Судья Ноздрина О.О.. Дело № 33-2057/2020
№ 2-1-521/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 сентября 2020 года город Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Забелиной О.А.,
судей Букаловой Е.А., Жидковой Е.В.,
при секретаре Панюковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заверюха Н.С. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии
по апелляционной жалобе Заверюха Н.С. на решение Мценского районного суда Орловской области от 3 июля 2020 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Букаловой Е.А., объяснения истца Заверюха Н.С. и ее представителя ФИО5, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя ответчика ФИО6 изучив доводы жалобы, материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Заверюха Н.С. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонному) (далее – ГУ УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное), пенсионный орган) признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование заявленных требований указывала, что в период с <дата> по настоящее время она постоянно проживает в <адрес>, территория которой отнесена к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, при этом в период с <дата> по <дата> она работала в СПК «Фатневский», который располагался в <адрес>, относившемся к зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В назначении ей пенсии по старости досрочно, несмотря на указанные выше обстоятельства, пенсионным органом было отказано.
Не соглашаясь с отказом ответчика и полагая, что в связи с проживанием и работой на территории нескольких зон, подвергшихся радиоактивному загрязнению, она имеет право на предоставление льготы по снижению пенсионного возраста на 5 лет с учетом суммирования величин снижения пенсионного возраста, предусмотренных ст.ст.33 и 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Заверюха Н.С. просила суд признать за ней право на назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, а также право на назначение ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсий и пособий, с <дата>; возложить на ГУ УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное) обязанность назначить и производить выплату ей пенсии с даты возникновения права на нее; взыскать с ГУ УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонного) в ее пользу расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Заверюха Н.С. просит решение суда отменить и принять новое, которым удовлетворить исковые требования.
В обоснование жалобы приводит довод о предусмотренной законом возможности учета, как периода ее проживания, так и периода работы на загрязненной территории и, как следствие, суммирования льгот, предоставляемых за каждое из оснований досрочного назначения пенсии.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Как установлено судом первой инстанции, истец Заверюха Н.С. с <дата> по настоящее время постоянно проживает и зарегистрирована в <адрес> <адрес>.
При этом в период с <дата> по <дата> Заверюха Н.С. работала в СПК «Фатневский», который располагался в <адрес>.
<дата> Заверюха Н.С., <дата> г.р., обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии досрочно, в чем ей <дата> было отказано, поскольку на момент обращения право на досрочное пенсионное обеспечение у истца не возникло. При этом пенсионным органом отмечено, что право на снижение пенсионного возраста по своему выбору либо на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», либо на 2 года в соответствии со ст. 33 данного Закона истец имеет по достижении 52 или 53 лет соответственно. Кроме того, пенсионным органом обращено внимание на невозможность суммирования льгот в рассматриваемом случае.
Рассмотрев заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Заверюха Н.С.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон РФ от 15.05.1991 №1244-1) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Как установлено ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей по состоянию на 31.12.2018), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регламентирует основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (п. 5 ст. 10)
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1).
В соответствии со ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 гражданам, указанным в п. 7 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй ст. 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Статьей 34 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 названного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечания к ст. 35 указанного Закона).
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (ст. 7 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1).
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 применяются Перечни населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденные распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-Р, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582 и постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074.
В соответствии с указанными перечнями населенный пункт <адрес> с <дата> по настоящее время относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, населенный пункт <адрес> с указанной даты до <дата> относился к зоне проживания с правом на отселение, а после <дата> – к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, истец проживает в зоне с льготным социально-экономическим статусом более 27 лет, что дает ей право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 3 года, и работала в зоне проживания с правом на отселение 7 лет 8 месяцев 24 дня, что дает ей право на уменьшение возраста выхода на пенсию на 2 года.
Исковые требования Заверюха Н.С. основаны на том, что величины снижения возраста, предусмотренного вышеуказанными нормами права, в рассматриваемом случае подлежат суммированию.
Вместе с тем, в силу ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 при наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.
Таким образом, приведенная норма права не предоставляет гражданам, проживавшим и одновременно работавшим на территории нескольких зон, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, и, соответственно, имеющим различные основания предоставления льготы по снижению пенсионного возраста, возможность реализации права на досрочное пенсионное обеспечение с учетом суммирования максимальных величин такого снижения по всем имеющимся основаниям.
Указанная позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 №593-О.
Учитывая приведенные выше нормы права и изложенные обстоятельства, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции об отказе удовлетворении иска, поскольку максимальные величины снижения пенсионного возраста за проживание истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом и работу в зоне с правом на отселение не могут быть суммированы в связи с тем, что возмещение одинакового вреда и предоставление одинаковых мер социальной поддержки производится в силу ч. 2 ст. 3 Закона РР от 15.05.1991 №1244-1 производится только по одному из оснований.
Таким образом, на момент обращения за назначением пенсии права на досрочное пенсионное обеспечение с учетом наиболее выгодной из указанных величин снижения (на 3 года) у Заверюха Н.С. не возникло, равно как не возникло и права на получение ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсий и пособий.
Довод истца об уже имевшем место факте выплаты ей пенсии после получения отказа пенсионного органа в досрочном пенсионном обеспечении, заявленный в суде апелляционной инстанции, не имеет правового значения в рассматриваемом случае.
Согласно позиции пенсионного органа выплата пенсии Заверюха Н.С. произошла ошибочно из-за сбоя программного обеспечения, несмотря на принятое решение об отказе в назначении пенсии.
Учитывая хронологию изложенных событий, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований полагать, что ответчиком когда-либо признавалось право истца на досрочную пенсию, а допущенная ошибочная выплата пенсии сама по себе не является безусловным основанием для продолжения ее выплаты.
Ввиду изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Мценского районного суда Орловской области от 3 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Заверюха Н.С. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Ноздрина О.О.. Дело № 33-2057/2020
№ 2-1-521/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 сентября 2020 года город Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Забелиной О.А.,
судей Букаловой Е.А., Жидковой Е.В.,
при секретаре Панюковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заверюха Н.С. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии
по апелляционной жалобе Заверюха Н.С. на решение Мценского районного суда Орловской области от 3 июля 2020 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Букаловой Е.А., объяснения истца Заверюха Н.С. и ее представителя ФИО5, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя ответчика ФИО6 изучив доводы жалобы, материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Заверюха Н.С. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонному) (далее – ГУ УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное), пенсионный орган) признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование заявленных требований указывала, что в период с <дата> по настоящее время она постоянно проживает в <адрес>, территория которой отнесена к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, при этом в период с <дата> по <дата> она работала в СПК «Фатневский», который располагался в <адрес>, относившемся к зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В назначении ей пенсии по старости досрочно, несмотря на указанные выше обстоятельства, пенсионным органом было отказано.
Не соглашаясь с отказом ответчика и полагая, что в связи с проживанием и работой на территории нескольких зон, подвергшихся радиоактивному загрязнению, она имеет право на предоставление льготы по снижению пенсионного возраста на 5 лет с учетом суммирования величин снижения пенсионного возраста, предусмотренных ст.ст.33 и 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Заверюха Н.С. просила суд признать за ней право на назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, а также право на назначение ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсий и пособий, с <дата>; возложить на ГУ УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное) обязанность назначить и производить выплату ей пенсии с даты возникновения права на нее; взыскать с ГУ УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонного) в ее пользу расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Заверюха Н.С. просит решение суда отменить и принять новое, которым удовлетворить исковые требования.
В обоснование жалобы приводит довод о предусмотренной законом возможности учета, как периода ее проживания, так и периода работы на загрязненной территории и, как следствие, суммирования льгот, предоставляемых за каждое из оснований досрочного назначения пенсии.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Как установлено судом первой инстанции, истец Заверюха Н.С. с <дата> по настоящее время постоянно проживает и зарегистрирована в <адрес> <адрес>.
При этом в период с <дата> по <дата> Заверюха Н.С. работала в СПК «Фатневский», который располагался в <адрес>.
<дата> Заверюха Н.С., <дата> г.р., обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии досрочно, в чем ей <дата> было отказано, поскольку на момент обращения право на досрочное пенсионное обеспечение у истца не возникло. При этом пенсионным органом отмечено, что право на снижение пенсионного возраста по своему выбору либо на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», либо на 2 года в соответствии со ст. 33 данного Закона истец имеет по достижении 52 или 53 лет соответственно. Кроме того, пенсионным органом обращено внимание на невозможность суммирования льгот в рассматриваемом случае.
Рассмотрев заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Заверюха Н.С.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон РФ от 15.05.1991 №1244-1) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Как установлено ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей по состоянию на 31.12.2018), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регламентирует основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (п. 5 ст. 10)
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1).
В соответствии со ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 гражданам, указанным в п. 7 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй ст. 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Статьей 34 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 названного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечания к ст. 35 указанного Закона).
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (ст. 7 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1).
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 применяются Перечни населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденные распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-Р, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582 и постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074.
В соответствии с указанными перечнями населенный пункт <адрес> с <дата> по настоящее время относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, населенный пункт <адрес> с указанной даты до <дата> относился к зоне проживания с правом на отселение, а после <дата> – к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, истец проживает в зоне с льготным социально-экономическим статусом более 27 лет, что дает ей право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 3 года, и работала в зоне проживания с правом на отселение 7 лет 8 месяцев 24 дня, что дает ей право на уменьшение возраста выхода на пенсию на 2 года.
Исковые требования Заверюха Н.С. основаны на том, что величины снижения возраста, предусмотренного вышеуказанными нормами права, в рассматриваемом случае подлежат суммированию.
Вместе с тем, в силу ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 при наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.
Таким образом, приведенная норма права не предоставляет гражданам, проживавшим и одновременно работавшим на территории нескольких зон, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, и, соответственно, имеющим различные основания предоставления льготы по снижению пенсионного возраста, возможность реализации права на досрочное пенсионное обеспечение с учетом суммирования максимальных величин такого снижения по всем имеющимся основаниям.
Указанная позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 №593-О.
Учитывая приведенные выше нормы права и изложенные обстоятельства, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции об отказе удовлетворении иска, поскольку максимальные величины снижения пенсионного возраста за проживание истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом и работу в зоне с правом на отселение не могут быть суммированы в связи с тем, что возмещение одинакового вреда и предоставление одинаковых мер социальной поддержки производится в силу ч. 2 ст. 3 Закона РР от 15.05.1991 №1244-1 производится только по одному из оснований.
Таким образом, на момент обращения за назначением пенсии права на досрочное пенсионное обеспечение с учетом наиболее выгодной из указанных величин снижения (на 3 года) у Заверюха Н.С. не возникло, равно как не возникло и права на получение ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсий и пособий.
Довод истца об уже имевшем место факте выплаты ей пенсии после получения отказа пенсионного органа в досрочном пенсионном обеспечении, заявленный в суде апелляционной инстанции, не имеет правового значения в рассматриваемом случае.
Согласно позиции пенсионного органа выплата пенсии Заверюха Н.С. произошла ошибочно из-за сбоя программного обеспечения, несмотря на принятое решение об отказе в назначении пенсии.
Учитывая хронологию изложенных событий, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований полагать, что ответчиком когда-либо признавалось право истца на досрочную пенсию, а допущенная ошибочная выплата пенсии сама по себе не является безусловным основанием для продолжения ее выплаты.
Ввиду изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Мценского районного суда Орловской области от 3 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Заверюха Н.С. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи