Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-189/2021 ~ М-108/2021 от 12.04.2021

Дело № 2а-189/2021

10RS0006-01-2021-000455-89

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Лахденпохья Республика Карелия 27 апреля 2021 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Кузьминовой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Храмова Андрея Николаевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и понуждении к действиям,

у с т а н о в и л:

Храмов А.Н. обратился в суд с вышеназванным административным иском, поданным в его интересах Сутягиным А.Н.

Административный иск обоснован тем, что 23.11.2020 административный истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) с заявлением (вх.№31239 от 24.11.2020) о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 21 695 кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский район, район п. Кухка, кадастровый квартал , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования и цель использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. В своем решении, выраженном в письме от 27.01.2021 исх.№1567/12.4-21, Министерство отказало в удовлетворении поданного заявления. С принятым решением административный истец не согласен. Указывает, что схема расположения испрашиваемого земельного участка соответствует форме, формату и требованиям к ее подготовке, установленным Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762. По данным государственного лесного реестра спорный земельный участок не расположен в зоне запретных нерестовых полос по берегам рек и озер, а также испрашиваемый земельный участок не расположен на территории, на которой ведение личного подсобного хозяйства запрещено.

На основании изложенного, административный истец просил суд признать незаконным решение Министерства от 27.01.2021 исх. №1567/12.4-21 и возложить на административного ответчика обязанность по принятию решения о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка.

В судебном заседании административный истец Храмов А.Н. и его представитель, действующий на основании доверенности Сутягин А.Н., извещенные надлежащим образом, отсутствовали.

Представитель административного ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Ходатайствовал о рассмотрении дела без участия их представителя.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель административного ответчика полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям аналогичным тем, которые изложены в оспариваемом решении.

Представители заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, администрации Лахденпохского муниципального района, администрации Мийнальского сельского поселения, ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество», Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Возражений относительно административного иска и ходатайств об отложении рассмотрения административного дела не направили.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что 23.11.2020 Качановская Ю.А., действуя в интересах Храмова А.Н., обратилась в Министерство с заявлением (вх.№31239 от 24.11.2020) о предварительном согласовании предоставления в соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 21 695 кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский район, район п. Кухка, кадастровый квартал , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования и цель использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках (л.д. 46).

    Из оспариваемого отказа от 27.01.2021 исх.№ 1567/12.4-21 следует, что Министерство отказало Храмову А.Н. в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне защитного леса, а также в зоне запретных нерестовых полос по берегам рек и озер (л.д. 16-18).

Административный истец, не согласившись с принятым решением, полагая его незаконным, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений по вопросам о предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков относится к компетенции Министерства.

Таким образом, к компетенции административного ответчика относится принятие решений по вопросам предварительного согласования предоставления земельных участков в аренду.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).

Пунктом 2 ст. 15 ЗК РФ определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

На основании п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 данного Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 данного Кодекса.

В силу п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

    Как было указано выше, административному истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне защитного леса, а также в зоне запретных нерестовых полос по берегам рек и озер.

Вместе с тем, по мнению суда, в рассматриваемом случае данное обстоятельство не может служить основанием к отказу в предварительном согласовании предоставления в аренду спорного земельного участка.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, испрашиваемый истцом земельный участок расположен за пределами какого-либо населенного пункта, то есть спорный земельный участок является полевым.

В соответствии с положениями ст. 111 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Выделяются следующие категории защитных лесов: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; ценные леса; городские леса.

В соответствии со ст. 120 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются в соответствии с целевым назначением таких земель. Защитные леса, расположенные на землях, не относящихся к землям лесного фонда, признаются объектами охраны окружающей среды, охрана которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно ст. 123 ЛК РФ на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1509 утверждено Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

Вместе с тем, вышеназванное Положение не содержит запрета на предоставление в аренду или в собственность земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения и на которых произрастают лесные насаждения.

Кроме того, Министерством не представлены какие-либо доказательства об отнесении лесов в районе местоположения спорного земельного участка к защитным лесам (решение с графическим изображением лесов и т.п.).

