Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7389/2016 ~ М-6819/2016 от 04.08.2016

Дело № 2-7389/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 сентября 2016 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Маловой Н.Б.,

при секретаре Екимовой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рачкова Д. А., Зиновика А. С. к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственной собственностью и организации закупок о признании решения незаконным, предоставлении земельного участка в собственность,

у с т а н о в и л:

Иск Рачкова Д.А. предъявлен по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственной собственностью и организации закупок с заявлением о предоставлении в собственность многодетной семье истца земельного участка для индивидуального жилищного строительства в размере га, расположенного в кадастровом квартале , прилегающий с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером . Указанное заявление было подано истцом на основании Закона Республики Карелия «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия» от 30.11.2011 № 1560-ЗРК, поскольку семья истца является многодетной и имеет соответствующее право. ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка, сформулировав отказ в письме и мотивировав его тем, что указанный земельный участок входит в границы земельного участка, в отношении которого Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения объектов, учреждении и организаций социального обеспечения, объектов бытового и коммунального обслуживания, объектов организаций торговли, срок действия которого не истек. Кроме того, Государственный комитет указал, что отказ администрации на аналогичное заявление истца о предоставлении земельного участка был обжалован истцом в Петрозаводский городской суд Республики Карелия, где в удовлетворении исковых требований Рачкову Д.А. было отказано. Вместе с тем, истец считает решение Государственного комитета от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка является необоснованным и незаконным. На основании изложенного истец просит признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа предоставить семье истца земельного участка для индивидуального жилищного строительства в размере га, расположенного в кадастровом квартале , прилегающего с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером (согласно прилагаемой схеме); обязать ответчика предоставить семье истца в общую долевую собственность испрашиваемый земельный участок.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Петрозаводского городского округа, Рачкова Н.А.

Иск Зиновика А.С. предъявлен по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственной собственностью и организации закупок с заявлением о предоставлении в собственность многодетной семье истца земельного участка для индивидуального жилищного строительства в размере га, расположенного в кадастровом квартале , прилегающий с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером . Указанное заявление было подано истцом на основании Закона Республики Карелия «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия» от 30.11.2011 № 1560-ЗРК, поскольку семья истца является многодетной и имеет соответствующее право. ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка, сформулировав отказ в письме и мотивировав его тем, что указанный земельный участок входит в границы земельного участка, в отношении которого Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения объектов, учреждении и организаций социального обеспечения, объектов бытового и коммунального обслуживания, объектов организаций торговли, срок действия которого не истек. Кроме того, Государственный комитет указал, что отказ администрации на аналогичное заявление истца о предоставлении земельного участка был обжалован истцом в Петрозаводский городской суд Республики Карелия, где в удовлетворении исковых требований Зиновику А.С. было отказано. Вместе с тем, истец считает решение Государственного комитета от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка является необоснованным и незаконным. На основании изложенного истец просит признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа предоставить семье истца земельного участка для индивидуального жилищного строительства в размере га, расположенного в кадастровом квартале прилегающего с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером (согласно прилагаемой схеме); обязать ответчика предоставить семье истца в общую долевую собственность испрашиваемый земельный участок.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Петрозаводского городского округа, Карачёва О.А.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела по исковым требованиям истцов объединены в одно производство.

В судебном заседании истцы заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственной собственностью и организации закупок - Акулич Е.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований.

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, не согласившись с заявленными требованиями.

Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.

Заслушав пояснения истцов, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела гражданского дела , материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что истцы и члены их семей признаны соответствующими требованиям ч.1 ст. 2 Закона Республики Карелия от 30.11.2011 года №1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия», что не оспаривается сторонами.

ДД.ММ.ГГГГ на основании Закона Республики Карелия от 30.11.2011 года №1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия» истцы обратились в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственной собственностью и организации закупок с заявлениями о предоставлении их многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ориентировочной площадью га, расположенного в кадастровом квартале , прилегающего с юго-западной стороны к земельным участкам с кадастровыми номерами , согласно прилагаемым к заявлением схемам.

Письмами Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственной собственностью и организации закупок от ДД.ММ.ГГГГ , истцам указано, что испрашиваемые земельные участки находятся в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (зона Жи). В соответствии со ст. 38 Правил Землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа основными видами разрешенного использования данной зоны строительство индивидуального жилого дома возможно. Однако местоположение земельных участков совпадает с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка (постановление Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ ), срок действия которого не истек. Таким образом, предоставить испрашиваемые земельные участки для индивидуального жилищного строительства не представляется возможным.

Истцы не согласны с указанным ответом Государственного комитета, просят обязать Государственный комитет предоставить испрашиваемые ими участки.

В соответствии с Законом Республики Карелия от 29.12.2005 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», вступившим в силу с 01.01.2016 г., Постановлением Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 № 446-П функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, который соответственно и является уполномоченным органом и надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Согласно ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно, в том числе земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В Республике Карелия указанный порядок предоставления земельных участков урегулирован Законом Республики Карелия от 30.11.2011 года №1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия» (далее также – Закон Республики Карелия о предоставлении многодетным семьям земельных участков).

Согласно ст. 1 Закона участки предоставляются в собственность многодетной семьи для индивидуального жилищного, дачного строительства.

Согласно ст. 3 указанного Закона установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых в собственность многодетным семьям: 1) максимальные размеры земельных участков - 0,15 га; 2) минимальные размеры земельных участков - 0,06 га.

Согласно ст. 4 указанного Закона определен порядок предоставления земельного участка. Заявитель в своем заявлении вправе указать местоположение земельного участка либо конкретный земельный участок. Уполномоченный орган рассматривает возможность предоставления земельного участка с учетом экологических и градостроительных условий использования такого земельного участка в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки и документацией по планировке территории.

Испрашиваемые истцами земельные участки в соответствии Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» расположены в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами, что не оспаривается сторонами. Каких-либо ограничений в использовании указанных участков судом не установлено, ответчиком не указано.

Постановлением главы Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале в районе <адрес> общей площадью кв.м для размещения объектов учреждений и организаций социального обеспечения, объектов бытового и коммунального обслуживания, объектов организаций торговли.

Судом установлено, что ранее истцы обращались в администрацию Петрозаводского городского округа с заявление о предоставлении спорных земельных участков. Письмом Администрации в предоставлении таких участков было отказано по аналогичным обжалуемым основаниям. Указанные решения администрации оспаривались истцами в Петрозаводском городском суде. Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исков к администрации Петрозаводского городского округа, Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок о предоставлении земельного участка отказано. При этом суд полагает, что указанное решение не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела, так как оспариваемые в рамках указанного гражданского дела решения органа местного самоуправления были приняты в период действия постановления главы Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ и потому являлись обоснованными.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что постановление Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ принято в соответствии с п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, на что прямо указано в самом постановлении.

Согласно п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществлялось в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Однако, как установлено судом, каких либо работ по формированию земельного участка на основании указанного постановления не осуществлялось и не осуществляется, меры по проведению аукциона и его подготовке не принимались.

Ответчик и Администрация Петрозаводского городского округа, не соглашаясь с доводами истцов, указывают, что срок действия постановления не ограничен. Такой довод суд находит не обоснованным и не верным.

Так ст. 30 ЗК РФ на момент принятия постановления не содержала указания на необходимость утверждения органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях его формирования и предоставления в порядке п. 4. Сам факт утверждения такой схемы прямо действовавшему законодательству не противоречил, однако самостоятельного значения не имел, а мог лишь рассматриваться как этап подготовки к выполнению работ по формированию земельного участка.

При этом при разрешении вопроса о сроке действия такой схемы и решения об е утверждении необходимо было руководствоваться положениями ст. 31 ЗК РФ, которыми был урегулирован данный вопрос.

Так согласно ч. 5 ст. 31 ЗК РФ в действовавшей на момент принятия спорного постановления редакции результаты выбора земельного участка оформлялись актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагались утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Согласно ч. 6 исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ принимали решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. При этом согласно ч. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта являлось основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действовало в течение трех лет.

Таким образом, сама по себе схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и решение об ее утверждении рассматривалась как документ, необходимый для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и срок ее действия ограничивался сроком действия такого решения. Иные сроки действия решений об утверждении схемы расположения участка ЗК РФ не предусмотрены.

В настоящий момент порядок утверждения схемы расположения земельного участка урегулирован положениями ст. 11.10 ЗК РФ. Указанные нормы подтверждают возможность образования земельного участка для предоставления в порядке проведения аукциона (на что ранее указывала ч. 4 ст. 30 ЗК РФ) на основании схемы расположения земельного участка. Таким образом, указанное постановление Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ не противоречит действующему законодательству и в частности положениям ст. 11.10 ЗК РФ.

Однако, в действующей редакции ЗК РФ согласно п. 15 ст. 11.10 срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка, подготовленного после ДД.ММ.ГГГГ также ограничен и составляет два года.

Таким образом, и действующим законодательством ограничен срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка.

При этом ответчик правильно указывает, что положения ч. 15 ст. 11.10 ЗК РФ, а соответственно и требования о двух годичном сроке действия постановления не распространяются на спорное постановление, как принятое до ДД.ММ.ГГГГ.

Однако и переходные положения ч.3 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» на постановление и утвержденную им схему не распространяются. Так согласно указанным нормам в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, только в указанном случае срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка сохраняется до ДД.ММ.ГГГГ.

Однако в рассматриваемом случае постановлением Администрации утверждена схема расположения участка для строительства (ст. 30 ЗК РФ).

Администрация Петрозаводского городского округа, так же как и ответчик не лишены были возможности в случае необходимости использования указанного участка для муниципальных или государственных нужд зарезервировать его в установленном ст. 70.1 ЗК РФ порядке для указанных нужд. При этом суд обращает внимание, что и в этом случае земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться также на срок не более чем три года. Однако какие-либо меры по резервированию такого участка Администрацией также не приняты.

На основании изложенного, проанализировав положения ЗК РФ суд приходит к выводу о том, что срок действия постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, принятого до ДД.ММ.ГГГГ в любом случае не может превышать трех лет с момента его принятия. При таких обстоятельствах на момент обращения истцов к ответчику срок действия Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ истек, иные решения в отношении испрашиваемых участков приняты не были.

Таким образом, учитывая отсутствие иных обстоятельств, препятствующих предоставлению испрашиваемых участков, оснований для отказа истцам в предоставлении испрашиваемых ими участков у ответчика не имелось. Испрашиваемое разрешенное использование земельных участков соответствовало правилам землепользования и застройки, градостроительной документации.

На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцами требований и необходимости их удовлетворения в полном объеме.

Так как порядок предоставления испрашиваемых истцами участков определен Законом Республики Карелия от 30.11.2011 года №1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия», то оснований для дублирования такого порядка в решении суда не имеется. Последовательность действий ответчика по предоставлению испрашиваемых истцами участков указанным законом урегулирована и должна соблюдаться.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истцов подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере по 300 рублей каждому.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Рачкова Д. А. удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственной собственностью и организации закупок, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ об отказе предоставить семье Рачкова Д. А. земельный участок для индивидуального жилищного строительства в размере га, расположенный в кадастровом квартале , прилегающий с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером .

Обязать Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственной собственностью и организации закупок предоставить многодетной семье Рачкова Д. А. бесплатно в общую долевую собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства в размере га, расположенный в кадастровом квартале , прилегающий с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером в порядке, определенном Законом Республики Карелия от 30.11.2011 № 1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия» в соответствии с приложенной к его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ схемой расположения земельного участка.

Исковые требования Зиновика А. С. удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственной собственностью и организации закупок, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ об отказе предоставить семье Зиновика А. С. земельный участок для индивидуального жилищного строительства в размере га, расположенный в кадастровом квартале , прилегающий с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером .

Обязать Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственной собственностью и организации закупок предоставить многодетной семье Зиновика А. С. бесплатно в общую долевую собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства в размере га, расположенный в кадастровом квартале , прилегающий с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером в порядке, определенном Законом Республики Карелия от 30.11.2011 № 1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия» в соответствии с приложенной к его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ схемой расположения земельного участка.

Взыскать с Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственной собственностью и организации закупок в пользу Рачкова Д. А. и Зиновика А. С. по 300 рублей каждому расходы на оплату государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Б.Малова

Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2016 года.

2-7389/2016 ~ М-6819/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рачков Дмитрий Анатольевич
Ответчики
Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок
Другие
Рачкова Наталья Анатольевна
администрация Петрозаводского городского округа
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Малова Н.Б.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
04.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2016Передача материалов судье
08.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2016Судебное заседание
09.09.2016Судебное заседание
12.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2017Дело оформлено
30.01.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее