Мотивированное решение
изготовлено 21.07.2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Невьянск 14.07.2020
Невьянский городской суд Свердловской области
в составе председательствующего судьи Кордюковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Стариковой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпова Алексея Владимировича к администрации Невьянского городского округа о признании права собственности на жилой дом,
установил:
Карпов А. В. обратился в суд с иском к администрации Невьянского городского округа о признании права собственности на жилой дом, общей площадью <*****> кв.м., расположенный по адресу: ....
В обоснование своих требований истец Карпов А. В. указал, что он имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу: ....
В 00.00.0000 году он произвел реконструкцию дома: построил теплые пристрои литеры А1,А2, холодный пристрой литера а. Согласно техническому плану площадь жилого дома в настоящее время <*****> кв.м.,
В 00.00.0000. он обратился в Администрацию Невьянского городского округа для согласования реконструкции жилого дома. В согласовании ему было отказано, так как проектом планировки территории г. Невьянска, утвержденным постановлением администрации Невьянского городского округа ***-п от 00.00.0000 установлены красные линии, отступ жилых домов от которых, в соответствии с предельным параметром строительства (реконструкции), установленным правилами землепользования и застройки Невьянского городского округа должен составлять 5 метров. В связи с тем, что красная линия проходит в 2 метрах от северной границы участка, отступ от жилого дома от северной границы земельного участка должен составлять не менее 3 метров. Также согласно публичной кадастровой карте земельный участок с кадастровым номером *** на 3 м с северной стороны попадает в охранную зону ВЛ-6кВ (литера 2А, 2Б, 2В, 2Д) в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция и снос зданий и сооружений».
Истец с решением администрации Невьянского городского округа не согласен, так как реконструкция была произведена им в 00.00.0000., в красные линии были утверждены1600.00.0000
В судебном заседании истец Карпов А. В. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Невьянского городского округа Жданова М.Э. исковые требования не признала и пояснила, что истцу было отказано в согласовании реконструкции жилого дома в связи с тем, что проектом планировки территории г. Невьянска, утвержденным постановлением администрации Невьянского городского округа ***-п от 00.00.0000 установлены красные линии, отступ жилых домов от которых, в соответствии с предельным параметром строительства (реконструкции), установленным правилами землепользования и застройки Невьянского городского округа должен составлять 5 метров. В связи с тем, что красная линия проходит в 2 метрах от северной границы участка, отступ от жилого дома от северной границы земельного участка должен составлять не менее 3 метров. Также согласно публичной кадастровой карте земельный участок с кадастровым номером *** на 3 м с северной стороны попадает в охранную зону ВЛ-6кВ (литера 2А, 2Б, 2В, 2Д) в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция и снос зданий и сооружений».
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
На основании ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом требований ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом, Карпов А. В. имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу: ....
Право собственности истца зарегистрировано в ЕГРН 00.00.0000. (л.д. 7)
00.00.0000 году Карпов А. В. произвел реконструкцию дома: построил теплые пристрои литеры А1,А2, холодный пристрой литера а. Согласно техническому плану площадь жилого дома в настоящее время составляет 70,3 кв.м.,
В 00.00.0000 Карпов А. В. обратился в Администрацию Невьянского городского округа для согласования реконструкции жилого дома. В согласовании ему было отказано, так как проектом планировки территории г. Невьянска, утвержденным постановлением администрации Невьянского городского округа ***-п от 00.00.0000 установлены красные линии, отступ жилых домов от которых, в соответствии с предельным параметром строительства (реконструкции), установленным правилами землепользования и застройки Невьянского городского округа должен составлять 5 метров. В связи с тем, что красная линия проходит в 2 метрах от северной границы участка, отступ от жилого дома от северной границы земельного участка должен составлять не менее 3 метров. Также согласно публичной кадастровой карте земельный участок с кадастровым номером *** на 3 м с северной стороны попадает в охранную зону ВЛ-6кВ (литера 2А, 2Б, 2В, 2Д) в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция и снос зданий и сооружений».
На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В соответствии с п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Данная норма права в качестве оснований для возникновения права собственности на вновь созданную вещь называет два юридически значимых обстоятельства: создание новой вещи для себя и отсутствие нарушений законодательства при ее создании.
В силу п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260).
В соответствии с п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство - документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство объекта.
Пунктом 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 № 595-О-П, разъяснено, что, вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в п. 2 той же статьи последствия, то есть в виде сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014 указано, что одним из признаков самовольной постройки является создание ее с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку либо основанием для удовлетворения требования о ее сносе при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений.
Существенность нарушений градостроительных и строительных норм и правил устанавливается на основании совокупности доказательств применительно к особенностям конкретного дела.
Кроме вопроса о соблюдении градостроительных и строительных норм и правил, необходимо выяснять, учтены ли при возведении спорной постройки требования санитарного, пожарного, экологического законодательства, законодательства об объектах культурного наследия и другого в зависимости от назначения и месторасположения объекта.
К существенным нарушениям строительных норм и правил относят, например, такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц.
Установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, в их совокупности, в соответствии с правилами ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что требования Карпова А. В. подлежат удовлетворению.
Так, из технического плана здания следует, что жилой дом, общей площадью <*****> кв.м., расположен по адресу: ....
В техническом заключении, выполненного БТИ указано, что здание на земельном участке по адресу: .... капитальным строением (индивидуальным жилым домом) и пригодно для проживания. Основные строительные конструкции жилого дома (фундаменты, стены, перекрытие, крыша) находятся в исправном техническом состоянии (согласно СП 13-102-2003) и могут эксплуатироваться в дальнейшем. Техническое состояние жилого дома в целом соответствует требованиям действующих строительных норм и правил.
Из письма ОАО «МРСК Урала» «Свердловэнерго» видно, что размещение жилого дома по адресу: .... за пределами границ охранных зон объектов ОАО «МРСК Урала» «Свердловэнерго».
Таким образом, суд приходит к выводу, что реконструкция жилого дома истца не нарушает права и охраняемые интересы других лиц.
Принимая во внимание вышеназванные обстоятельства, суд полагает, что имеются правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Карпова Алексея Владимировича удовлетворить.
Признать за Карповым Алексеем Владимировичем право собственности на жилой дом общей площадью <*****> кв.м., расположенный по адресу: ....
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Невьянский городской суд.
Судья