Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-20/2020 (2-462/2019;) ~ М-411/2019 от 03.12.2019

Дело № 2-20/2020( 2-462/2019)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Кириллов 14 января 2020 года

Кирилловский районный суд Вологодской области в составе

председательствующего судьи Макаровой В.А.,

при секретаре Баракиной А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску СТЕПУШКИНА А.В. к администрации сельского поселения Алешинское Кирилловского района Вологодской области о признании права собственности на жилой дом,

У С Т А Н О В И Л:

Степушкин А.В. обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Алешинское Кирилловского района Вологодской области, в котором просит признать за ним право собственности на объект недвижимости – индивидуальный жилой дом общей площадью 55,1 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> с описанием местоположения объекта недвижимости на земельном участке в координатах характерных точек контура здания по техническому плану, подготовленному кадастровым инженером ООО Агрогеосервич» Н. от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ на основании заключенного с администрацией сельского поселения Алешинское договора ему был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 35:05:0303042:198, имеющий вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Постановлением администрации Кирилловского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ был утвержден градостроительный план земельного участка, после чего он неоднократно обращался в Минприроды России с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, однако на данные обращения получал отказы от ДД.ММ.ГГГГ -ОГ, от ДД.ММ.ГГГГ -ОГ, от ДД.ММ.ГГГГ -ОГ и т.д. со ссылкой на неправомерность предоставления Администрацией сельского поселения Алешинское земельного участка для строительства, так как земельный участок расположен в границах национального парка «Русский Север, относится к федеральной собственности и правом на распоряжение земельного участка обладает Росимущество. Так как, строительство жилого дома на земельном участке было начато, он, руководствуясь п. 5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающей на период до 01.03.2019 года упрощенный порядок ввода в эксплуатацию жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, ДД.ММ.ГГГГ направил в Минприроды России уведомление о планируемых строительстве, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ нарушением установленного срока 7 рабочих дней), ему было отказано в выдаче уведомления о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства. В последующем ДД.ММ.ГГГГ он направил Минприроды России уведомление об окончании строительства, однако ответ до настоящего времени не получил. С учетом неисполнения со стороны Миниприроды РФ в установленный срок своих обязанностей, он обратился в Управление Росреестра по Вологодской области с заявлением о регистрации построенного объекта, но уведомлением Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ регистрация была приостановлена в связи с тем, что по мнению регистрирующего органа для регистрации обратилось ненадлежащее лицо. Считает, что он исполнил требования п. 5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», но в связи с бездействиями Минприроды России не смог признать право собственности на построенный им жилой дом в установленном законом порядке.

В судебном заседании истец Степушкин А.В. и его представитель Пискунов А.А. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации сельского поселения Алешинское и третьего лица администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области Кузнецова И.В. заявленные истцом требования признала в полном объеме как правомерные и соответствующие требованиям п. 5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», так как Степушкин А.В. неоднократно обращался в Минприроды России как с уведомлением о планируемом строительстве, так и об окончании строительства.

Представитель третьего лица – Минприроды России в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще. В отзыве на исковое заявление просит отказать в удовлетворении заявленных истцом требований.

Третье лицо ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» в отзыве на исковое заявление и представитель в судебном заседании Пенюгалова Т.Ю. считают, что в удовлетворении исковых требований Степушкину А.В. следует отказать, в связи с тем, что спорный объект обладает признаками самовольной постройки, так как возведен в отсутствии разрешительной документации. Кроме того, земельный участок расположен в границах национального парка «Русский Север», включенного в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России. Именно этот орган осуществляет выдачу разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Представитель третьего лица - Управления Росреестра по Вологодской области в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В отзыве на исковое заявление оставляют рассмотрение требований Степушкина А.В. на усмотрение суда.

Представитель третьего лица - ТУ Росимущества в Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще. В отзыве на иск просит в удовлетворении требований Степушкина А.В. отказать.

Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Как установлено судом, и данные обстоятельства не оспариваются сторонами, Национальный парк «Русский Север» общей площадью 166,4 тыс.га создан постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.92 года №182. Согласно данному постановлению в состав национального парка включено без изъятия из хозяйственной эксплуатации 90,5 тыс.га земель сельскохозяйственного и другого назначения, в том числе земель города Кириллова - 0,6 тыс.га.

Приказом Минприроды России от 25.10.2012 года №345 утверждено Положение о национальном парке «Русский Север», в соответствии с которым Национальный парк расположен на территории Кирилловского района Вологодской области; общая площадь национального парка составляет 166 400,0 га. Согласно пункту 7 Положения выполнение задач, возложенных на национальный парк, обеспечивает ФГБУ «Национальный парк «Русский Север».

По информации ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> расположен на землях, включенных в границы национального парка «Русский Север» без изъятия их из хозяйственной эксплуатации в зоне хозяйственного назначения.

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией сельского поселения Алешинское и Степушкиным А.В. заключен договор аренды -АФА сроком на двадцать лет.

