Судья Ноздрина О.О.. Дело № 33-2057/2020
в„– 2-1-521/2020
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
16 сентября 2020 года город Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Забелиной О.А.,
судей Букаловой Е.А., Жидковой Е.В.,
РїСЂРё секретаре Панюковой Р.Рђ.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заверюха Н.С. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии
по апелляционной жалобе Заверюха Н.С. на решение Мценского районного суда Орловской области от 3 июля 2020 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Орловского областного СЃСѓРґР° Букаловой Р•.Рђ., объяснения истца Заверюха Рќ.РЎ. Рё ее представителя Р¤РРћ5, поддержавших РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, возражения РЅР° апелляционную жалобу представителя ответчика Р¤РРћ6 изучив РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы, материалы дела, судебная коллегия РїРѕ гражданским делам Орловского областного СЃСѓРґР°
установила:
Заверюха Н.С. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонному) (далее – ГУ УПФРв Мценском районе Орловской области (межрайонное), пенсионный орган) признании права на досрочное назначение пенсии.
Р’ обоснование заявленных требований указывала, что РІ период СЃ <дата> РїРѕ настоящее время РѕРЅР° постоянно проживает РІ <адрес>, территория которой отнесена Рє Р·РѕРЅРµ СЃ льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ, РїСЂРё этом РІ период СЃ <дата> РїРѕ <дата> РѕРЅР° работала РІ РЎРџРљ «Фатневский», который располагался РІ <адрес>, относившемся Рє Р·РѕРЅРµ проживания СЃ правом РЅР° отселение вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ.
В назначении ей пенсии по старости досрочно, несмотря на указанные выше обстоятельства, пенсионным органом было отказано.
РќРµ соглашаясь СЃ отказом ответчика Рё полагая, что РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ проживанием Рё работой РЅР° территории нескольких Р·РѕРЅ, подвергшихся радиоактивному загрязнению, РѕРЅР° имеет право РЅР° предоставление льготы РїРѕ снижению пенсионного возраста РЅР° 5 лет СЃ учетом суммирования величин снижения пенсионного возраста, предусмотренных СЃС‚.СЃС‚.33 Рё 34 Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 15.05.1991 в„–1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ», Заверюха Рќ.РЎ. просила СЃСѓРґ признать Р·Р° ней право РЅР° назначение пенсии РїРѕ старости СЃРѕ снижением общеустановленного пенсионного возраста РЅР° 5 лет, Р° также право РЅР° назначение ежемесячной денежной выплаты РІ повышенном размере пенсий Рё РїРѕСЃРѕР±РёР№, СЃ <дата>; возложить РЅР° ГУ УПФРв Мценском районе Орловской области (межрайонное) обязанность назначить Рё производить выплату ей пенсии СЃ даты возникновения права РЅР° нее; взыскать СЃ ГУ УПФРв Мценском районе Орловской области (межрайонного) РІ ее пользу расходы РїРѕ уплате государственной пошлины РІ СЃСѓРјРјРµ 300 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Заверюха Н.С. просит решение суда отменить и принять новое, которым удовлетворить исковые требования.
В обоснование жалобы приводит довод о предусмотренной законом возможности учета, как периода ее проживания, так и периода работы на загрязненной территории и, как следствие, суммирования льгот, предоставляемых за каждое из оснований досрочного назначения пенсии.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Как установлено судом первой инстанции, истец Заверюха Н.С. с <дата> по настоящее время постоянно проживает и зарегистрирована в <адрес> <адрес>.
При этом в период с <дата> по <дата> Заверюха Н.С. работала в СПК «Фатневский», который располагался в <адрес>.
<дата> Заверюха Рќ.РЎ., <дата> Рі.СЂ., обратилась Рє ответчику СЃ заявлением Рѕ назначении пенсии досрочно, РІ чем ей <дата> было отказано, поскольку РЅР° момент обращения право РЅР° досрочное пенсионное обеспечение Сѓ истца РЅРµ возникло. РџСЂРё этом пенсионным органом отмечено, что право РЅР° снижение пенсионного возраста РїРѕ своему выбору либо РЅР° 3 РіРѕРґР° РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 34 Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 15.05.1991 в„–1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ», либо РЅР° 2 РіРѕРґР° РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 33 данного Закона истец имеет РїРѕ достижении 52 или 53 лет соответственно. РљСЂРѕРјРµ того, пенсионным органом обращено внимание РЅР° невозможность суммирования льгот РІ рассматриваемом случае.
Рассмотрев заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Заверюха Н.С.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Р’ силу СЃС‚. 28.1 Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 15.05.1991 в„–1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ» (далее – Закон Р Р¤ РѕС‚ 15.05.1991 в„–1244-1) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ, пенсия РїРѕ старости назначается СЃ уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона РѕС‚ 28 декабря 2013 РіРѕРґР° в„–400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») РїРѕ состоянию РЅР° 31 декабря 2018 РіРѕРґР°, РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. РџСЂРё этом гражданам РёР· числа лиц, указанных РІ части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия РїРѕ старости назначается СЃ уменьшением возраста, установленного приложением 5 Рє Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия РїРѕ старости указанным гражданам РїРѕ РёС… желанию может назначаться РІ соответствии СЃ Федеральным законом «О страховых пенсиях» РїСЂРё наличии страхового стажа РЅРµ менее 15 лет Рё величины индивидуального пенсионного коэффициента РЅРµ менее 30, определяемых СЃ применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом РѕС‚ 15 декабря 2001 РіРѕРґР° в„–166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации») РїСЂРё наличии трудового стажа РЅРµ менее 5 лет.
Как установлено ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей по состоянию на 31.12.2018), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регламентирует основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Р—РѕРЅС‹ радиоактивного загрязнения, Р° также категории граждан, пострадавших РІ результате катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ, определяются РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, предусмотренном Законом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ» (Рї. 5 СЃС‚. 10)
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1).
В соответствии со ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 гражданам, указанным в п. 7 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй ст. 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Статьей 34 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
РџСЂРё этом первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 названного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) РЅР° территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, РІ период РѕС‚ момента катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ РїРѕ 30 РёСЋРЅСЏ 1986 РіРѕРґР°, независимо РѕС‚ времени пребывания РЅР° указанной территории РґРѕ момента переселения (выезда) СЃ этой территории или РґРѕ принятия решения Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± изменении границ Р·РѕРЅ радиоактивного загрязнения (примечания Рє СЃС‚. 35 указанного Закона).
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (ст. 7 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1).
РџСЂРё определении права РЅР° пенсию СЃРѕ снижением пенсионного возраста РІ соответствии СЃ Законом Р Р¤ РѕС‚ 15.05.1991 в„– 1244-1 применяются Перечни населенных пунктов, относящихся Рє территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ, утвержденные распоряжением Правительства РСФСРот 28.12.1991 в„– 237-Р , постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 18.12.1997 в„– 1582 Рё постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 08.10.2015 в„– 1074.
В соответствии с указанными перечнями населенный пункт <адрес> с <дата> по настоящее время относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, населенный пункт <адрес> с указанной даты до <дата> относился к зоне проживания с правом на отселение, а после <дата> – к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, истец проживает в зоне с льготным социально-экономическим статусом более 27 лет, что дает ей право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 3 года, и работала в зоне проживания с правом на отселение 7 лет 8 месяцев 24 дня, что дает ей право на уменьшение возраста выхода на пенсию на 2 года.
Рсковые требования Заверюха Рќ.РЎ. основаны РЅР° том, что величины снижения возраста, предусмотренного вышеуказанными нормами права, РІ рассматриваемом случае подлежат суммированию.
Вместе с тем, в силу ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 при наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.
Таким образом, приведенная норма права не предоставляет гражданам, проживавшим и одновременно работавшим на территории нескольких зон, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, и, соответственно, имеющим различные основания предоставления льготы по снижению пенсионного возраста, возможность реализации права на досрочное пенсионное обеспечение с учетом суммирования максимальных величин такого снижения по всем имеющимся основаниям.
Указанная позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 №593-О.
Учитывая приведенные выше нормы права и изложенные обстоятельства, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции об отказе удовлетворении иска, поскольку максимальные величины снижения пенсионного возраста за проживание истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом и работу в зоне с правом на отселение не могут быть суммированы в связи с тем, что возмещение одинакового вреда и предоставление одинаковых мер социальной поддержки производится в силу ч. 2 ст. 3 Закона РРот 15.05.1991 №1244-1 производится только по одному из оснований.
Таким образом, на момент обращения за назначением пенсии права на досрочное пенсионное обеспечение с учетом наиболее выгодной из указанных величин снижения (на 3 года) у Заверюха Н.С. не возникло, равно как не возникло и права на получение ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсий и пособий.
Довод истца об уже имевшем место факте выплаты ей пенсии после получения отказа пенсионного органа в досрочном пенсионном обеспечении, заявленный в суде апелляционной инстанции, не имеет правового значения в рассматриваемом случае.
Согласно позиции пенсионного органа выплата пенсии Заверюха Н.С. произошла ошибочно из-за сбоя программного обеспечения, несмотря на принятое решение об отказе в назначении пенсии.
Учитывая хронологию изложенных событий, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований полагать, что ответчиком когда-либо признавалось право истца на досрочную пенсию, а допущенная ошибочная выплата пенсии сама по себе не является безусловным основанием для продолжения ее выплаты.
Ввиду изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Мценского районного суда Орловской области от 3 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Заверюха Н.С. – без удовлетворения.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё
Судья Ноздрина О.О.. Дело № 33-2057/2020
в„– 2-1-521/2020
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
16 сентября 2020 года город Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Забелиной О.А.,
судей Букаловой Е.А., Жидковой Е.В.,
РїСЂРё секретаре Панюковой Р.Рђ.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заверюха Н.С. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии
по апелляционной жалобе Заверюха Н.С. на решение Мценского районного суда Орловской области от 3 июля 2020 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Орловского областного СЃСѓРґР° Букаловой Р•.Рђ., объяснения истца Заверюха Рќ.РЎ. Рё ее представителя Р¤РРћ5, поддержавших РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, возражения РЅР° апелляционную жалобу представителя ответчика Р¤РРћ6 изучив РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы, материалы дела, судебная коллегия РїРѕ гражданским делам Орловского областного СЃСѓРґР°
установила:
Заверюха Н.С. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонному) (далее – ГУ УПФРв Мценском районе Орловской области (межрайонное), пенсионный орган) признании права на досрочное назначение пенсии.
Р’ обоснование заявленных требований указывала, что РІ период СЃ <дата> РїРѕ настоящее время РѕРЅР° постоянно проживает РІ <адрес>, территория которой отнесена Рє Р·РѕРЅРµ СЃ льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ, РїСЂРё этом РІ период СЃ <дата> РїРѕ <дата> РѕРЅР° работала РІ РЎРџРљ «Фатневский», который располагался РІ <адрес>, относившемся Рє Р·РѕРЅРµ проживания СЃ правом РЅР° отселение вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ.
В назначении ей пенсии по старости досрочно, несмотря на указанные выше обстоятельства, пенсионным органом было отказано.
РќРµ соглашаясь СЃ отказом ответчика Рё полагая, что РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ проживанием Рё работой РЅР° территории нескольких Р·РѕРЅ, подвергшихся радиоактивному загрязнению, РѕРЅР° имеет право РЅР° предоставление льготы РїРѕ снижению пенсионного возраста РЅР° 5 лет СЃ учетом суммирования величин снижения пенсионного возраста, предусмотренных СЃС‚.СЃС‚.33 Рё 34 Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 15.05.1991 в„–1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ», Заверюха Рќ.РЎ. просила СЃСѓРґ признать Р·Р° ней право РЅР° назначение пенсии РїРѕ старости СЃРѕ снижением общеустановленного пенсионного возраста РЅР° 5 лет, Р° также право РЅР° назначение ежемесячной денежной выплаты РІ повышенном размере пенсий Рё РїРѕСЃРѕР±РёР№, СЃ <дата>; возложить РЅР° ГУ УПФРв Мценском районе Орловской области (межрайонное) обязанность назначить Рё производить выплату ей пенсии СЃ даты возникновения права РЅР° нее; взыскать СЃ ГУ УПФРв Мценском районе Орловской области (межрайонного) РІ ее пользу расходы РїРѕ уплате государственной пошлины РІ СЃСѓРјРјРµ 300 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Заверюха Н.С. просит решение суда отменить и принять новое, которым удовлетворить исковые требования.
В обоснование жалобы приводит довод о предусмотренной законом возможности учета, как периода ее проживания, так и периода работы на загрязненной территории и, как следствие, суммирования льгот, предоставляемых за каждое из оснований досрочного назначения пенсии.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Как установлено судом первой инстанции, истец Заверюха Н.С. с <дата> по настоящее время постоянно проживает и зарегистрирована в <адрес> <адрес>.
При этом в период с <дата> по <дата> Заверюха Н.С. работала в СПК «Фатневский», который располагался в <адрес>.
<дата> Заверюха Рќ.РЎ., <дата> Рі.СЂ., обратилась Рє ответчику СЃ заявлением Рѕ назначении пенсии досрочно, РІ чем ей <дата> было отказано, поскольку РЅР° момент обращения право РЅР° досрочное пенсионное обеспечение Сѓ истца РЅРµ возникло. РџСЂРё этом пенсионным органом отмечено, что право РЅР° снижение пенсионного возраста РїРѕ своему выбору либо РЅР° 3 РіРѕРґР° РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 34 Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 15.05.1991 в„–1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ», либо РЅР° 2 РіРѕРґР° РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 33 данного Закона истец имеет РїРѕ достижении 52 или 53 лет соответственно. РљСЂРѕРјРµ того, пенсионным органом обращено внимание РЅР° невозможность суммирования льгот РІ рассматриваемом случае.
