Дело № 9а-73/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 февраля 2019 года г. Саранск
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия А.К. Чибрикин,
рассмотрев административное исковое заявление Наумова С. Г. к Министерству обороны Российской Федерации об оспаривании действий, связанных с ограничением доступа к официальному паблику, расположенному по адресу<данные изъяты> исключении профайла из «черного списка»
установил:
Наумов С.Г. обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации) об обязании Министерства обороны Российской Федерации предоставить доступ к официальному паблику, расположенному по адресу: <данные изъяты> исключив профайл истца (<данные изъяты> социальной сети <данные изъяты> из «черного списка».
По смыслу статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные споры обусловлены отношениями власти и подчинения. К административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В частности, в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти; связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Установленный Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации порядок производства по административным делам представляет собой дополнительную гарантию, направленную на наиболее быстрое и наименее обременительное обеспечение защиты прав от незаконных решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
Для этих целей частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право гражданина обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению этих прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, а частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрены обязательные для выяснения по данной категории дел обстоятельства.
Из анализа приведенных положений федерального законодательства следует, что оспаривание решения государственного органа является одним из способов защиты гражданских прав, выбор которого предоставлен лицу, обращающемуся за такой защитой.
К административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
Не оспаривается, что сайт <данные изъяты> представляет собой информационный ресурс, предназначенный для общения пользователей в сети Интернет, является так называемой социальной сетью. Пользователям сайта предоставляется возможность размещать на сайте посредством записи и хранения в памяти ЭВМ различные объекты, в том числе графические изображения, программы, видео, музыку, звуки и др.
Из административного искового заявления Наумова С.Г. следует, что официальная страница Министерства обороны Российской Федерации в социальной сети <данные изъяты> добавила истца в «черный список» сообщества (паблика), в результате чего он лишен возможности знакомиться с содержанием публикаций в соответствующей группе. Считает указанное действие нарушающим его право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.
В соответствии с п. 1 ст. 428 ГК Российской Федерации договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.
На основании п. 1 ст. 421 ГК Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Социальная сеть <данные изъяты> представляет собой интернет ресурс, состоящий из совокупности программ для ЭВМ и информации размещенной в них администрацией или пользователями в соответствии с п. 1.1 Правил пользования сайтом <данные изъяты>, находящихся в общем доступе. Согласно Правилам пользования сайтом <данные изъяты> пользователь вправе создавать группы, официальные страницы и встречи (далее - Сообщества) для целей продвижения коммерческих, политических, благотворительных и иных некоммерческих организаций, брендов, товаров, работ и услуг, а также различных мероприятий. При этом пользователь несет полную ответственность за свои действия, связанные с созданием и администрированием Сообществ, в соответствии с действующим законодательством РФ, международными правовыми актами и Правилами.
Таким образом, имеется спор, возникший из нарушения прав, предусмотренных ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации.
Поскольку правоотношения, по поводу которых возник спор, в силу вышеизложенных норм закона не подпадают под положения статьи 1 КАС Российской Федерации, они подлежат рассмотрению в порядке искового производства, регулируемого ГПК Российской Федерации.
С учетом изложенного, судья признаёт невозможным рассмотрение требований Наумова С.Г к Министерству обороны Российской Федерации в порядке административного судопроизводства и отказывает в принятии административного иска.
Предъявленные требования не относятся к категории административных дел, поименованных в главе 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а потому не рассматриваются по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что не исключает защиты прав заявителя в установленном законом порядке и предусмотренными способами, в частности, в рамках гражданского судопроизводства.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если: административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определил:
отказать в принятии административного искового заявления Наумова С. Г. к Министерству обороны Российской Федерации об оспаривании действий, связанных с ограничением доступа к официальному паблику, расположенному по адресу<данные изъяты> исключении профайла из «черного списка».
Возвратить Наумову С. Г. государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей, уплаченную при подаче административного искового заявления по чеку-ордеру от 03.02.2019.
В силу части 3 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ административному истцу в принятии административного искового заявления препятствует повторному обращению в суд с таким административным исковым заявлением.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Саранска.
Судья А.К. Чибрикин