Ссылки Министерства в оспариваемом отказе на положения Лесного кодекса Российской Федерации (ст. 111), суд полагает несостоятельными, поскольку указанные нормы права регулируют правоотношения, возникшие в результате использования лесов, в том числе защитных, относящихся лишь к государственному лесному фонду, между тем, спорный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения.

В своем ответе на запрос суда администрация Мийнальского сельского поселения сообщила об отсутствии сведений о расположении испрашиваемого административным истцом земельного участка в зоне защитного леса и в запретной зоне нерестовых полос по берегам рек и озер и об ограничениях хозяйственной деятельности, установленных для защитного леса и зоне нерестовых полос на землях сельскохозяйственного назначения, а также об отсутствии документов, подтверждающих отнесение указанной территории к защитным лесам (л.д. 32).

По информации администрации Лахденпохского муниципального района, в картографическом материале и текстовой части Генерального плана и Правил землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения, утвержденных решением Совета Мийнальского сельского поселения от 08.11.2013 № 2/4-3, с учетом изменений, утвержденных решением Совета Мийнальского сельского поселения от 19.03.2020 № 59/421-6, отсутствует информация о зоне защитного леса и запретной зоне нерестовых полос по берегам рек и озер, а также ограничения хозяйственной деятельности, установленные для данных зон (л.д. 48).

По сведениям Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия испрашиваемый административным истцом земельный участок не относится к землях лесного фонда. Информация о границах лесов, расположенных не на землях лесного фонда, в Министерстве отсутствует (л.д. 50).

В своем отзыве на административный иск ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» указало, что спорный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения, в квартале 77 Лахденпохского участкового лесничества (Лахденпохского по лесоустройству), пересечения (наложения) с землями государственного лесного фонда отсутствуют (л.д. 51-52).

По сообщению Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 20.04.2021, рыбоохранные зоны установлены только для морей. Рыбохозяйственные заповедные зоны на территории Лахденпохского района Республики Карелия не установлены.

Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Материалы дела свидетельствуют, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен на землях, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения. При этом, доказательств расположения спорного земельного участка в зоне, на территории которой запрещено ведение сельскохозяйственной деятельности, административным ответчиком не представлено.

Таким образом, административным ответчиком не представлено допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о соответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение Министерства об отказе в предварительном согласовании предоставления Храмову А.Н в аренду земельного участка по основаниям его расположения в зоне защитного леса, а также в зоне запретных нерестовых полос по берегам рек и озер, нельзя признать законным. Следовательно, нарушенное право административного истца подлежит восстановлению, а заявленные требования – удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины, оплаченной при подаче в суд административного иска.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск удовлетворить.

Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме № 1567/12.4-21 от 27.01.2021, об отказе Храмову Андрею Николаевичу в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, площадью 21 695 кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский район, район п. Кухка, в кадастровом квартале , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, цель использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, незаконным.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия при отсутствии иных оснований для отказа в удовлетворении заявления от 23.11.2020 (вх.№ 31239 от 24.11.2020) принять решение об утверждении схемы расположения и предварительном согласовании предоставления Храмову Андрею Николаевичу в аренду земельного участка, площадью 21 695 кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский район, район п. Кухка, в кадастровом квартале , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, цель использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Храмова Андрея Николаевича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: И.В. Жданкина

Мотивированное решение изготовлено 13.05.2021.

2а-189/2021 ~ М-108/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Храмов Андрей Николаевич
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Репсублики Карелия
Другие
ГКУ РК "Лахденпохское центральное лесничество"
Министерство природных ресурсов и экологии РК
Сутягин А.Н.
Администрация Мийнальского сельского поселения
Администрация Лахденпохского муниципального района
Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Жданкина И.В.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
12.04.2021Регистрация административного искового заявления
12.04.2021Передача материалов судье
14.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
14.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2021Судебное заседание
13.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2021Дело оформлено
25.06.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее