Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-778/2019 от 22.04.2019

Дело № 2-778

Мотивированное решение изготовлено 13.05.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 мая 2019 г. г. Кандалакша

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Плескачевой Л.И.,

при секретаре Телегиной Д.А.,

с участием ответчицы Степановой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда гражданское дело по иску

акционерного общества «Мурманэнергосбыт»

к Степановой Марине Алексеевне

о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Мурманэнергосбыт» (далее – АО «МЭС», истец) обратилось в суд с иском к ФИО3., ФИО4, Степановой М.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, пени, судебных расходов. В обоснование иска указывает, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, является муниципальной. Согласно справке формы 9 в указанной квартире зарегистрированы и проживают: с 24 июня 1975 года ФИО3, <дата> г.р., с 21 октября 2011 года ФИО4, <дата> г.р., с 06 июля 2004 года Степанова М.А., <дата> г.р. Ответчики на протяжении длительного времени не выполняли обязательств по внесению коммунальных платежей за отопление и горячее водоснабжение. По состоянию на 12 января 2018 года у ответчиков образовалась задолженность за период с января 2015 года по август 2017 года в размере 119 988 руб. 28 коп. Об имеющейся задолженности и текущих начислениях ответчики были уведомлены путем ежемесячного направления в их адрес счетов-квитанций, однако мер для погашения имеющейся задолженности не предприняли. Истец просит взыскать с ответчиков в солидарном порядке задолженность по оплате жилищно-коммунальной услуги «отопление» за период с января 2015 года по август 2017 года в размере 119 988 руб. 28 коп., пени в сумме 35 805 руб. 31 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4316 руб.

Определениями от 3 апреля 2018 года производство по делу прекращено в части требований о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальной услуги «отопление» с ФИО4 и ФИО3

Определением от 8 мая 2019 года производство по делу прекращено в части требования о взыскании со Степановой М.А. пени за задержку платежа в сумме 35 805 руб. 31 коп.

АО «МЭС» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчица Степанова М.А. в судебном заседании согласилась с наличием задолженности за оказанные услуги в сумме 11 530 руб. 83 коп. с учетом перевода квартиры на электрообогрев и правовых положений, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года № 46-П, просила в удовлетворении остальной части требований отказать.

Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района (далее по тексту – администрация мо гп Кандалакша) о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направила, просила рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном в суд письменном отзыве позицию по существу заявленных требований не высказала, при этом указала, что в части 3 тома 1 «Основывающие материалы по актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования городское поселение Кандалакша до 2028 года» жилое помещение по адресу: <адрес>, включено в список квартир, перешедших на электрообогрев (порядковый <номер>); сведениями о признании незаконными действий по переоборудованию данного жилого помещения не располагает; требование к собственникам о возврате жилого помещения в исходное состояние не предъявлялось.

В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав ответчицу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что квартира по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 08 февраля 2018 года, является собственностью Степановой М.А.

Как следует из справки формы № 9, в данном жилом помещении по месту жительства зарегистрированы: с 06 июля 2004 года Степанова М.А. и с 21 октября 2011 года ФИО4

Из представленных ответчиками документов следует, что указанная квартира в 2004 году переведена на электрообогрев, радиаторы отопления демонтированы и установлены электрические конвекторы, стояки отопления заизолированы.

Согласно представленной истцом выписке из лицевого счета в период с 1 января 2015 г. по 31 августа 2017 г. ответчицей не производилась оплата коммунальной услуги «отопление», вследствие чего образовалась задолженность в сумме 119 988 руб. 28 коп., которую просит взыскать истец.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Часть 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает правило, согласно которому собственник жилого помещения несёт бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В силу пункта 3 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

В соответствии со статьями 153, 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которые включают в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Данное правило установлено и статьями 678, 682 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).

В силу положений пунктов 6 и 7 Правил № 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

Из пункта 8 Правил № 354 следует, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил (в том числе управляющая организация и ресурсоснабжающая организация). При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.

Из пункта 14 Правил № 354 усматривается, что если управляющая компания или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, данная организация обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

Следовательно, в отсутствие договора между АО «МЭС» и управляющей компанией договорные отношения возникают непосредственно между АО «МЭС» и собственниками, пользователями помещений многоквартирного дома.

Принимая решение, суд учитывает, что доказательств того, что в спорный период ОАО «МЭС» был заключен договор на подачу тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение) в дом № <номер> по ул. <адрес> в г. Кандалакша с какой-либо управляющей организацией (товариществом или кооперативом), суду не представлено. Заключенный между АО «МЭС» и ООО «Городская управляющая компания» 16 октября 2012 г. договор № 102Э на снабжение тепловой энергией в горячей воде в целях предоставления коммунальных услуг расторгнут с 1 января 2015 года, при этом АО «МЭС» обязалось с 1 января 2015 года предоставлять потребителям коммунальные услуги, осуществлять выпуск квитанций за отопление и горячее водоснабжение, а также организовать сбор денежных средств по этим квитанциям до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем коммунальных услуг либо с потребителями в случае выбора непосредственного способа управления.

На основании договоров возмездного оказания услуг от 01.02.2013 № б/н, от 28.02.2017 <номер>, заключённых между АО «МЭС» и МУП «РИВЦ», МУП «РИВЦ» осуществляет расчет и выпуск платежных документов за коммунальные услуги от имени истца для потребителей коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, в том числе по дому <номер> по <адрес>.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что в спорный период АО «МЭС» являлось исполнителем коммунальных услуг по поставке тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение) для потребителей, проживающих в многоквартирном доме № <номер> по ул. <адрес> г. Кандалакши, вследствие чего вправе требовать оплаты за предоставленные услуги с указанных потребителей.

