Дело № 2а-285/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сегежа 28 марта 2019 года
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Скрипко Н.В.,
при секретаре Шараповой Н.Ш.,
с участием административного истца Сапега А.В.,
представителя ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК Колюшевой С.Ю., действующей на основании доверенности,
представителя УФСИН России по Республике Карелия Моховой М.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Сапега А.В. к Федеральному казенному учреждению следственному изолятору № 2 УФСИН России по Республике Карелия о признании действий незаконными, -
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд по тем основаниям, что в настоящее время содержится в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия, в период времени с 5 по 6 февраля 2019 года он находился на «общем положении» в карцере № 7, где неоднократно просил у сотрудников учреждения предоставить ему горячий кипяток, в чем ему было отказано, предоставлена холодная питьевая вода, электрическую розетку для того, чтобы он мог воспользоваться кипятильником, ему также не предоставили. Также в карцере № 7 была неисправна кровать – один угол был ниже других, из-за чего он не мог нормально спать, на его просьбы устранить недостатки, ему предоставили книжки, чтобы он подложил их под угол. В период времени с 21 января 2019 года по 5 февраля 2019 года последний находился в карцере, где его заставили переодеться в робу, что считает незаконным, так как в тот момент он был в статусе обвиняемого, а не осужденного. Помимо этого в указанный период времени ему было отказано в предоставлении ободка на унитаз, из-за чего он испытывал дискомфорт, что нарушает его права и свободы. На основании изложенного просил указанные действия (бездействие) администрации учреждения признать незаконными, «выписать» ответчику строгий выговор за противоправные действия.
Определением судьи к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФСИН России по Республике Карелия.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что в указанные в иске даты он находился в карцере на «общем положении», поэтому его не имели права ограничивать в количестве предоставляемой горячей воды для питья и заставлять переодеваться в робу. Из-за того, что ему не был предоставлен ободок на унитаз, у него появилась трещина в кишке, геморрой, что подтвердили врачи в Костомукшском ИВС. Когда он пожаловался на сломанную кровать, его не перевели в другой карцер, выдали книжки, сказали «подложи, все будет нормально».
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что в период времени с 26 мая 2018 года по 10 февраля 2019 года Сапега А.В. содержался в изоляторе в статусе обвиняемого, был переведен в карцер на «общий режим», в соответствии с п. 43 Приказа Минюста РФ от 14 октября 2005 года № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды, горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности, что ответчиком исполнялось надлежащим образом. По обстоятельствам сломанной кровати в карцере № 7 Сапега А.В. к администрации учреждения не обращался. В период времени с 21 января по 5 февраля 2019 года истец отбывал в карцере дисциплинарное взыскание, в связи с чем на основании ФЗ № 103- ФЗ от 15 июля 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Приказа МЮ РФ от 3 ноября 2005 года № 204-дсп «Об утверждении Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы» был переодет в одежду специального образца. Также в соответствии с Приказом МЮ РФ от 3 ноября 2005 года № 204-дсп карцеры оборудуются определенным перечнем предметов, в число которых ободок для унитаза не входит, в связи с чем у учреждения не имеется обязанности его предоставлять.
Представитель УФСИН России по Республике Карелия в судебном заседании полностью поддержала ранее поданные письменные возражения относительно предмета спора, в соответствии с которыми Сапега А.В. прибыл в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия 26 мая 2018 года из ИВС ОМВД России по г. Костомукша, до даты отбытия 10 февраля 2019 года содержался в учреждении в статусе обвиняемого, 13 февраля 2019 года осужден приговором Костомукшского городского суда Республики Карелия. В силу ст. 38 Федерального закона №103-ФЗ от 15 июля 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» за невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры взыскания в виде водворения в карцер или одиночную камеру на гауптвахте на срок до 15 суток. В соответствии со ст. 40 указанного закона в карцере обвиняемые и подозреваемый обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями только на время сна в установленные часы. В период содержания в карцере подозреваемым и обвиняемым запрещаются переписка, свидания, кроме свиданий с защитником и проведения бесед членами общественной наблюдательной комиссии с ними, а также приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок и передач, пользование настольными играми, просмотр телепередач. Наказанные водворением в карцер подвергаются полному обыску и переодеваются в одежду специального образца. Сидение для унитаза не входит в перечень оборудования карцера и не подлежит выдаче. В соответствии с п. 45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, утвержденных Приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 года № 189 при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды, горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности. В соответствии с п. 44 ПВР СИЗО подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством РФ. Истец в полной мере обеспечивается всем необходимым в карцере, включая индивидуальное спальное место в надлежащем состоянии и постельные принадлежности. В УФСИН России по РК с жалобами и иными заявлениями по указанным вопросам не обращался.
Заслушав мнения сторон, исследовав письменные материалы дела и видеозаписи, суд приходит к следующему.
Статья 10 УИК РФ устанавливает, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Статьей 20 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказание.
Приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 года № 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее – Правила СИЗО).
Из пункта 44 Правил СИЗО следует, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности (п. 43 Правил СИЗО).
В судебном заседании установлено, что Сапега А.В. в период времени с 26 мая 2018 года по 10 февраля 2019 года содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия в статусе обвиняемого, в том числе в период времени с 5 по 6 февраля 2019 года - в карцере № 7, что сторонами не оспаривалось.
В соответствии со справкой начальника отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия майора внутренней службы А.И. Нерядихина 6 февраля 2019 года Сапега А.В. во время раздачи завтрака в 7.10 час. попросил у сотрудника администрации принести ему кипяток для заваривания чая. При раздаче завтрака в указанное время истец был обеспечен горячим питанием, в том числе чаем, помимо этого последнему были даны разъяснения сотрудником администрации о порядке раздачи горячей кипяченой воды. В этот же день в период времени с 10.28 час. до 10.42 час. была осуществлена раздача кипяченой воды лицам, содержащимся в камерных помещениях внутреннего поста № 1 режимного корпуса, истец с 9.55 до 10.55 час. был выведен на ежедневную прогулку, на тот момент раздача кипяченой воды была закончена, от Сапега А.И. после прогулки просьб о предоставления ему воды для питья не поступало.
Из представленных в материалы дела распорядков дня для подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в камерах режимного корпуса, и подозреваемых, обвиняемых и осужденных, отбывающих дисциплинарное взыскание в карцере и ШИЗО, утвержденных приказом начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия от 13 декабря 2018 года № 313, следует, что раздача кипяченой воды для питья предусмотрена в учреждении в период времени с 17.00 до 18.00 час.
Из представленных в материалы дела видеозаписей следует, что 6 февраля 2019 года в период раздачи завтрака Сапега А.В. обращался с просьбой предоставить ему горячую кипяченую воду для питья, на что ему было разъяснен порядок раздачи кипяченой воды, а также что осуществляется выдача завтрака, в том числе горячего чая. Также из видеозаписей следует, что в установленное в распорядке дня время административный истец обеспечивался кипяченой водой для питья.
Карцер № 7 электрическими розетками не оборудован, что сторонами не оспаривалось, в связи с чем у административного ответчика не имелось технической возможности обеспечить использование Сапега А.В. кипятильника.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что у административного ответчика не имелось обязанности обеспечивать истца горячей воду для питья по первому требованию, в связи с чем не находит оснований для признания действий ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия в части запрещения Сапега А.В. горячей кипяченой воды для питья и не обеспечении кипятильником незаконными.
В соответствии с разделом 5 Номенклатуры, утвержденной приказом «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» от 27 июля 2006 года от 8 декабря 2006 года, карцеры оборудуются откидной металлической кроватью с деревянным покрытием, табуретом для сидения и столом для приема пищи.
Из приложения № 8а приказа Министерства Юстиции РФ от 3 ноября 2005 года №204дсп «Об утверждении инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах УИС» карцер оборудуется: металлической койкой с деревянным покрытием, которая должна прикрепляться к стене, а на период от подъема до отбоя – подниматься и запираться, прикрепленными к полу или стене столом и табуретом, унитазом со сливным бачком, умывальником и полкой для туалетных принадлежностей.
Исходя из исследованных в судебном заседании видеозаписей за 5 и 6 февраля 2019 года карцер, где содержался Сапега А.В. в указанные дни, оборудован индивидуальным спальным местом и унитазом со сливным бачком, что истцом не оспаривалось. В ходе ежедневных утренних и вечерних проверок истец с жалобами на сломанную кровать к сотрудникам учреждения не обращался.
В судебном заседании представитель ответчика Колюшева С.Ю. пояснила, что по запросу суда были представлены все имеющиеся в наличии в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия видеозаписи с участием Сапега А.В.
В соответствии со справкой начальника отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия майора внутренней службы А.И. Нерядихина в период времени с 5 по 6 февраля 2019 года жалоб, письменных обращений к администрации учреждения от Сапега А.В. по вопросу сломанной кровати не поступало.
Из материалов медицинской карты истца следует, что у Сапега А.В. диагнозы «трещина прямой кишки» или «геморрой» не установлены.
На основании изложенного суд не находит оснований для признания действий (бездействия) ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия по не предоставлению Сапега А.В. в карцер ободка для унитаза и помещения в карцер со сломанной койкой незаконными.
Доводы истца о том, что указанные в Приказе № 204-дсп унитаз со сливным бачком, предполагают наличие ободка для унитаза, основаны на неверном толковании норм и судом не принимаются.
Из положений п. 45.2 Приказа МЮ РФ от 3 ноября 2005 года № 204-дсп «Об утверждении инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы» следует, что в соответствии с действующим законодательством РФ, регламентирующим данное направление деятельности, подозреваемые, обвиняемые и осужденные, совершившие правонарушение, могут быть водворены в карцер. Лицу, водворяемому в карцер, запрещается брать с собой имеющиеся у него продукты питания и личные вещи, за исключением предметов личной гигиены (кроме бритвенных принадлежностей). Наказанные водворением в карцер подвергаются полному обыску и переодеваются в одежду специального образца. Водворение в штрафной изолятор осужденных, приговор в отношении которых вступил в законную силу, осуществляется в порядке, предусмотренном ПВР ИУ.
Из справки о поощрениях и взысканиях обвиняемого Сапега А.В. от 11 февраля 2019 года следует, что последний 21 января 2019 года был привлечен к дисциплинарной ответственности за нападение на другого осужденного, совершение умышленных действий, угрожающих жизни и здоровью другого осужденного, в качестве вида взыскания установлено водворение в карцер на 15 суток, что подтверждено истцом в судебном заседании.
На основании изложенного суд не находит оснований для признания действий ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия по обязанию Сапега А.В. переодеваться в одежду специального образца в период времени с 21 января по 5 февраля 2019 года незаконными.
Требования истца о вынесении ответчику строгого выговора за противоправные действия не основаны на законе и удовлетворению не подлежат, в том числе в связи с тем, что противоправность действий ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК не нашла своего подтверждения в судебном заседании.
Руководствуясь ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, -
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Сапега А.В. к Федеральному казенному учреждению следственному изолятору № 2 УФСИН России по Республике Карелия о признании действий незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течения месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Скрипко
Решение в окончательной форме изготовлено 1 апреля 2019 года.