Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-205/2021 (2-2642/2020;) ~ М-2632/2020 от 06.11.2020

УИД № 57RS0022-01-2020-003603-52          Производство № 2-205/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 февраля 2021 г.      г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе

председательствующего судьи Агибалова В.С.,

при секретаре судебного заседания Пунько Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Круглова Валентина Ивановича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,

установил:

Круглов В.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее – УПФР, пенсионный орган) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В обоснование заявленных требований указал, что после вступления в брак с К.Е.Э. стал проживать с сентября 1985 г. без регистрации в доме ее родителей в (адрес обезличен) Орловского района Орловской области до момента прекращения брачных отношений в 2009 году. Указанный населенный пункт с 26.04.1986 по 31.01.1998 относился к территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Однако при обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом, в назначении пенсии ему было отказано.

Полагая данный отказ незаконным, Круглов В.И. просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии с учетом уменьшения возраста выхода на пенсию на три года, обязав пенсионный орган назначить пенсию и производить ее выплату с 03.10.2020.

В судебном заседании истец Круглов В.И. и его представитель адвокат Медведева Н.М. заявленные требования поддержали в полном объеме, указывая, что истец проживал вместе со своей супругой и дочерью в (адрес обезличен) Орловского района без регистрации в доме матери супруги, при этом его регистрация в г. Орле носила формальный характер с целью улучшения жилищных условий.

Представитель ответчика – Горохова Н.Н. исковые требования не признала и просила суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном ответе истцу, ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих проживание на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Исходя из положений ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).

Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно статье 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р; с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582; с 21.10.2015 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074.

Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденным Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 (номер обезличен)-р (утратившим силу с 01.02.1998), населенный пункт – (адрес обезличен) Орловского района Орловской области был отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Круглов В.И. первоначально 11.09.2019, а затем 07.10.2020 обращался в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии со снижением общепринятого пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решением УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) от 13.10.2020 в установлении пенсии по старости Круглову В.И. было отказано в связи с отсутствием права.

В письме пенсионного органа от 16.10.2020 принятое решение об отказе Круглову В.И. в досрочном назначении пенсии по старости с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста мотивировано отсутствием документального подтверждения периода проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Обращаясь в суд с настоящим иском и поддерживания требования в судебном заседании, Круглов В.И. ссылался на то, что после вступления в брак с К.Е.Э. стал проживать с сентября 1985 г. без регистрации в доме ее родителей в (адрес обезличен) Орловского района Орловской области до момента прекращения брачных отношений в 2009 году. В указанный период истец был зарегистрирован по адресу: (адрес обезличен), с целью улучшения жилищных условий, однако фактически проживал с супругой и дочерью в (адрес обезличен).

Материалами дела подтверждено, что согласно данным паспорта Круглова В.И., (дата обезличена) года рождения, с (дата обезличена) по (дата обезличена) он был зарегистрирован по адресу: (адрес обезличен).

С 13.07.1985 по 31.07.2009 Круглов В.И. состоял в зарегистрированном браке с К.Е.Э.

Дочь истца К.Т.В., (дата обезличена) года рождения, в период с 01.09.1993 по 31.05.1996 обучалась в (информация скрыта) начальной общеобразовательной школе, а с 25.05.1996 по 14.06.2001 в Лицее (номер обезличен) г. Орла, при этом в качестве места ее жительства указан населенный пункт д. Малая Булгаково, что подтверждается справками образовательных учреждений, алфавитной книгой обучающихся.

Из трудовой книжки истца усматривается, что в 1985 году он был принят на работу на Орловский сталепрокатный завод им. 50-летия Октября (в настоящее время ООО «Орловский сталепрокатный завод»), где работает до настоящего времени.

В личной карточке Круглова В.И. по месту его работы на Орловском сталепрокатном заводе указан адрес места жительства по паспорту: (адрес обезличен), а также фактический адрес проживания: (адрес обезличен)

Допрошенная в качестве свидетеля К.Е.Э. суду пояснила, что состояла с истцом в браке с 1985 по 2009 гг. После заключения брака она с 03.10.1985 по 01.12.2000 была зарегистрирована по месту жительства мужа по адресу: (адрес обезличен), с целью улучшения жилищных условий, однако они фактически проживали в (адрес обезличен) в доме ее матери.

Судом принимается во внимание, что решением Заводского районного суда г. Орла от 06.02.2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 06.05.2020, были удовлетворены исковые требования супруги истца – К.Е.Э. о признании права на снижение установленного пенсионного возраста на три года в связи с проживанием в аналогичные периоды без регистрации с (дата обезличена) по (дата обезличена) в (адрес обезличен) Орловского района Орловской области.

Кроме этого, свидетель С.Т.Н. суду показала, что проживала по соседству с Кругловыми в одном населенном пункте (адрес обезличен). В 1985 году истец переехал к своей супруге в дом ее родителей, их дочь обучалась в местной школе. В данном населенном пункте Кругловы проживали до момента расторжения брака.

Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имеется, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. По смыслу закона каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, в том числе и показания свидетелей.

С учетом изложенного, оценивая в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ вышеуказанные доказательства, суд находит, что истцом Кругловым В.И. представлено достаточно доказательств, подтверждающих факт его проживания в период с 26.04.1986 по 31.01.1998 в (адрес обезличен), до 01.02.1998 относившегося к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Учитывая, что истец в оспариваемый период постоянно проживал в населенном пункте, относящемся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд приходит к выводу о признании за Кругловым В.И. права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 3 года.

Отсутствие документов, подтверждающих регистрацию истца в спорный период в зоне с льготным социально-экономическим статусом, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Как следует из представленных суду документов, Круглов В.И. обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии первоначально 11.09.2019, что следует из заявления истца, имеющегося в материалах пенсионного (выплатного) дела и не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании, в то время как право на досрочную пенсию с учетом уменьшения пенсионного возраста на 3 года возникло у истца по достижению им возраста 57 лет, то есть с 03.10.2020, соответственно, пенсия должна быть назначена ему с указанной даты, то есть со дня возникновения права на нее.

С учетом положений ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Круглова Валентина Ивановича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – удовлетворить.

Признать за Кругловым Валентином Ивановичем право на назначение пенсии в соответствии со ст. ст. 34, 35 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на три года.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату пенсии Круглову Валентину Ивановичу с 03.10.2020.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) в пользу Круглова Валентина Ивановича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 05 февраля 2021 г.

Судья      В.С. Агибалов

2-205/2021 (2-2642/2020;) ~ М-2632/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Круглов Валентин Иванович
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)
Другие
Администрация Платоновского сельского поселения
Суд
Заводской районный суд г. Орла
Судья
Агибалов Владимир Сергеевич
Дело на странице суда
zavodskoy--orl.sudrf.ru
06.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.11.2020Передача материалов судье
11.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.12.2020Судебное заседание
17.12.2020Судебное заседание
12.01.2021Судебное заседание
01.02.2021Судебное заседание
05.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее