 4754 метров с кадастровым номером 35:09:0000000:654 внесены в Единый государственный реестр недвижимости, 14 октября 2021 года направлены запросы, после получения ответов будет направлено соответствующее заявление о постановке на учет бесхозяйного имущества.

Представитель третьего лица КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» по доверенности Подъельная О.С. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть без участия представителя, разрешение вопроса оставила на усмотрение суда, в отзыве пояснила, что автомобильная дорога, соединяющая населенные пункты Стрелка и Копылово Нюксенского района, в оперативное управление учреждению не передавалась, в то же время на праве оперативного управления переданы автомобильные дороги межмуниципального значения Подъезд к д. Стрелка и Копылово-Ягрыш.

Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, своих доводов не предоставило.

Заслушав истца, изучив и исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ч. 1, ч. 2, ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 199-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из принципов обеспечения безопасности является «приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении», и согласно п. 4 ст. 6 этого же закона, именно муниципальные образования должны проводить мероприятия по обеспечению безопасности на местных дорогах.

В соответствии с ч.1 ст.17, ч.1 ст. 18 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 -ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.14, ч.5 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории сельского поселения относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с ч.4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая:

принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.

ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ст. 6 Устава Нюксенского муниципального района к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из представленных материалов судом установлено, что на территории Нюксенского муниципального района Вологодской области находится объект недвижимого имущества – автомобильная дорога, соединяющая д. Стрелка и п. Копылово, который не стоит на балансе администрации Нюксенского муниципального района, однако востребована населением, поскольку является связующим звеном между федеральной автодорогой и п. Копылово, в котором проживает 174 человека, функционирует общеобразовательная школа, детский сад, фельдшерско-акушерский пункт. Также по данной автомобильной дороге осуществляется организация транспортного обслуживания населения на муниципальном маршруте регулярных перевозок (маршрут № 7 Вострое — Нюксеница — Вострое). В зоне действия автомобильной дороги находится населенный пункт Стрелка, в котором никто не зарегистрирован и не проживает на постоянной основе. «Подъезд к д. Стрелка» включен в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории Нюксенского муниципального района и фактически является подъездной автодорогой к населенному пункту д. Стрелка.

При расследовании дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 07.07.2021 на автомобильной дороге соединяющей д. Стрелки и п. Копылово Нюксенского района, в котором водитель транспортного средства получил телесные повреждения, выявлено, что автодорога не находится на балансе администрации Нюксенского муниципального района.

Сельское поселение «Востровское» 14 мая 2021 года обращалось в администрацию Нюксенского муниципального района с требованием о включении участка автомобильной дороги Подъезд к д. Стрелка Стрелка- Копылово до п. Копылово в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения. Администрация района направила информационное письмо в КУ ВО «Управление автомобильных дорог» с просьбой рассмотреть вопрос о включении в перечень автомобильных дорог регионального значения дорогу «Стрелка — Копылово». В ответ КУ ВО «Управление автомобильных дорог» разъяснили, что автомобильную дорогу необходимо поставить на учет, как бесхозяйное недвижимое имущество, для того чтобы в дальнейшем включить ее в перечень автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с целью возможного содержания. Содержанием автомобильной дороги в зимний период занимается ПАО «Вологодавтодор» Нюксенское ДРСУ.

К собственности муниципального района в соответствии с п. 10 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

Судом установлено, что участок дороги д. Стрелка-Копылово не включен в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог, в настоящее время является бесхозяйным. Наличие на территории района бесхозяйных автомобильных дорог ведет к угрозе безопасности дорожного движения. Отсутствие собственника у автомобильной дороги влечет невозможность обеспечения ее сохранности, безопасной и надлежащей эксплуатации, создает угрозу нарушения прав граждан на безопасность дорожного движения.

В соответствии ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Орган местного самоуправления единственный кто имеет право подать заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3 ст. 225 ГК РФ).

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 26 сентября 2021 года сооружение дорожного транспорта - автомобильная дорога от д. Стрелка до п. Копылово, 1992 года завершения строительства, поставлена кадастровый учет, присвоен кадастровый номер .

Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения искового заявления и возложения на ответчика обязанности принять меры к постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, как бесхозяйного, участка автомобильной дороги д. Стрелки и п. Копылово Нюксенского района, и обеспечить его содержание.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что ответчику для исполнения настоящего решения необходимо время, суд полагает целесообразным определить для исполнения решения суда срок в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Нюксенского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на администрацию Нюксенского муниципального района обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры о постановке участка автомобильной дороги д. Стрелки и п. Копылово Нюксенского района на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, как бесхозяйное недвижимое имущество и обеспечить его содержание.

Составление мотивированного решения отложить до 29 октября 2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через суд Нюксенского района в течение одного месяца с момента вынесения мотивированного решения.

Судья                                                                                                                        Е.В. Согрина

2-144/2021 ~ М-2135/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Нюксенского района
Ответчики
Администрация Нюксенского муниципального района
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области
Комитет по управлению имуществом администрации Нюксенского муниципального района
КУ ВО "Управление автомобильных дорог Вологодской области"
Администрация сельского поселения Востровское
Суд
Нюксенский районный суд Вологодской области
Судья
Согрина Елена Витальевна
Дело на сайте суда
nuksensky--vld.sudrf.ru
06.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.10.2021Передача материалов судье
11.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2021Судебное заседание
29.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее