Дело №2-191/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Крысиной З.В.,
при секретаре судебного заседания - Колузаковой Н.В.,
с участием истца - Сунгаева С.И.,
представителей ответчика - Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Мордовия Бодиной Г.Н., действующей по доверенности №05/3 от 11 января 2011 г., Сизовой О.А., действующей по доверенности №08/241 от 20 января 2011 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сунгаева Степана Ивановича к Государственному учреждению – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Мордовия о признании отказа в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год неправомерным,
установил:
Сунгаев С.И. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Мордовия о признании отказа в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год неправомерным, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год.
В обоснование своих требований Сунгаев С.И. указал, что он с февраля 1986 года является <данные изъяты>. Данный социальный статус подтвержден 29 октября 2007 г. Он не воспользовался предоставленным ему законом правом отказа от получения набора социальных услуг. В настоящее время он включен в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Он имеет право на ежегодное получение путевки на санаторно-курортное лечение при наличии необходимых медицинских показаний. Наличие требуемых медицинских показаний подтверждается справками для получения путевок от 12 мая 2010 г., от 25 мая 2010 г., выданными ГУЗ «Республиканская больница №1».
В 2010 году путевки на санаторно-курортное лечение, несмотря на медицинские показания, он не получал, что противоречит индивидуальной программе реабилитации, нарушает его права на своевременное медицинское обслуживание и существенно снижает уровень установленных государством мер социальной защиты.
В декабре 2010 года он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год.
Письмом от 27 декабря 2010 г. ответчиком отказано в предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год.
Просил суд признать отказ Государственного учреждения – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Мордовия в предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год неправомерным, обязать Государственное учреждение – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Мордовия предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год.
10 февраля 2011 г. от истца Сунгаева С.И. поступило заявление о прекращении производства по делу в части возложения на Государственное учреждение – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Мордовия обязанности предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год, в связи с отказом от исковых требований в этой части, о чем вынесено соответствующее определение.
В судебном заседании истец Сунгаев С.И. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд признать отказ Государственного учреждения – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Мордовия в предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год неправомерным. Дополнительно пояснил, что им путевка на санаторно-курортное лечение от Фонда получена 3 февраля 2011 г. Отказ от ответчика он не получал, он получил письмо от 27 декабря 2010 г., которым ему отказано в предоставлении путевки за 2010 год.
Представители ответчика Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Мордовия Бодина Г.Н. и Сизова О.А. в судебном заседании исковые требования не признали, просили суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в возражениях. Дополнительно пояснили, что ответчиком истцу не было отказано в предоставлении путевки. По заявлению от 23 октября 2009 г. Сунгаев С.И. поставлен на учет, о чем ему выдано уведомление. В связи с недостаточностью денежных средств в 2010 году выделить путевку на санаторно-курортное лечение не представилось возможным. 3 февраля 2011 г. истцу Сунгаеву С.И. предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение в ОАО «Санаторий «Алатырь» с 21 февраля 2011 г. на 21 день. Также выделена путевка на сопровождающее лицо.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Сунгаева С.И. не подлежат удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
Согласно статье 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что Сунгаев Степан Иванович является <данные изъяты>, что подтверждается удостоверением №, выданным 27 мая 2002 г., справкой серии МСЭ-2006 № (л.д. 5,6).
В связи, с чем в силу закона истец имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, что не оспаривается ответчиком.
23 октября 2009 г. Сунгаев Степан Иванович обратился в Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Мордовия с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки согласно медицинской справке от 8 октября 2009 г.
Согласно пункта 1.5. приказа Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 г. N 256 "О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение" при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения больному выдается на руки справка для получения путевки по форме N 070/у-04 с рекомендацией санаторно-курортного лечения, о чем лечащий врач лечебно-профилактического учреждения делает соответствующую запись в медицинской карте амбулаторного больного.
Срок действия справки для получения путевки 6 месяцев.
В последующем истцом в Государственное учреждение – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Мордовия предоставлялись справки от 12 мая 2010 г., от 25 мая 2010 г. и 2 ноября 2010 г. лечащего врача о том, что Сунгаеву С.И. рекомендовано санаторно-курортное лечение.
27 декабря 2010 г. ответчиком истцу направлено сообщение, в котором указано, что его просьба о предоставлении санаторно-курортной путевки будет рассмотрена по итогам проведения открытого конкурса по отбору санаторно-курортных учреждений на 2011 год, в соответствии с рекомендациями лечащего врача. (л.д. 19).
Истец просит суд признать данное уведомление незаконным, считая его отказом в предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год.
С данными доводами истца согласиться нельзя, поскольку, само по себе данное уведомление не содержит сведений об отказе истцу в предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение по его заявлению от 23 октября 2009 г. и по справкам, представленным истцом от 25 мая 2010 г. и 2 ноября 2010 г.
Как установлено, 28 января 2011 г. ответчиком истцу направлено уведомление о выделении путевки в ОАО «Санаторий «Алатырь» с 21 февраля 2011 г. О согласии либо несогласии необходимо сообщить до 4 февраля 2011 г. в ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Мордовия». (л.д. 29).
3 февраля 2011 г. истец Сунгаев С.И. получил путевку на санаторно-курортное лечение с 21 февраля 2011 г. по 10 марта 2010 г. в ОАО «Санаторий «Алатырь», что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства истцом и подтверждается санаторно-курортными путевками серии БГ № и №, копией накладной № от 3 февраля 2011 г., расходным кассовым ордером от 3 февраля 2011 г.
Порядок предоставления путевки на санаторно-курортное лечение ответчиком нарушен не был.
Так, согласно статье 6.1 Федерального закона N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 г. право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг имеют право инвалиды.
Согласно статье 6.2 вышеуказанного Закона в состав набора социальных услуг входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Согласно пунктам 2 и 5 статьи 6.3. Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
При этом законом не регулируется периодичность предоставления социальных услуг, а установлены условия, при которых данные услуги предоставляются в установленный период. В законе отсутствует указание на обязательное ежегодное обеспечение инвалидов санаторно-курортным лечением.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Таким органом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 321 является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует предоставление гражданам набора социальных услуг, включающего, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Так, в силу пунктов 3.1, 3.3, 3.6 – 3.9 Порядка обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256.
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда.
Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства заблаговременно, но не позднее чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
Судом установлено, что путевка на санаторно-курортное лечение, за получением которой Сунгаев С.И. обратился к ответчику 23 октября 2009 г., не была ему предоставлена в 2010 г. по объективным причинам, поскольку на момент его обращения в региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Мордовия количество заявлений получателей набора социальных услуг, которые не были обеспечены путевками, превысило имеющуюся квоту по обеспечению данными льготами в 2010 г.
Так, по данным Федерального регистра в 2010 году в Республике Мордовия число лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, составило 111417. Из них не отказались от получения набора социальных услуг 15240 граждан, или 13,6%. В 2010 году на оплату лекарств и санаторно-курортного лечения направлялось 627 рублей в месяц или 7524 рубля в год на 1 человека.
В 2010 году в региональное отделение с заявлениями о предоставлении санаторно-курортных путевок обратились 3774 льготника, из них 2888 детей-инвалидов и 278 инвалидов с ограничением трудоспособности III степени. По заключению врачей им требуются сопровождающие лица, которым также выделяется путевка. Для того, чтобы обеспечить в 2010 году указанных граждан санаторно-курортным лечением нужно было 4340 путевок. В 2010 году региональному отделению выделено средств в сумме 22600000 рублей на оплату путевок. На указанную сумму региональное отделение смогло приобрести только 1404 путевки.
Таким образом, количество заявлений инвалидов, которые не были обеспечены путевками в 2010 году, значительно превысило количество путевок, приобретенных за счет выделенных из федерального бюджета средств на эти цели. В связи с чем истцу по заявлению от 23 октября 2009 г. в 2010 году путевка на санаторно-курортное лечение предоставлена не была.
Между тем, поскольку нормами действующего законодательства не предусмотрено ежегодное обеспечение граждан санаторно-курортными путевками, действия ответчика по не предоставлению истцу в 2010 году путевки на санаторно-курортное лечение не могут являться неправомерными.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований Сунгаева Степана Ивановича к Государственному учреждению – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Мордовия о признании отказа в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год неправомерным не имеется.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Сунгаева Степана Ивановича к Государственному учреждению – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Мордовия о признании отказа в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год неправомерным оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий З.В. Крысина