Дело № 2-8407/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда | 15 октября 2018 года |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
судьи Давыдовой О.Н.,
при секретаре Бирюковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Правдиной И. В. к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Вологда», акционерному обществу «Газпром газораспределение Вологда» о защите прав потребителей,
установил:
21.02.2013 между Правдиной И.В. и ООО «Газпром Межрегионгаз Вологда» заключен Договор № «поставки газа для нужд населения».
01.08.2018 без письменного уведомления и предупреждения, представители Поставщика отключили поставку газа для дома, сославшись на то, что в здании бани самовольно подключено газовое оборудование.
Истец обратилась в суд с иском, в котором просит обязать ответчика безвозмездно произвести работы по возобновлению подачи газа для жилого дома по адресу: <адрес>, мотивируя тем, что планировала подключить в установленном порядке газовое оборудование для отопления бани на зимний период 2018-2019 года, но еще не успела согласовать проектную и исполнительную документацию, а потому газовое оборудование в бане было не подключено и не использовалось.
Протокольным определением от 26.09.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечено АО «Газпром газораспределение Вологда».
В судебном заседании истец Правдина И.В. исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что газ подключен только к дому, поставлен счетчик, подключен только котел, разрешено было подключить газовую плиту, но плита не используется. В судебном заседании 26.09.2018 суду пояснила, что проверка была в ее отсутствие, присутствовал ее супруг, газом не пользовались.
В судебном заседании представитель истца Крутиков И.Л. исковые требования поддержал, просил удовлетворить, суду пояснил, что проверка была проведена с нарушением установленного законом порядка, акт от 01.08.2018 им передан не был, по почте получили только один акт – о проверке счетчиков. Проверяющие не представились. До момента приезда сотрудников, угрозы возникновения аварии не было, нарушены права потребителей.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Газпром Межрегионгаз Вологда» по доверенности Гончаров Д.А. с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, суду пояснил, что препятствий при проверке собственники помещения не чинили, дали возможность сфотографировать, потребителю необходимо привести оборудование в первоначальное состояние, дать заявку на подключение газа. Счетчик рассчитан на суммарное потребление газа не более 6 кб в час. В данном случае при подключении газа возможна авария.
В судебном заседании представитель ответчика АО «Газпром газораспределение Вологда» по доверенности Рычков А.В. с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, суду пояснил, что в ходе проверки были сделаны фотографии в присутствии ФИО1, счетчик в час может сосчитать 6 куб.м., даже если используется 9 куб.м. газа. У Поставщика есть договор поставки газа, он вправе проверить и составить акт. Когда возникает угроза аварии, уведомлять собственника о проведении проверки не требуется. Было выявлено несанкционированное подключение, обнаружена угроза.
В судебном заседании свидетель ФИО1 суду пояснил, что на <адрес> находится их дача, летом проживают с супругой в указанном доме. В доме ведутся отделочные работы. 01.08.2018 его вызвали, поскольку проводилась проверка ООО «Газпром Межрегионгаз Вологда», он приехал, сотрудники ему представились, показали документы, сказали, что поступило заявление от соседей о том, что он подключился к их газопроводу, но до счетчика никаких подключений не было. Сотрудники хотели попасть в баню, пояснил им, что баня полностью отапливается от электричества, есть счета за электроэнергию. После проведения проверки сотрудники выдали акт о проверке счетчиков, пояснил, что собственником не является, поставил подпись. Сотрудники попросили подписать еще один документ, где указано про два котла, однако второй экземпляр ему не предоставили. В его присутствии фотографирование не производилось. Подтвердил, что в акте проверки стоит его подпись, не говорил о том, что газовое оборудование подключил самостоятельно и вызывал бригаду по объявлению. Обращались в независимую организацию за составлением проекта, был составлен договор на подключение. Подогрев полов в бане под кафелем, в бане 4 котла, их никто не устанавливал, горячую воду при нем не включали, вода греется от электричества. Разводка к газовым котлам не сделана.
В судебном заседании свидетель ФИО2 суду пояснила, что проводила проверку газового оборудования, выезжала вместе с начальником ФИО3 на <адрес>. Поступило обращение о проверке оборудования на данном адресе. Приехали на адрес, у дома стояла машина, оказалось, что в ней сидел ФИО1, он сразу уехал. Дверь на участок открыл молодой человек, сказал, что он работает на участке, в доме была хозяйка, однако, дверь не открыли. Пошли визуально осматривать территорию. Внешних подключений не было видно, но в баню было не попасть. Хотели вызвать сотрудников полиции, но тут сразу приехал ФИО1, ему объяснили цель визита, проследовали в баню, там зафиксировали два котла, проводили фотофиксацию в его присутствии, он запачкал руки, включил котел, потекла теплая вода, сказал, что автоматически включается, на что мы сделали акцент, сказал, что совсем недавно подключил. Было видно временную грязь, следовательно, эксплуатация котлов была, они эксплуатировались не меньше года, он вспомнил, что в ноябре 2017 года их подключила бригада по объявлению в газете, составили акт. Затем проследовали в котельную, в котельной зафиксировали, что есть отвод от газопровода, который проходил под землей, но был виден. Подключено методом шланга, это опасный способ, счетчик был установлен с минимальной пропускной способностью, с учетом тех котлов, которые установлены в бане, счётчик не справлялся. ФИО1 расписался в акте, был согласен с тем, что указано, было озвучено, что счетчик меньше пропускной способности, подъехала бригада на отключение. Они начали производить демонтаж, ФИО1 стал препятствовать, сказал, что в доме женщины, они любят чистоту, из дома вышла Правдина И.В., ФИО1 сознался, что рабочий - это его сын. Правдина вышла, когда уже все отключили. Подключение было совершено с грубыми нарушениями. Такое подключение могло привести к аварии. Отключение проводила бригада АО «Газпром газораспределение Вологда».
В судебном заседании свидетель ФИО3 суду пояснил, что выезжал на <адрес>, для проведения проверки, их пригласили сотрудники АО «Газпром газораспределение Вологда», подошли к дому, напротив стояла машина ФИО1, там сидел мужчина, как оказалось ФИО1, подошли к дому, открыл дверь молодой человек, представился не собственником, а рабочим. На территории находится три здания, частный дом, строящийся дом, баня. Представились, попросили пригласить собственника, молодой человек стал звонить ФИО1, пошли смотреть территорию, никто не запрещал проходить по территории, ждали собственника, попросили мужчину предоставить доступ к бане, он сказал, что нет ключей, был виден дымоход, вызвало подозрение, что подключен газ, стали звонить в полицию, но появился ФИО1, отменили вызов полиции. Котельная была захламлена, стали убирать, увидели, что к основному газопроводу подключен тройник, подключен сильфонный шланг, который уходил в край комнаты, где выходила полиэтиленовая труба, соединение газовой трубы было для водоснабжения, была подача газа, поскольку шла от газового котла. Когда зашли в котельную, ФИО1 стал все закрывать, попросили его не трогать ничего, фотографировали, ФИО1 это видел, в котельной было установлено два котла, один напольный - Сиберия, настенный - Ферори. Попросили включить горячую воду, сразу произошла вспышка, еще подключен электрический котел, в момент проверки был подключен газовый котел, прошли в соседнее помещение, там был разобран газовый котел, он сказал, что котел куплен на запчасти. Он сказал, что нанял рабочих по объявлению. Отключение производилось в его присутствии, он просил не отключать. Акт проверки составлялся в присутствии ФИО2. Акты были составлены в двух экземплярах, акт проверки был вручен ФИО1, он сказал неправильно свое отчество, акт был полностью заполнен. У абонента был установлен счетчик марки БК Ж4Т, максимальный диапазон до 6 куб. м. Все оборудование выходило за диапазон до 9-10 куб.м. Отопление считается круглогодично, тариф рассчитывается на весь год, он рассчитан чуть меньше. Все, что выявила проверка, могло привести к аварии, соединение пластиковых труб производится только пайкой, газопровод не может быть снаружи, он должен быть под землей, не может располагаться внутри помещения. Должны использоваться гильзы с пластика на металл. Отключение производили специализированные сотрудники.
Суд, заслушав участвующих лиц, исследовав представленные материалы, пришел к следующему:
21.02.2013 между Правдиной И.В. и ООО «Газпром Межрегионгаз Вологда» заключен Договор № «поставки газа для нужд населения». В соответствии с п.1.1, договора «Поставщик обязуется осуществлять поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд Абонента к используемому Абонентом газо-потребляющему оборудованию, подключенному в установленном порядке к действующему газопроводу, а Абонент принять и оплатить газ на условиях, предусмотренных настоящим договором».
В соответствии с п.4.2.3 Договора приостановка подачи газа без предварительного уведомления Абонента производится в следующих случаях: аварии в газораспределительной сети; аварии или утечки газа на внутридомовом газовом оборудовании; техническое состояние внутридомового газового оборудования создает угрозу возникновения аварии; в иных случаях, предусмотренных законодательством.
01.08.2018 без письменного уведомления и предупреждения, представители Поставщика отключили поставку газа для дома по адресу: <адрес>.
08.08.2018 истец обратилась с заявлением к ООО «Газпром Межрегионгаз Вологда» о разъяснении причин отключения бытового газа и нарушений условий договора Поставщиком.
15.08.2018 ООО «Газпром Межрегионгаз Вологда» был предоставлен ответ, из которого следует, что 01.08.2018 сотрудниками ООО «Газпром Межрегионгаз Вологда» было выявлено самовольное подключение газового оборудования к системе газоснабжения.
Отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе порядок определения объема потребленного газа и размера платежа для него урегулированы Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (далее - Правила поставки газа). На отношения, неурегулированные Правилами поставки газа, распространяются Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Согласно п. 6.8. Договора в жилом помещении при наличии прибора учета установлен отопительный котел, отапливаемая площадь 135,8 м кв.
В силу п. 24 Правил поставки газа, начисление платы за поставленный природный газ производилось на основании показаний, передаваемых потребителем.
В адрес АО «Газпром газораспределение Вологда» поступило заявление соседа Истца ФИО4, в котором он выразил беспокойство и просил провести проверку безопасности и законности подключения дополнительного объекта (бани) к его газопроводу без разрешения и проекта.
Все строительно-монтажные и пуско-наладочные работы на газопроводах должны выполняться на основании проекта, организациями, допущенными в установленном порядке к выполнению данных работ.
01.08.2018 сотрудниками ООО «Газпром Межрегионгаз Вологда» и АО «Газпром газораспределение Вологда» был организован совместный выезд по указанному адресу. В ходе проведения проверки выявлено, что в помещении котельной, в которой установлен отопительный газовый котел, используемый для отопления дома, к газопроводу присоединена полиэтиленовая труба низкого давления, предназначенная для систем водоснабжения. От трубы идет разводка в баню, где установлены и подключены еще 2 газовых котла - настенный Ferroli и напольный АОГВ-23.2-1 Ростов. Все соединения осуществлены с использованием уплотнителей и материалов, использование которых на газовом оборудовании категорически запрещено (со временем высыхают и приводят к утечке газа).
На законное требование о предоставлении документов, подтверждающих, что все работы произведены в соответствии с требованиями действующих нормативных актов, присутствовавший при проведении проверки ФИО1 заявил, что оборудование подключено самостоятельно, бригаду нанял по объявлению, что и отражено в акте проверки, подписанном без разногласий.
В соответствии с пунктом 77 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410, при поступлении информации о наличии угрозы возникновения аварии, утечек газа или несчастного случая, специализированная организация обязана незамедлительно осуществить приостановление подачи газа без предварительного уведомления об этом абонента. Согласно подпункту «е» данного пункта о наличии указанной угрозы свидетельствует, в том числе, и наличие несанкционированного подключения газового оборудования к газораспределительной сети. Несанкционированным пункт 62 Правил предоставления коммунальных услуг называет подключение, осуществленное с нарушением установленного порядка подключения.
В связи с тем, что при самовольном подключении была нарушена целостность внутреннего газопровода, осуществляющего газоснабжение дома, во избежание возникновения аварийной ситуации, в полном соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, сотрудниками АО «Газпром газораспределение Вологда» произведены работы по полному приостановлению подачи газа.
Согласно пунктам 128, 129 Правил предоставления коммунальных услуг газоснабжение потребителя в жилом доме осуществляется при наличии отвечающего техническим требованиям внутридомового газового оборудования (в т.ч. вводного и внутреннего газопровода), в свою очередь, потребитель обязан обеспечить его надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию.
В соответствии с п. 48 Правил поставки газа, поставка газа возобновляется только в случае устранения абонентом причин, послуживших основанием для приостановления подачи газа, при условии оплаты последним расходов, понесенных в связи с проведением работ по отключению и подключению.
Правдина И.В. поясняет, что она запланировала подключение газового оборудования для отопления бани на зимний период 2018-2019 год в установленном порядке, но еще не успела согласовать проектную и исполнительную документацию. Однако, все работы должны производиться на основании утвержденного проекта.
Технические условия подключения к сети газораспределения от 28.03.2012 предусматривают возможность поставки газа только на здание общей площадью 135,8 м кв. Исходя их планируемых объемов потребления (4 куб. м. в час) и давления газа в точке подключения, рассчитан диаметр трубы, учтены все необходимые технические параметры. Пропускная способность установленного газового счетчика не рассчитана на учет газа, потребленного тремя мощными газовыми котлами.
В нарушение требований пп. «е» п. 21 Правил поставки газа и условий договора Абонент не сообщил в установленный срок об изменении площади (объема) отапливаемых помещений.
ФИО1 препятствовал проведению проверки. Только после звонка в полицию допустил специалистов в проверяемые помещения, в результате чего специалисты АО «Газпром газораспределение Вологда» были вынуждены применить меры по приостановлению газоснабжения дома.
Истец в адрес АО «Газпром газораспределение Вологда» (газораспределительной организации) с заявкой о заключении договора о подключении не обращалась, техническую возможность подключения объекта капитального строительства истца (бани) Общество не определяло, как не определяло точку подключения, мониторинг выполнения заявителем технических условий Общество также не осуществляло, врезку и пуск газа (фактическое присоединение) не производило.
Таким образом, истцом грубо нарушены требования Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 г. №1314. Подключение истцом объекта капитального строительства (бани), осуществленное с нарушение порядка подключения, является несанкционированным.
В соответствии с п. 3.12 Методических рекомендаций расчета ущерба от несанкционированных подключений к сетям газораспределения и газопотребления и несанкционированных вмешательств в работу приборов учета газа, утв. приказом Минэнерго России от 18.12.2015 г. №975 под несанкционированным подключением понимается подключение к сети газораспределения и/или газопотребления технологических и/или технических устройств, трубопроводов, гибких подводок, газоиспользующего оборудования, осуществленное при нарушении целостности газопроводов и/или технических устройств сети газораспределения и/или газопотребления с нарушением установленного порядка подключения.
В соответствии с п. 2 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. постановление Правительства РФ от 21.07.2008 г. №549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» поставка газа осуществляется исходя из принципа обеспечения бесперебойности и безопасности поставки газа.
Пунктом 47 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. постановление Правительства РФ от 21.07.2008 г. №549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» предусмотрено, что подача газа без предварительного уведомления абонента может быть приостановлена в случаях аварии в газовых сетях или угрозы её возникновения. При этом угроза возникновения аварии может быть установлена специализированной организацией, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании газового оборудования.
В судебном заседании истец и ее представитель от проведения экспертизы отказались, показаниями свидетелей и представителей ответчиков подтверждена угроза возникновения аварии при подключении газового оборудования с нарушением Правил подключения, доказательств обратного со стороны Истца суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что приостановление подачи газа осуществлено в рамках прав предоставленных действующим законодательством поставщику газа, следовательно, исковые требования Правдиной И.В. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.10.2018.