Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1002/2020 ~ М-1039/2020 от 31.08.2020

Дело № 2-1002/20 мотивированное решение

изготовлено 22.09.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2020 года

г. Кандалакша

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Шевердовой Н.А.,

при секретаре Рахимовой Р.Р.,

с участием помощника прокурора г. Кандалакши Мамаковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда гражданское дело по иску

прокурора г. Кандалакши в защиту интересов неопределённого круга лиц

и Российской Федерации

к Товариществу собственников жилья «Соц.городок»

о возложении обязанности представить в налоговый орган расчет по страховым взносам на обязательное социальное страхование,

третье лицо – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Мурманской области,

установил:

Прокурор г. Кандалакши обратился в суд с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации к Товариществу собственников жилья «Соц.городок» (далее – ТСЖ «Соц.городок», ответчик) о возложении обязанности представить в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 1 по Мурманской области (далее – МИФНС, налоговый орган) расчет по страховым взносам на обязательное социальное страхование. В обоснование иска указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства об обязательном социальном страховании ТСЖ «Соц.городок», в ходе которой установлено, что ответчиком допускаются нарушения норм указанного законодательства. В нарушение требований Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» ТСЖ «Соц.городок», являясь действующим юридическим лицом, не представило в налоговый орган расчет по страховым взносам за полугодие <данные изъяты> года по форме, утвержденной приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@, чем нарушило права и интересы неопределённого круга лиц и Российской Федерации. Прокурор просит обязать ТСЖ «Соц.городок» в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу представить в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 1 по Мурманской области расчет по страховым взносам за полугодие <данные изъяты> года по форме, утвержденной приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@.

В судебном заседании помощник прокурора г. Кандалакши Мамакова Е.С. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика в судебное заседание своего представителя не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом по адресу регистрации, указанному в иске и подтвержденному сведениями, содержащимися в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц – <адрес>, в котором отсутствуют сведения о прекращении деятельности данного юридического лица и внесении изменений в сведения о юридическом лице в связи с изменением адреса его местонахождения. Судебная корреспонденция возвращена в адрес суда с отметкой почтовой организации «истёк срок хранения».

Также ТСЖ «Соц.городок» о времени и месте рассмотрения дела извещалось публично, путём размещения информации на официальном сайте суда: kan.mrm.sudrf.ru.

В соответствии со статьёй 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату; судебное извещение, адресованное организации, направляется по месту её нахождения.

В силу пунктов 2 и 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Согласно пункту 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.

По правилам статьи 118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не находится.

Доказательства тому, что ответчик в силу объективных причин или вследствие противодействия со стороны третьих лиц был лишен возможности получать заказную почтовую корреспонденцию, направлявшуюся по адресу регистрации юридического лица, в распоряжении суда не имеется.

Таким образом, судом были предприняты все предусмотренные гражданским процессуальным законодательством меры для извещения ответчика о дате, месте и времени рассмотрения дела.

Действия представителей юридического лица, не предпринявших должных мер по получению корреспонденции не могут быть признаны отвечающими принципу добросовестности.

Представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Мурманской области о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, указали, что заявленные требования прокурора поддерживают в полном объеме.

На основании частей 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав помощника прокурора г. Кандалакши Мамакову Е.С., исследовав материалы дела, признаёт иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» установлено, что обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Как следует из статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 7 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» видами социальных страховых рисков являются: необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страхователи обязаны вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику и (или) налоговому органу в установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме.

Согласно положению Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с <дата> на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

В силу пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных главой 34 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 названного Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 названного Кодекса), представлять расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Согласно статье 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@, вступившим в силу с представления расчета по страховым взносам за первый расчетный (отчетный) период <данные изъяты> года, но не ранее чем через 2 месяца после его официального опубликования (опубликован <дата>), утверждены формы расчета по страховым взносам, порядка ее заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме.

В соответствии с частью 1 статьи 11.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» налоговый орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения сведений от страхователя в форме электронного документа, а на бумажном носителе не позднее 10 рабочих дней со дня получения сведений от страхователя представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения: сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; начисленные и уплаченные суммы страховых взносов; уточняющие (корректирующие) сведения, представляемые страхователями по результатам налоговых проверок достоверности сведений и (или) при самостоятельном выявлении ошибок; иные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и находящиеся в распоряжении налоговых органов.

Исходя из требований пункта 16 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации, данные расчетов по страховым взносам об исчисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о суммах расходов плательщиков на выплаты страхового обеспечения направляются налоговым органом не позднее пяти дней со дня их получения в электронной форме и не позднее десяти дней со дня их получения на бумажном носителе в соответствующий территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации для проведения проверки правильности расходов плательщика на выплаты страхового обеспечения.

В судебном заседании установлено, что ТСЖ «Соц.городок» с <дата> зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, ОГРН 1115102000023, ИНН/КПП 5102070574/510201001, с <дата> состоит на учете в МИФНС России № 1 по Мурманской области, с <дата> состоит на учете в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации и с <дата> – в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации. ТСЖ «Соц.городок» является действующим юридическим лицом, сведения о снятии с учета, прекращении деятельности в ЕГРЮЛ отсутствуют.

Налоговым органом <дата> в прокуратуру города представлены сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, не исполнивших обязанности по предоставлению расчетов по страховым взносам за полугодие <данные изъяты> года. В ходе проведенной прокурорской проверки факты о непредставлении ТСЖ «Соц.городок» форм расчетов по страховым взносам подтверждены.

Согласно информации МИФНС России № 1 по Мурманской области от <дата> <номер>, ТСЖ «Соц.городок» расчет по страховым взносам на обязательное страхование за полугодие <данные изъяты> года в налоговый орган не представляло.

Суд соглашается с тем, что непредставление ответчиком в установленном порядке расчетов по страховым взносам влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, - работников ТСЖ «Соц.городок», - на пенсионное обеспечение и последующие отказы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации во включении периодов работы в страховой стаж для назначения страховой пенсии, а также нарушение прав граждан на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Кроме того, данным бездействием юридического лица нарушаются интересы Российской Федерации, так как непредставление расчетов по страховым взносам не позволяет налоговому органу осуществлять возложенные на него контрольные функции в указанной сфере правоотношений, и препятствует своевременному направлению в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации сведений о расходах на выплату страхового обеспечения.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, анализируя вышеприведенные нормы права, установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

По правилам статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая решение, суд учитывает, что доказательств, объективно подтверждающих невозможность исполнения решения суда в указанный прокурором срок, ответчиком суду не представлено. Вследствие этого суд соглашается с мнением прокурора и определяет срок, в течение которого ответчиком должна быть выполнена обязанность представить в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Мурманской области расчет по страховым взносам за полугодие <данные изъяты> года – 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход соответствующего бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера физическими лицами уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей, организациями - 6 000 рублей.

Учитывая, что исковые требования прокурора г. Кандалакша удовлетворены, при этом от уплаты государственной пошлины он освобожден, но иск был подан в интересах неопределенного круга физических лиц и в интересах Российской Федерации, для которых установлены разные ставки государственной пошлины по требованиям неимущественного характера, с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3150 руб. (300/2 + 6000/2).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора города Кандалакши удовлетворить.

Обязать Товарищество собственников жилья «Соц.городок» в течение 10 дней с даты вступления настоящего решения в законную силу представить в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 1 по Мурманской области расчет по страховым взносам за полугодие <данные изъяты> года по форме, утвержденной приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@.

Взыскать с Товарищества собственников жилья «Соц.городок» в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 3150 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                      Н.А. Шевердова

2-1002/2020 ~ М-1039/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор г. Кандалакши
Ответчики
ТСЖ "Соц.городок"
Другие
Межрайонная ИФНС России № 1 по Мурманской области
Судья
Шевердова Н.А.
31.08.2020 Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2020 Передача материалов судье
01.09.2020 Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.09.2020 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2020 Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2020 Судебное заседание
22.09.2020 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2020 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2020 Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)