ДД.ММ.ГГГГ данный договор аренды зарегистрирован Управлением Росреестра по Вологодской области.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Кирилловского муниципального района утвержден градостроительный план, предоставленного в аренду Степушкину А.В. земельного участка с кадастровым номером .

Из представленных Управлением Росреестра по Вологодской области сведений, содержащихся в отзыве от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> имеет категорию земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ. осуществлена государственная регистрация ограничения(обременения) виде аренды земельного участка в пользу Степушкина А.В. на срок 20 лет ( с ДД.ММ.ГГГГ).

По информации ЕГРН земельный участок с кадастровым номером имеет адрес: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ относится к категории земель: «земли населенных пунктов», ограничен правами аренды по договору от ДД.ММ.ГГГГ., форма собственности не указана, что позволяет сделать вывод, что земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Пунктом 6 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории, разрешение на строительство выдается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория.

В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Минприроды России, в связи с чем на территории национального парка «Русский Север» Минприроды России является органом осуществляющим выдачу разрешения на строительство (уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома), а также выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности).

Согласно пп. 1.1 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 г. N 340-ФЗ) не требуется выдача разрешения на проведение реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (04.08.2018) начаты строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 01.03.2019 направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства.

В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.

Рассмотрение такого уведомления осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 51.1 Градостроительного кодекса, по завершении строительства правообладателем земельного участка направляется предусмотренное частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса уведомление об окончании строительства или реконструкции, а рассмотрение такого уведомления осуществляется в порядке, установленном частями 17 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса.

Применительно к части 5 статьи 16 Федерального закона N 340-ФЗ данная норма позволяет осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на жилые дома, строительство которых начато (в том числе начато и завершено) до дня вступления в силу указанного Закона, без разрешения на строительство (несмотря на требования статьи 51 Градостроительного кодекса в редакции, действовавшей до 4 августа 2018 года), при условии подачи до 1 марта 2019 года соответствующего уведомления в уполномоченный орган. При этом совокупность указанных фактов (отсутствие разрешения на строительство, начало строительства без разрешения на строительство, отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) не является само по себе основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на жилой дом при условии соблюдения требований, предусмотренных статьями 51.1 и 55 Градостроительного кодекса (в редакции Закона N 340-ФЗ) (п. 6 Письма Минэкономразвития России от 07.11.2018 N 32363-ВА/Д23и «О применении положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ и Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ в части кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства и садовые дома».

В связи с изложенным следует вывод, что положения ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливают переходный период до 01.03.2019 года, позволяющий гражданам, начавшим индивидуальное жилищное строительство в границах населенного пункта до 04.08.2018 года, в установленном законом порядке произвести легализацию возводимого объекта без применения требований ст. 222 ГК РФ.

Как установлено в судебном заседании и данные обстоятельства не оспариваются ответчиком (доказательств иного суду не представлено), до дня вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», до ДД.ММ.ГГГГ Степушкиным А.В. на арендованном земельном участке с кадастровым номером было начато строительство жилого дома.

Выполняя требования ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ истец ДД.ММ.ГГГГ направил в Минприроды России уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства.

В силу п. 79 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве производит следующие действия: проводит проверку и направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Рассмотрение уведомления гражданина о планируемом им строительстве в ином порядке и в иные сроки не предусмотрено.

Вместе с тем, письмом от ДД.ММ.ГГГГ -ОГ (с нарушением установленного срока 7 рабочих дней) истцу было отказано в выдаче уведомления о соответствии параметров объекта ИЖС. Уведомление недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке не выносилось и в адрес истца не направлялось.

ДД.ММ.ГГГГ Степушкин А.В. направил Минприроды России, предусмотренное ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ уведомление об окончании строительства (получено адресатом 25.12.2018г), которое подлежало им рассмотрению в порядке, установленном ч.ч. 17 - 21 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.

Однако, уведомление установленной формы о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления от Минприроды России заявителем до настоящего времени не получено, при этом, Минприроды России нарушен установленный ст. 55 Градостроительного кодекса РФ срок (7 рабочих дней) рассмотрения уведомления.

Обращение Степушкина А.В. в Управление Росреестра по Вологодской области с заявлением о регистрации жилого дома положительных результатов также не принесло.

Исходя из указанного, суд приходит к выводу о нарушении Минприроды России прав и интересов истца.

Рассматривая вопрос о правомерности ведения строительства в национальном парке «Русский Север» суд исходит из следующего.

Согласно п. 11 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года № 769, конкретные особенности, зонирование и режим каждого национального природного парка определяются в положении о нем, утверждаемом государственным органом управления Российской Федерации, в ведении которого находится парк.

Положение о национальном парке «Русский Север» устанавливает состав и описание границ функциональных зон национального парка, а также режим использования земельных участков в каждой из функциональных зон.

Пунктами 10, 10.5 указанного Положения предусмотрено, что на территории национального парка выделена зона хозяйственного назначения, предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, в которой допускается строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, связанных с производственной деятельностью собственников, владельцев и пользователей земельных участков, не изъятых из хозяйственной эксплуатации и расположенных в границах национального парка и с обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов.

Иных нормативно-правовых актов, определяющих порядок использования земельных участков на территории национального парка «Русский Север», до настоящего времени уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не принималось.

Следовательно, положения статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции до 04.08.2018 года) и статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в их системной взаимосвязи не исключают ведение строительной деятельности на территории населенных пунктов, расположенных в границах особо охраняемых природных территориях, устанавливая, что такая деятельность должна соответствовать виду разрешенного использования земельного участка, не противоречить целям и задачам национального парка «Русский Север» и не наносить ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира.

Аналогичная правовая позиция закреплена в Определении Конституционного Суда РФ от 08.12.2015 N 2742-О.

Ссылка ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» на то, что в силу п. 4 ст. 15 Федерального закона № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» конкретный вид разрешенного использования земельного участка устанавливается Минприроды РФ путем согласования социально-экономической деятельности и проекта развития территории, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон неправомерны, так как истец не относится к хозяйствующим субъектам. Доказательств обратного суду не предоставлено.

Так как истец не относится к хозяйствующим субъектам, то не обязан предоставлять дополнительные документы, не предусмотренные Градостроительным кодексом РФ.

Согласование проектов развития населенных пунктов, утверждение видов разрешенного использования, предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является компетенцией органов местного самоуправления и Минприроды России, а не истца.

Об этом же свидетельствуют положения ч. 6 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», определяющие, что до установления в положении об особо охраняемой природной территории видов разрешенного использования земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, но не позднее 1 июля 2020 года указанные виды разрешенного использования, параметры определяются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория.

Требований о согласовании вида разрешенного использования в индивидуальном порядке данная норма не содержит.

В определении Верховного Суда РФ от 05.04.2019 № 2-КА19-1 указано, что из положений Федерального закона № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» следует, что параметры разрешенного строительства должны быть установлены для соответствующей зоны в целом.

Кроме того, частью 6 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не устанавливает запрет индивидуального жилищного строительства (реконструкции объектов ИЖС) до 01.07.2020 года в случае, если указанные виды разрешенного использования и параметры не будут определены Минприроды России.

Материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером находится в населенном пункте <адрес> в существующей жилой застройке, в пределах границ населенного пункта.

Истец относится к категории граждан, использующих на праве аренды земельный участок, относящийся к землям населенного пункта, что также отражено в публичной кадастровой карте населенного пункта.

Договор аренды не оспорен уполномоченным на то территориальным органом- Росимущества и не признан недействительным.

Доказательств того, что строительство жилого дома истцом угрожает организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий, сохранению уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательным природным образованиям, объектам растительного и животного мира, их генетического фонда, изучению естественных процессов в биосфере и контролю за изменением ее состояния, экологическому воспитанию населения суду не предоставлено.

Подлежит отклонению и довод представителя ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» о том, что земельный участок находится в федеральной собственности, поскольку это утверждение не соответствует положениям статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, положениям статей 2, 18 Федерального закона от 14 марта 1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», так как в установленном порядке спорный земельный участок не предоставлен ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» на каком-либо праве.

Кроме того, в установленном порядке земельный участок из хозяйственного использования не изъят, в обороте не ограничен

Исходя из положений ст. 222 ГК РФ и ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ спорный объект самовольной постройкой не является.

Согласно п. 2 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Требованиями ст. 219 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Суд также учитывает, позицию ответчика - Администрация сельского поселения Алешинское, признающей исковые требования.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 218 ГК, 194 – 198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Степушкина А.В. удовлетворить.

Признать за Степушкиным А.В. право собственности на объект недвижимости – одноэтажный индивидуальный жилой дом, общей площадью 55,1 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, с описанием местоположения объекта недвижимости на земельном участке в координатах характерных точек контура здания по техническому плану, подготовленному кадастровым инженером ООО «Агрогеосервис» Н. от ДД.ММ.ГГГГ с описанием местоположения здания на земельном участке в координатах характерных точек контура здания:

Описание местоположения здания на земельном участке

Сведения о характерных точках контура здания

Номер контура

Номера характерных точек контура

Координаты, м

Средняя квадратическая погрешность определения координат характерных точек контура (), м

X

Y

1

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кирилловский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: В.А.Макарова

Копия верна:

Судья В.А.Макарова

2-20/2020 (2-462/2019;) ~ М-411/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Степушкин Александр Владимирович
Ответчики
Администрация сельского поселения Алешинское
Другие
ФГБУ "Национальный парк "Русский Север"
Управление Росреестра по Вологодской области
Министерство природных ресуосов и экологии РФ
Представитель истца Пискунов Андрей Александрович
ТУ Росимущества в Вологодской области
Администрация Кирилловского района
Суд
Кирилловский районный суд Вологодской области
Судья
Макарова Валентина Александровна
Дело на странице суда
kirillovsky--vld.sudrf.ru
03.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2019Передача материалов судье
06.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2020Судебное заседание
14.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2020Дело оформлено
08.05.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее