Дело № 2 – 1027/2019
56RS0035-01-2019-001211-49
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Сорочинск 27 сентября 2019 года
Сорочинский районный суд Оренбургской области,
в составе председательствующего судьи Аксеновой О.В.,
при секретаре Суворовой И.П.,
с участием истцов Мартынова С.А., Мартыновой Л.Н., Мартыновой Н.С.,
представителя ответчика Федотова Ю.А. – адвоката Иванова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартынова Сергея Александровича, Мартыновой Ларисы Николаевны, Мартыновой Натальи Сергеевны к администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области, Родионовой Ольге Владимировне, Федотову Юрию Александровичу о признании права собственности на жилой дом,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Мартынов С.А., Мартынова Л.Н., Мартынова Н.С. обратилась в суд с иском к администрации МО Сорочинский городской округ <адрес>, Федотову Ю.А., Родионовой О.В., указав, что им на праве частной общей долевой собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, а также земельный участок под указанным домовладением общей площадью <данные изъяты> кв.м.
В связи с отсутствием второго собственника <адрес>, истцы не могут произвести реконструкцию своей квартиры и зарегистрировать право собственности.
С учетом того, что жилые помещения, принадлежащие истцам и ответчикам на праве собственности, находятся в доме блокированной застройки, соответственно каждый блок такого дома является отдельным объектом недвижимости согласно техническому плану.
Просят прекратить право частной общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 64,2 кв.м.
Признать изолированную часть жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 95,8 кв.м., принадлежащую Мартынову С.А., Мартыновой Л.Н., Мартыновой Н.С. жилым домом блокированной застройки.
Признать право собственности на жилой дом блокированной застройки общей площадью <данные изъяты> кв.м. по <данные изъяты> доли каждому за Мартыновым С.А., Мартыновой Л.Н., Мартыновой Н.С.
В судебном заседании истцы Мартынов С.А., Мартынова Л.Н., Мартынова Н.С. исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить по доводам и основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснили, что живут в доме, состоящим из двух блоков, их блок (<адрес>) расположен на отдельном земельном участке с отдельным входом и выходом на территорию общего пользования.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области, ответчик Родионова О.В. участия не принимали о дате и времени рассмотрения дела по существу извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.
В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Ответчик Федотов Ю.А. участие в судебном заседании не принимал. В соответствии со ст. 50 ГПК РФ ответчику Федотову Ю.А. назначен представитель.
Представитель ответчика – адвокат Иванов А.А. возражал против удовлетворения иска, поскольку ему не известна позиция ответчика по делу.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения истцов, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно пункту 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям относятся жилой дом, часть дома, квартира, часть квартиры, комната.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (пункт 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены, в числе прочих, такие объекты капитального строительства, как жилые дома блокированной застройки. Жилой дом блокированной застройки это жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке, сформированном для его использования (эксплуатации), и имеет выход на территорию общего пользования.
Жилые дома блокированной застройки отражаются как многоквартирные жилые дома в соответствии со СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные». К ним относятся здания с количеством этажей не более чем три, состоящие из двух квартир и более, каждая из которых имеет непосредственный выход на приквартирный участок, в том числе при расположении ее выше первого этажа. Блокированный тип многоквартирного дома может иметь объемно-планировочные решения, при которых один или несколько уровней одной квартиры располагаются над помещениями другой квартиры, или когда автономные жилые блоки имеют общие выходы, чердаки, подполья, шахты коммуникации, инженерные системы.
В соответствии со СНиП 31-02-2001 " Дома жилые одноквартирные" автономные жилые блоки блокированных жилых домов рассматриваются как отдельные одноквартирные жилые дома, если они: не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков; не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт коммуникаций; имеют самостоятельные системы отопления и вентиляции, а также индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем. СНиП 31-02-2001 распространяются на блокированные дома, состоящие из двух или более пристроенных друг к другу жилых блоков, каждый из которых имеет непосредственный выход на участок. Таким образом, действующее законодательство к блокированным домам относит дома, состоящие из двух или более пристроенных друг к другу автономных жилых блоков, каждый из которых имеет непосредственный выход на земельный участок, самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не должен иметь общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных выходов, а также помещений, расположенных над или под другими жилым блоками.
В зависимости от того, каким образом квалифицировать образованные в результате реального раздела жилого дома объекты, жилой дом должен быть отнесен либо к жилому дому блокированной застройки, либо к многоквартирному дому.
В этой связи, если жилой дом отнести к дому блокированной застройки, а каждый блок соответствует признакам индивидуального жилого дома, постановка такого блока на государственный кадастровый учет может быть осуществлена в качестве жилого дома, представляющего собой часть здания – жилого дома блокированной застройки.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что спорным объектом недвижимости является жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что истцам Мартынову С.А., Мартыновой Л.Н., Мартыновой Н.С. каждому принадлежит 1/3 доля в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а также по 1/3 доли в праве собственности на жилой дом с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, что подтверждено договором купли – продажи находящегося в государственной собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, выписками из ЕГРН, свидетельствами о государственной регистрации права собственности.
Согласно выписке из ЕГРН собственником ? доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес> является Родионова О.В..
Согласно постановлению администрации Сорочинского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п у земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> уточнен вид разрешенного использования: блокированная жилая застройка.
Согласно техническому плану жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> соответствует требованиям к блокированным жилым домам. Отопление индивидуальное у каждого блока. Электроснабжение, водоснабжение и водоотведение централизованное. В каждом блоке расположены кухня, жилые комнаты. Ввиду наличия двух изолированных частей, позволяющих квалифицировать их, как автономные жилые блоки, имеющих общую стену без проемов и отдельные выходы, расположенных на отдельных земельных участках с кадастровыми номерами указанные жилой дом является блокированной застройкой.
Заключением управления архитектуры, градостроительства и капитального строительства администрации Сорочинского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу <адрес> имеет признаки дома блокированной застройки.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является домом блокированной застройки, поскольку отвечает всем техническим характеристикам, что установлено материалами дела и стороной ответчиков не оспаривалось.
В судебном заседании установлено, что истцами в отсутствие разрешения произведена реконструкция дома, увеличение площади произошло за счет пристроя.
Таким образом, из представленных документов следует, что истцами была произведена самовольная реконструкция принадлежащего им помещения, на которую распространяется режим самовольной постройки.
В силу статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территории, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы.
В силу п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Как судом указывалось выше, истцы являются собственниками земельного участка по адресу: <адрес>.
Учитывая изложенное, а также то, что жилой дом с учетом новых технических характеристик не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд считает необходимым требования истцов удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Мартынова Сергея Александровича, Мартыновой Ларисы Николаевны, Мартыновой Натальи Сергеевны – удовлетворить.
Признать за Мартыновым Сергеем Александровичем, Мартыновой Ларисой Николаевной, Мартыновой Натальей Сергеевной право собственности на жилой дом блокированной застройки, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> км., <адрес> по <данные изъяты> доли в праве за каждым.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Аксенова О.В.
Решение в окончательной форме принято 02 октября 2019 года.