Рассмотрев заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Заверюха Н.С.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Р’ силу СЃС‚. 28.1 Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 15.05.1991 в„–1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ» (далее – Закон Р Р¤ РѕС‚ 15.05.1991 в„–1244-1) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ, пенсия РїРѕ старости назначается СЃ уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона РѕС‚ 28 декабря 2013 РіРѕРґР° в„–400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») РїРѕ состоянию РЅР° 31 декабря 2018 РіРѕРґР°, РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. РџСЂРё этом гражданам РёР· числа лиц, указанных РІ части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия РїРѕ старости назначается СЃ уменьшением возраста, установленного приложением 5 Рє Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия РїРѕ старости указанным гражданам РїРѕ РёС… желанию может назначаться РІ соответствии СЃ Федеральным законом «О страховых пенсиях» РїСЂРё наличии страхового стажа РЅРµ менее 15 лет Рё величины индивидуального пенсионного коэффициента РЅРµ менее 30, определяемых СЃ применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом РѕС‚ 15 декабря 2001 РіРѕРґР° в„–166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации») РїСЂРё наличии трудового стажа РЅРµ менее 5 лет.
Как установлено ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей по состоянию на 31.12.2018), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регламентирует основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Р—РѕРЅС‹ радиоактивного загрязнения, Р° также категории граждан, пострадавших РІ результате катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ, определяются РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, предусмотренном Законом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ» (Рї. 5 СЃС‚. 10)
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1).
В соответствии со ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 гражданам, указанным в п. 7 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй ст. 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Статьей 34 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
РџСЂРё этом первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 названного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) РЅР° территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, РІ период РѕС‚ момента катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ РїРѕ 30 РёСЋРЅСЏ 1986 РіРѕРґР°, независимо РѕС‚ времени пребывания РЅР° указанной территории РґРѕ момента переселения (выезда) СЃ этой территории или РґРѕ принятия решения Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± изменении границ Р·РѕРЅ радиоактивного загрязнения (примечания Рє СЃС‚. 35 указанного Закона).
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (ст. 7 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1).
РџСЂРё определении права РЅР° пенсию СЃРѕ снижением пенсионного возраста РІ соответствии СЃ Законом Р Р¤ РѕС‚ 15.05.1991 в„– 1244-1 применяются Перечни населенных пунктов, относящихся Рє территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ, утвержденные распоряжением Правительства РСФСРот 28.12.1991 в„– 237-Р , постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 18.12.1997 в„– 1582 Рё постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 08.10.2015 в„– 1074.
В соответствии с указанными перечнями населенный пункт <адрес> с <дата> по настоящее время относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, населенный пункт <адрес> с указанной даты до <дата> относился к зоне проживания с правом на отселение, а после <дата> – к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, истец проживает в зоне с льготным социально-экономическим статусом более 27 лет, что дает ей право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 3 года, и работала в зоне проживания с правом на отселение 7 лет 8 месяцев 24 дня, что дает ей право на уменьшение возраста выхода на пенсию на 2 года.
Рсковые требования Заверюха Рќ.РЎ. основаны РЅР° том, что величины снижения возраста, предусмотренного вышеуказанными нормами права, РІ рассматриваемом случае подлежат суммированию.
Вместе с тем, в силу ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 при наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.
Таким образом, приведенная норма права не предоставляет гражданам, проживавшим и одновременно работавшим на территории нескольких зон, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, и, соответственно, имеющим различные основания предоставления льготы по снижению пенсионного возраста, возможность реализации права на досрочное пенсионное обеспечение с учетом суммирования максимальных величин такого снижения по всем имеющимся основаниям.
Указанная позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 №593-О.
Учитывая приведенные выше нормы права и изложенные обстоятельства, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции об отказе удовлетворении иска, поскольку максимальные величины снижения пенсионного возраста за проживание истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом и работу в зоне с правом на отселение не могут быть суммированы в связи с тем, что возмещение одинакового вреда и предоставление одинаковых мер социальной поддержки производится в силу ч. 2 ст. 3 Закона РРот 15.05.1991 №1244-1 производится только по одному из оснований.
Таким образом, на момент обращения за назначением пенсии права на досрочное пенсионное обеспечение с учетом наиболее выгодной из указанных величин снижения (на 3 года) у Заверюха Н.С. не возникло, равно как не возникло и права на получение ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсий и пособий.
Довод истца об уже имевшем место факте выплаты ей пенсии после получения отказа пенсионного органа в досрочном пенсионном обеспечении, заявленный в суде апелляционной инстанции, не имеет правового значения в рассматриваемом случае.
Согласно позиции пенсионного органа выплата пенсии Заверюха Н.С. произошла ошибочно из-за сбоя программного обеспечения, несмотря на принятое решение об отказе в назначении пенсии.
Учитывая хронологию изложенных событий, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований полагать, что ответчиком когда-либо признавалось право истца на досрочную пенсию, а допущенная ошибочная выплата пенсии сама по себе не является безусловным основанием для продолжения ее выплаты.
Ввиду изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Мценского районного суда Орловской области от 3 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Заверюха Н.С. – без удовлетворения.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё