РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2023 г. с. Шигоны
Шигонский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Полянского А.Ю.,
при секретаре Логиновой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-384/2023 по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц к Орехову Р.В. о возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр,
Установил:
Заместитель прокурора <адрес> ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Орехову Р.В. о возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр.
В обоснование административного иска указано, что административный ответчик, <данные изъяты>, и относящийся к категории лиц, определенной п. 809 СанПиН 3.3686-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в установленные сроки не прошел профилактический медицинский осмотр. Неисполнение ответчиком обязанности по прохождению профилактического медицинского осмотра несет риск развития заболевания туберкулеза как у него самого, так и неопределенного круга физических лиц.
В судебном заседании представитель административного истца не участвовал, направив заявление о поддержании административного иска и рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Орехов Р.В., явка которого судом не признавалась обязательной, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении судебного разбирательства и доказательства уважительности причины неявки в суд не представил. Письменные возражения на административный иск от административного ответчика в суд также не поступили. Орехов Р.В. извещался судом о времени и месте судебного заседания путем направления судебного извещения с уведомлением о вручении по адресу регистрации по месту жительства (<адрес>), которое возвращено в суд в связи с истечением срока хранения. О перемене своего адреса административный ответчик суду не сообщил.
В силу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также – ГК РФ) сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно ч. 2 ст. 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Информация о принятии административного искового заявления к производству суда, о времени и месте судебных заседаний была размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее чем за 15 дней до начала первого судебного заседания.
Заинтересованное лицо ГБУЗ СО «Шигонская ЦРБ» своего представителя для участия в судебном заседании не направило, о причинах неявки не уведомило, возражений на заявленные прокурором требования не представило.
С учетом положений ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Из положений ст. 55 Конституции Российской Федерации следует, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 77-ФЗ).
В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 77-ФЗ под профилактикой туберкулеза понимается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также раннее его выявление.
Из ч. 4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 77-ФЗ следует, что в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
В соответствии с п. 809 санитарно-эпидемиологических требований по профилактике инфекционных болезней СанПиН 3.3686-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) (далее также - СанПиН 3.3686-21) профилактические медицинские осмотры проходят 2 раза в год военнослужащие, проходящие военную службу по призыву; лица, находящиеся в контакте с источниками туберкулезной инфекции, в том числе лица осуществляющие сопровождение больных туберкулезом иностранных граждан; лица, снятые с диспансерного учета в медицинских противотуберкулезных организациях в связи с выздоровлением, в течение первых 3 лет после снятия с учета; лица, перенесшие туберкулез и имеющие остаточные изменения в легких, в течение первых трех лет с момента клинического выздоровления; лица с ВИЧ-инфекцией; пациенты, состоящие на диспансерном наблюдении (в том числе профилактическом наблюдении) в наркологических и психиатрических специализированных медицинских организациях; подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, и лица, заключенные под стражу, содержащиеся в исправительных учреждениях; лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений в течение первых 2 лет после освобождения; лица, по роду своей профессиональной деятельности имеющие контакт с подозреваемыми, обвиняемыми и лицами, заключенными под стражу; лица без определенного места жительства.
Из материалов дела, в том числе сведений <данные изъяты>
Как следует из сообщения <данные изъяты>
Таким образом, судом установлено, что административный ответчик Орехов Р.В., состоящий <данные изъяты> и относящийся к категории лиц, установленных п. 809 СанПиН 3.3686-21, в установленные сроки и до сих пор не прошел профилактический медицинский осмотр. Доказательств обратного суду не представлено.
Уклонение от исполнения административным ответчиком указанной выше установленной законом обязанности создает угрозу не только его здоровью, но и здоровью неопределенного круга физических лиц.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Суд, исходя из требований разумности, полагает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения решения суда один месяц со дня вступления его в законную силу.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального района Шигонский в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление заместителя прокурора <адрес> ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц к Орехову Р.В. о возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр удовлетворить.
Возложить на Орехова Р.В., <данные изъяты>, обязанность пройти профилактический медицинский осмотр в соответствующем государственном учреждении здравоохранения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Орехова Р.В. государственную пошлину в доход бюджета муниципального района <адрес> в размере 300 руб. (<данные изъяты>) по следующим реквизитам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.
Председательствующий А.Ю. Полянский
Решение вынесено в окончательной форме 12.07.2023.
Судья А.Ю. Полянский