Судом установлено, что фактически между истцом и ответчицей заключен договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде, ответчица проживает в вышеназванном жилом помещении, является его собственником, с ФИО4 имеется соглашение, освобождающее ее от обязанности по оплате коммунальных услуг.

Судом установлено, что многоквартирный дом не оборудован прибором учета тепловой энергии, индивидуальными приборами учёта потребления тепловой энергии помещение, принадлежащее ответчице также не оборудовано.

Ответчицей не оспаривалось, что жилой дом оборудован централизованным отоплением.

Рассматривая вопрос о правильности произведенных истцом начислений за коммунальные услуги, суд учитывает, что отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с указанными федеральными законами. Кроме того, отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг, регулируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статьей 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила № 354 в числе прочего устанавливают порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Согласно пунктам 36, 38 Правил № 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Из материалов дела следует, что начисление ответчице платы за отопление за период с 1 января 2015 г. по 31 августа 2017 г. производилось истцом в соответствии с порядком и формулами, установленными Правилами № 354 в действующей в указанный период редакции (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 34), при этом абзацем вторым пункта 40 Правил № 354 было предусмотрено внесение потребителем платы за услугу по отоплению совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, начисление платы за отопление производилось по единой формуле, которая не предусматривала возможности исчисления платы за потребление тепловой энергии только на общедомовые нужды.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 № 46-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева» абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.

Правительству Российской Федерации предписано внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Также указано, что до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений собственники и пользователи жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, не освобождаются от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды. Исчисление подлежащей внесению такими лицами платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться на основе методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые должны быть утверждены в кратчайшие сроки Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Постановлениями Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708 и от 23.02.2019 № 184 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» Правила № 354 дополнены пунктами 2(3) - 2(6), 3(6) – 3(7) приложения № 2, содержащими формулы, позволяющими рассчитать по квартирам, переведенным на индивидуальное отопление, размер платы за отопление только в целях содержания общего имущества, абзац второй пункта 40 изложен в следующей редакции: «потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил», тем самым исключено положение, согласно которому плата за услугу по отоплению вносится совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Суд полагает, что расчет платы за отопление по квартире ответчицы за период с 1 января 2015 г. по 31 августа 2017 г. подлежит перерасчету с учетом указанных изменений, внесенных в Правила № 354 в 2019 году, поскольку в настоящее время указанные Конституционным Судом РФ изменения в Правила № 354 уже внесены.

В силу абзаца 2 пункта 40 Правил № 354 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23 февраля 2019 № 184) потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.

Из представленных ответчицей документов следует, что переустройство квартиры осуществлялось в соответствии с техническими условиями перевода квартиры на электроотопление, выданных специализированными организациями.

При этом суд отмечает, что администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша, которая в силу ч. 5, 8 ст. 2, п.п.7 п.1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, осуществляет муниципальный жилищный контроль, согласовывает переустройство и перепланировку жилых помещений, сообщила суду, что отключение потребителя от централизованного теплоснабжения с переходом на электрообогрев было выполнено в рамках действующего на тот момент законодательства, к собственнику указанного жилого помещения требование о возврате жилого помещения в исходное состояние не предъявлялось.

По требованию суда АО «МЭС» представило расчет платы за коммунальный ресурс «отопление» за спорный период с 1 января 2015 г. по 31 августа 2017 г. с учетом изменений, внесенных в Правила № 354. Расчет произведен на основании пункта 2 Расчета размера платы за коммунальные услуги, являющегося приложением № 2 к Правилам № 354, с указанием всех переменных, имеющихся в формуле. Суд признает правильным порядок расчета, использование при расчете формулы 2(6), 2(4).

Согласно указанному расчету размер платы за коммунальную услугу по отоплению за спорный период составляет 11 530 руб. 83 коп.

Ответчица в судебном заседании выразила согласие с оплатой отопления на общедомовые нужды за спорный период в указанном размере.

С учётом изложенного, суд находит обоснованными требования истца о взыскании с ответчицы задолженности по оплате коммунальной услуги «отопление» за период с 1 января 2015 г. по 31 августа 2017 г. в сумме 11 530 руб. 83 коп., в остальной части исковые требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Истцом при обращении в суд уплачена государственная пошлина в сумме 5194 руб. (платёжные поручения от 19 мая 2016 года <номер>, от 25 октября 2017 года <номер> и от 26 января 2018 года <номер>). При цене иска 119 988 руб. 28 коп. подлежала уплате государственная пошлина в сумме 3600 руб.

В связи с тем, что исковые требования удовлетворены частично (9,61%), с ответчицы в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы пропорционально удовлетворенным судом исковым требованиям в размере 345 руб. 96 коп. (3600 руб. х 9,61%).

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2015 ░. ░░ 31 ░░░░░░░ 2017 ░. ░ ░░░░░ 11 530 ░░░. 83 ░░░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 345 ░░░. 96 ░░░.

░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 108 457 ░░░. 45 ░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

2-778/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Акционерное общество " Мурманэнергосбыт"
Ответчики
Степанова Марина Алексеевна
Другие
Администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша
Суд
Кандалакшский районный суд Мурманской области
Судья
Плескачева Л.И.
Дело на сайте суда
kan--mrm.sudrf.ru
22.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
23.04.2019Передача материалов судье
23.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.05.2019Судебное заседание
13.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2019Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее