РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Ермишь 27 апреля 2015 годаКадомский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Сасакина В.А.
с участием заместителя прокурора Ермишинского района Рязанской области Цунаева И.А.
при секретаре Желтовой Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда р.п. Ермишь, Рязанской области дело по иску заместителя прокурора Ермишинского района Цунаева И.А. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МОУ «Савватемская средняя общеобразовательная школа» об организации на территории указанного образовательного учреждения искусственного освещения в соответствии с требованиями п. 3.9 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189)
УСТАНОВИЛ
Заместитель прокурора Ермишинского района Цунаев И.А. (далее по тексту заместитель прокурора) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к МОУ «Савватемская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту ответчик) об организации на территории указанного образовательного учреждения искусственного освещения в соответствии с требованиями п. 3.9 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189). В обоснование заявленных требований заместитель прокурора указал, что прокуратурой района в порядке надзора с участием Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения МОУ «Савватемская средняя общеобразовательная школа» требований законодательства направленных на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательном учреждении.
Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, гарантируется Конституцией Российской Федерации (ст. 41, ст. 45).
В соответствии с ч. 1 п. 5 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст. 28 Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» - к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, (ч. 3 ст.28). Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обеспечения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 6 п. 2).
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно –эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Пунктами 1.1, 1.3, 1.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189, установлено, что настоящие санитарно–эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях. Санитарные правила распространяются в том числе, на действующие общеобразовательные организации независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, деятельность которых связана, в том числе с эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся.
В силу п. 3.9 указанных выше СанПин уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк.
В ходе проверки сотрудником Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>» в темное время суток в период с ДД.ММ.ГГГГ при включенном искусственном освещении проведены замеры освещенности территории муниципального образовательного учреждения люксметром марки ТК-люкс (заводской номер №, свидетельство о поверке № до ДД.ММ.ГГГГ года), согласно которым уровень искусственной освещенности территории указанного выше муниципального образовательного учреждения не соответствует требованиям п. 3.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Данный факт подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ № представленной Филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>», протоколом лабораторных испытаний/исследований № от ДД.ММ.ГГГГ в МОУ «Савватемская средняя общеобразовательная школа» и объяснением директора образовательного учреждения ФИО1, постановлением по делу об административном правонарушении №.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ директору МОУ «Савватемская СОШ» вносилось представление, однако до настоящего времени нарушение не устранено в связи с недостатком финансирования.
Указанное нарушение ставит под угрозу гарантированные Конституцией РФ права несовершеннолетних на безопасность, жизнь и здоровье при посещении дошкольного образовательного учреждения.
В соответствии со ст. 45 ч.1 ГПК РФ прокурор в праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В связи с изложенными обстоятельствами заместитель прокурора просит суд обязать МОУ «Савватемская средняя общеобразовательная школа» организовать на территории муниципального образовательного учреждения «Савватемская средняя общеобразовательная школа» искусственное освещение в соответствии с требованиями п. 3.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189.
В судебном заседании заместитель прокурора Цунаев И.А. подержал заявленные требования в полном объеме и по тем же основаниям.
Представитель ответчика – МОУ «Савватемская средняя общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился, но в направленном в суд письменном заявлении директор школы ФИО1 исковые требования признала полностью.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Администрации МО-Ермишинский муниципальный район Рязанской области в судебное заседание не явился, возражений по существу иска не представил, но в направленном в суд письменном заявлении первый заместитель главы указанной Администрации ФИО2 дело просил рассмотреть без их участия.
Представитель другого третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Отдела образования администрации МО-Ермишинский муниципальный район Рязанской области в судебное заседание не явился, но в направленном в суд письменном заявлении начальник указанного Отдела ФИО3 против заявленных требований не возражал, а дело также просил рассмотреть без их участия.
В соответствии со ст. 167 п. 5 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие вышеуказанных представителей ответчика и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.
Выслушав объяснения заместителя прокурора Ермишинского района Цунаева И.А., а также исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, гарантируется ст.ст. 41, 45 Конституции РФ.
Согласно ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности (ч. 3 ст.28). Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обеспечения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 6 п. 2).
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно –эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Пунктами 1.1, 1.3, 1.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189, установлено, что настоящие санитарно–эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях. Санитарные правила распространяются в том числе, на действующие общеобразовательные организации независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, деятельность которых связана, в том числе с эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся.
Ответчик согласно своему Уставу, утверждённому постановлением Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, является муниципальным образовательным учреждением, обеспечивающим права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования.
На основе анализа вышеуказанных нормативно – правовых актов можно сделать вывод, что МОУ «Савватемская средняя общеобразовательная школа» должна выполнять обязанности организации на территории указанного муниципального образовательного учреждения искусственного освещения в соответствии с требованиями п. 3.9 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010 года № 189).
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в порядке надзора с участием Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>» проведена проверка исполнения МОУ «Савватемская средняя общеобразовательная школа» требований законодательства направленных на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательном учреждении.
Согласно результатам проведенных замеров уровень искусственной освещенности территории указанного муниципального образовательного учреждения не соответствует требованиям п. 3.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно -эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Данный факт подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, представленной Филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>», протоколом лабораторных испытаний/исследований № от ДД.ММ.ГГГГ в МОУ «Савватемская средняя общеобразовательная школа» и постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.
Отсутствие на территории МОУ «Савватемская средняя общеобразовательная школа» надлежащего искусственного освещения нарушает конституционные права несовершеннолетних учащихся на охрану здоровья при посещении указанного муниципального образовательного учреждения.
Как усматривается из материалов дела и подтверждено в судебном заседании, вопрос об организации на территории ответчика искусственного освещения, соответствующего требованиям законодательства до настоящего времени не решен.
Доказательств исполнения возложенной на него законом обязанности по организации на территории муниципального образовательного учреждения ответчиком суду представлено не было.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с иском в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах у суда имеются все предусмотренные законом основания для удовлетворения вышеуказанных исковых требований заместителя прокурора.
В силу ст. 206 ч.2 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, суд присуждает ответчику расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать МОУ «Савватемская средняя общеобразовательная школа» организовать на территории указанного муниципального образовательного учреждения искусственное освещение в соответствии с требованиями п.3.9 СанПин 2.4.1.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189) в течение одного месяца, со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Взыскать с МОУ «Савватемская средняя общеобразовательная школа» в доход бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Кадомский районный суд в течение одного месяца, со дня принятия его в окончательной форме.
председательствующий: судья Сасакин В.А.