Дело № 2-7389/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 сентября 2016 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Маловой Н.Б.,
при секретаре Екимовой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рачкова Д. А., Зиновика А. С. к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственной собственностью и организации закупок о признании решения незаконным, предоставлении земельного участка в собственность,
у с т а н о в и л:
Иск Рачкова Д.А. предъявлен по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственной собственностью и организации закупок с заявлением о предоставлении в собственность многодетной семье истца земельного участка для индивидуального жилищного строительства в размере № га, расположенного в кадастровом квартале №, прилегающий с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером №. Указанное заявление было подано истцом на основании Закона Республики Карелия «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия» от 30.11.2011 № 1560-ЗРК, поскольку семья истца является многодетной и имеет соответствующее право. ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка, сформулировав отказ в письме № и мотивировав его тем, что указанный земельный участок входит в границы земельного участка, в отношении которого Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения объектов, учреждении и организаций социального обеспечения, объектов бытового и коммунального обслуживания, объектов организаций торговли, срок действия которого не истек. Кроме того, Государственный комитет указал, что отказ администрации на аналогичное заявление истца о предоставлении земельного участка был обжалован истцом в Петрозаводский городской суд Республики Карелия, где в удовлетворении исковых требований Рачкову Д.А. было отказано. Вместе с тем, истец считает решение Государственного комитета от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка является необоснованным и незаконным. На основании изложенного истец просит признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа предоставить семье истца земельного участка для индивидуального жилищного строительства в размере № га, расположенного в кадастровом квартале №, прилегающего с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером № (согласно прилагаемой схеме); обязать ответчика предоставить семье истца в общую долевую собственность испрашиваемый земельный участок.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Петрозаводского городского округа, Рачкова Н.А.
Иск Зиновика А.С. предъявлен по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственной собственностью и организации закупок с заявлением о предоставлении в собственность многодетной семье истца земельного участка для индивидуального жилищного строительства в размере № га, расположенного в кадастровом квартале №, прилегающий с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером №. Указанное заявление было подано истцом на основании Закона Республики Карелия «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия» от 30.11.2011 № 1560-ЗРК, поскольку семья истца является многодетной и имеет соответствующее право. ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка, сформулировав отказ в письме № и мотивировав его тем, что указанный земельный участок входит в границы земельного участка, в отношении которого Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения объектов, учреждении и организаций социального обеспечения, объектов бытового и коммунального обслуживания, объектов организаций торговли, срок действия которого не истек. Кроме того, Государственный комитет указал, что отказ администрации на аналогичное заявление истца о предоставлении земельного участка был обжалован истцом в Петрозаводский городской суд Республики Карелия, где в удовлетворении исковых требований Зиновику А.С. было отказано. Вместе с тем, истец считает решение Государственного комитета от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка является необоснованным и незаконным. На основании изложенного истец просит признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа предоставить семье истца земельного участка для индивидуального жилищного строительства в размере № га, расположенного в кадастровом квартале № прилегающего с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером № (согласно прилагаемой схеме); обязать ответчика предоставить семье истца в общую долевую собственность испрашиваемый земельный участок.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Петрозаводского городского округа, Карачёва О.А.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела по исковым требованиям истцов объединены в одно производство.
В судебном заседании истцы заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственной собственностью и организации закупок - Акулич Е.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, не согласившись с заявленными требованиями.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.
Заслушав пояснения истцов, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела гражданского дела №, материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что истцы и члены их семей признаны соответствующими требованиям ч.1 ст. 2 Закона Республики Карелия от 30.11.2011 года №1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия», что не оспаривается сторонами.
ДД.ММ.ГГГГ на основании Закона Республики Карелия от 30.11.2011 года №1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия» истцы обратились в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственной собственностью и организации закупок с заявлениями о предоставлении их многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ориентировочной площадью № га, расположенного в кадастровом квартале №, прилегающего с юго-западной стороны к земельным участкам с кадастровыми номерами №, № согласно прилагаемым к заявлением схемам.
Письмами Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственной собственностью и организации закупок от ДД.ММ.ГГГГ №, № истцам указано, что испрашиваемые земельные участки находятся в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (зона Жи). В соответствии со ст. 38 Правил Землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа основными видами разрешенного использования данной зоны строительство индивидуального жилого дома возможно. Однако местоположение земельных участков совпадает с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка (постановление Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №), срок действия которого не истек. Таким образом, предоставить испрашиваемые земельные участки для индивидуального жилищного строительства не представляется возможным.
Истцы не согласны с указанным ответом Государственного комитета, просят обязать Государственный комитет предоставить испрашиваемые ими участки.
В соответствии с Законом Республики Карелия от 29.12.2005 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», вступившим в силу с 01.01.2016 г., Постановлением Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 № 446-П функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, который соответственно и является уполномоченным органом и надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Согласно ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно, в том числе земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Республике Карелия указанный порядок предоставления земельных участков урегулирован Законом Республики Карелия от 30.11.2011 года №1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия» (далее также – Закон Республики Карелия о предоставлении многодетным семьям земельных участков).
Согласно ст. 1 Закона участки предоставляются в собственность многодетной семьи для индивидуального жилищного, дачного строительства.
Согласно ст. 3 указанного Закона установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых в собственность многодетным семьям: 1) максимальные размеры земельных участков - 0,15 га; 2) минимальные размеры земельных участков - 0,06 га.
Согласно ст. 4 указанного Закона определен порядок предоставления земельного участка. Заявитель в своем заявлении вправе указать местоположение земельного участка либо конкретный земельный участок. Уполномоченный орган рассматривает возможность предоставления земельного участка с учетом экологических и градостроительных условий использования такого земельного участка в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки и документацией по планировке территории.
Испрашиваемые истцами земельные участки в соответствии Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» расположены в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами, что не оспаривается сторонами. Каких-либо ограничений в использовании указанных участков судом не установлено, ответчиком не указано.
Постановлением главы Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале № в районе <адрес> общей площадью № кв.м для размещения объектов учреждений и организаций социального обеспечения, объектов бытового и коммунального обслуживания, объектов организаций торговли.
Судом установлено, что ранее истцы обращались в администрацию Петрозаводского городского округа с заявление о предоставлении спорных земельных участков. Письмом Администрации в предоставлении таких участков было отказано по аналогичным обжалуемым основаниям. Указанные решения администрации оспаривались истцами в Петрозаводском городском суде. Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исков к администрации Петрозаводского городского округа, Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок о предоставлении земельного участка отказано. При этом суд полагает, что указанное решение не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела, так как оспариваемые в рамках указанного гражданского дела решения органа местного самоуправления были приняты в период действия постановления главы Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № и потому являлись обоснованными.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что постановление Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № принято в соответствии с п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, на что прямо указано в самом постановлении.
Согласно п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществлялось в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Однако, как установлено судом, каких либо работ по формированию земельного участка на основании указанного постановления не осуществлялось и не осуществляется, меры по проведению аукциона и его подготовке не принимались.
Ответчик и Администрация Петрозаводского городского округа, не соглашаясь с доводами истцов, указывают, что срок действия постановления № не ограничен. Такой довод суд находит не обоснованным и не верным.
Так ст. 30 ЗК РФ на момент принятия постановления № не содержала указания на необходимость утверждения органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях его формирования и предоставления в порядке п. 4. Сам факт утверждения такой схемы прямо действовавшему законодательству не противоречил, однако самостоятельного значения не имел, а мог лишь рассматриваться как этап подготовки к выполнению работ по формированию земельного участка.
При этом при разрешении вопроса о сроке действия такой схемы и решения об е утверждении необходимо было руководствоваться положениями ст. 31 ЗК РФ, которыми был урегулирован данный вопрос.
Так согласно ч. 5 ст. 31 ЗК РФ в действовавшей на момент принятия спорного постановления редакции результаты выбора земельного участка оформлялись актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагались утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Согласно ч. 6 исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ принимали решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. При этом согласно ч. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта являлось основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действовало в течение трех лет.
Таким образом, сама по себе схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и решение об ее утверждении рассматривалась как документ, необходимый для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и срок ее действия ограничивался сроком действия такого решения. Иные сроки действия решений об утверждении схемы расположения участка ЗК РФ не предусмотрены.
В настоящий момент порядок утверждения схемы расположения земельного участка урегулирован положениями ст. 11.10 ЗК РФ. Указанные нормы подтверждают возможность образования земельного участка для предоставления в порядке проведения аукциона (на что ранее указывала ч. 4 ст. 30 ЗК РФ) на основании схемы расположения земельного участка. Таким образом, указанное постановление Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № не противоречит действующему законодательству и в частности положениям ст. 11.10 ЗК РФ.
Однако, в действующей редакции ЗК РФ согласно п. 15 ст. 11.10 срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка, подготовленного после ДД.ММ.ГГГГ также ограничен и составляет два года.
Таким образом, и действующим законодательством ограничен срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка.
При этом ответчик правильно указывает, что положения ч. 15 ст. 11.10 ЗК РФ, а соответственно и требования о двух годичном сроке действия постановления не распространяются на спорное постановление, как принятое до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако и переходные положения ч.3 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» на постановление № и утвержденную им схему не распространяются. Так согласно указанным нормам в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, только в указанном случае срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка сохраняется до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако в рассматриваемом случае постановлением Администрации утверждена схема расположения участка для строительства (ст. 30 ЗК РФ).
Администрация Петрозаводского городского округа, так же как и ответчик не лишены были возможности в случае необходимости использования указанного участка для муниципальных или государственных нужд зарезервировать его в установленном ст. 70.1 ЗК РФ порядке для указанных нужд. При этом суд обращает внимание, что и в этом случае земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться также на срок не более чем три года. Однако какие-либо меры по резервированию такого участка Администрацией также не приняты.
На основании изложенного, проанализировав положения ЗК РФ суд приходит к выводу о том, что срок действия постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, принятого до ДД.ММ.ГГГГ в любом случае не может превышать трех лет с момента его принятия. При таких обстоятельствах на момент обращения истцов к ответчику срок действия Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № истек, иные решения в отношении испрашиваемых участков приняты не были.
Таким образом, учитывая отсутствие иных обстоятельств, препятствующих предоставлению испрашиваемых участков, оснований для отказа истцам в предоставлении испрашиваемых ими участков у ответчика не имелось. Испрашиваемое разрешенное использование земельных участков соответствовало правилам землепользования и застройки, градостроительной документации.
На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцами требований и необходимости их удовлетворения в полном объеме.
Так как порядок предоставления испрашиваемых истцами участков определен Законом Республики Карелия от 30.11.2011 года №1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия», то оснований для дублирования такого порядка в решении суда не имеется. Последовательность действий ответчика по предоставлению испрашиваемых истцами участков указанным законом урегулирована и должна соблюдаться.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истцов подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере по 300 рублей каждому.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Рачкова Д. А. удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственной собственностью и организации закупок, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе предоставить семье Рачкова Д. А. земельный участок для индивидуального жилищного строительства в размере № га, расположенный в кадастровом квартале №, прилегающий с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером №.
Обязать Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственной собственностью и организации закупок предоставить многодетной семье Рачкова Д. А. бесплатно в общую долевую собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства в размере № га, расположенный в кадастровом квартале №, прилегающий с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером № в порядке, определенном Законом Республики Карелия от 30.11.2011 № 1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия» в соответствии с приложенной к его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ схемой расположения земельного участка.
Исковые требования Зиновика А. С. удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственной собственностью и организации закупок, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе предоставить семье Зиновика А. С. земельный участок для индивидуального жилищного строительства в размере № га, расположенный в кадастровом квартале №, прилегающий с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером №.
Обязать Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственной собственностью и организации закупок предоставить многодетной семье Зиновика А. С. бесплатно в общую долевую собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства в размере № га, расположенный в кадастровом квартале №, прилегающий с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером № в порядке, определенном Законом Республики Карелия от 30.11.2011 № 1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия» в соответствии с приложенной к его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ схемой расположения земельного участка.
Взыскать с Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственной собственностью и организации закупок в пользу Рачкова Д. А. и Зиновика А. С. по 300 рублей каждому расходы на оплату государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Б.Малова
Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2016 года.