Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-326/2016 (2-4615/2015;) ~ М-4829/2015 от 20.11.2015

                                Дело № 2- 326\16                                        

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«17» февраля 2016года судья Советского районного суда г. Владивостока Приморского края Н.А. Огурцова

при секретаре А.А. Царакаеве

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Огаревского В. В.а к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, третьим лицам Департаменту информационной политики Приморского края, Управлению Росреестра по Приморскому краю о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка от 10.02.2015, понуждении к заключению на условиях проекта договора аренды земельного участка,

установил:

    Огаревский В.В. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, третьему лицу Управлению Росреестра по Приморскому краю о понуждении ответчика к заключению на условиях проекта договора аренды земельного участка от <дата>. В обоснование иска указал, что <дата> было направлено заявление (оферта) ответчику для подписания в двухнедельный срок договора аренды на указанные участки с приложением договора подписанных истцом, содержащих все существенные условия, оформленного в соответствии с действующим законодательством. <дата> срок на подписание истек, ответчик не предоставил истцу подписанный договор для регистрации в УФРС по ПК. Расчет арендой платы произведен в соответствии с МПА думы г. Владивостока от <дата> № 17 – МПА «Методика расчета арендной платы за пользование земельными участками на территории г. Владивостока», МПА думы г. Владивостока от <дата> № 141-МПА «О внесении изменений в МПА г. Владивостока от <дата> № 17-МПА «Методика расчета арендной платы за пользование земельными участками на территории г. Владивостока», решением думы г. Владивостока № <номер> от <дата> «Об установлении корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в г. Владивостоке», постановления администрации Приморского края от <дата><номер> «О порядке определения размера арендной платы, а так же порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края», решения думы г. Владивостока от <дата><номер> «О земельном налоге в г. Владивостоке». <дата> письмом ответчика № <номер> отказано в предоставлении земельных участков в аренду, с указанием на то, ответчик не предоставляет рекламные места, а уполномоченным органом по распоряжению рекламой является Департамент информационной политики ПК на основании ст. 19 ФЗ «О рекламе» и ст. 34 ЗК РФ утратила силу с <дата>. Полагает, что эти выводы противоречат: п. 5.1 ст. 19 ФЗ «О рекламе»: «5.1. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах. (часть 5.1 введена Федеральным законом от <дата> N 193-ФЗ, в ред. Федерального закона от <дата> N 98-ФЗ)». Так как схема не утверждена, то истец обратился правильно, в орган, распоряжающийся не разграниченной по уровню собственности земельных участков в административном центре ПК. Кроме того, истцом была совершена оферта – направлены проекты договоров в том числе с кадастровыми паспортами земельных участков, то есть Департамент в течение 14 дней обязан был принять решение, а эта дата приходилась на <дата> – т.е. до <дата> (вступления изменений в ЗК РФ, которыми упразднена ст. 34, по которой он и обращался). Так как спор по настоящим участкам вытекает из публичных правоотношений, то согласно: п. 1 ст. 421 ГК РФ: понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. П. 4 ст. 445 ГК РФ: если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки. Так как ответчиком не подписаны договора аренды в двухнедельный срок, не направлены истцу для проведения государственной регистрации, то он обратился в суд по правилам исключительной подсудности с требованием о понуждении заключить прилагаемые договора аренды. Статусом индивидуального предпринимателя не обладает. Документы, в соответствии с действующим законодательством в форме надлежащих копий прилагались к заявлению о предложении заключить договор аренды. Просил понудить ответчика к заключению договора аренды земельного участка от <дата>.

<дата> представитель истца уточнил исковые требования, и просил признать незаконным отказ, оформленный письмом от <дата><номер> ДЗИО ПК по заключению договора аренды земельного участка от <дата>, понудить ответчика к заключению на условиях проекта договора аренды земельного участка от <дата>. (т. 2 л.д. 109).

<дата> протокольным определением в качестве третьего лица, не заявляющего спора относительно предмета иска на стороне ответчика по делу привлечен Департамент информационной политики Приморского края (далее по тексту ДИП ПК) (т. 2 л.д. 114).

В судебном заседании истец и его представители настаивали на уточненных исковых требованиях, дополнительно указав, что земельные участки сформированы в установленном порядке в 2005 году с разрешенным использованием «для рекламного щита», разрешенное использование согласовано с уполномоченными государственными органами, просили ответчика заключить договор аренды на условиях предоставленного проекта, а не выдать разрешение на размещение наружной рекламы. Указывали на необходимость разделять земельные и рекламные правоотношения.

    Представитель Департамента земельных и имущественных отношений ПК в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, предоставил письменные возражения, указав, что истцом не доказано нарушение его интересов, соглашение по условиям договоров между сторонами не достигнуто, в связи с чем требование о понуждении к заключению договора в порядке ст. 445 ГК РФ преждевременно, так как имело место письмо- разъяснение порядка размещения рекламных конструкций, отказа в заключении договора аренды по настоящее время не было. Кроме того, ст. 445 ГК РФ не применима к спорным правоотношениям, земельное законодательство не предусматривает обязанности Департамента заключать договоры на условиях и согласно проекту договора заявителя. В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ земельные участки предоставляются на основании решения исполнительного органа, однако до настоящего времени подобное решение (распоряжение) Департаментом не принималось. Ответчик не предоставляет рекламные места, а уполномоченным органом по распоряжению рекламой является Департамент информационной политики ПК на основании ст. 19 ФЗ «О рекламе» с <дата>., а ст. 34 ЗК РФ утратила силу с <дата>. С <дата>. согласно п. 6 ст. 39.33 ЗК РФ размещение рекламных конструкций осуществляется без предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности, согласно и п. 2 ст. 39.36 ЗК РФ размещение рекламных конструкций на землях государственной и муниципальной собственности, осуществляется на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Размещение рекламных конструкций недопустимо в обход схемы размещения. Срок на принятие решения следует исчислять в тридцать дней с момента получения ДЗИО ПК заявления по основаниям 59-ФЗ от <дата>. «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ». Истец не мог использовать результаты кадастрового учета, так как не по его заявлению сформированы в установленном порядке земельные участки. Истец сам указал срок в три недели в своем заявлении.

Представитель третьего лица Департамента информационной политики Приморского края в судебное заседание не явился, предоставил отзыв и просил дело рассмотреть в их отсутствие.

Согласно отзыву представитель удовлетворение исковых требований оставил на усмотрение суда, указав, что Департамент осуществляет регулирование размещения объектов наружной рекламы с <дата>. на основании и руководствуясь Законом Приморского края от <дата> N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты"; постановлением Администрации Приморского края от <дата> N <номер> "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (далее - постановление Администрации Приморского края N <номер>); постановлением Администрации Приморского края от <дата> N <номер> "Об утверждении Положения о департаменте информационной политики Приморского края"; постановлением Администрацией Приморского края от <дата> N 508-па "О реализации отдельных положений Федерального закона от <дата> N 38-ФЗ "О рекламе" и административным регламентом Департамента информационной политики ПК по предоставлении государственной услуги «выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций», утвержденного приказом Департамента информационной политики ПК от <дата>. № <номер>.

    К полномочиям департамента информационной политики Приморского края в сфере регулирования размещения объектов наружной рекламы относятся: организация работы по вопросу согласования схем размещения рекламных конструкций в установленном порядке. При этом схема размещения не утверждена по настоящий момент администрацией Приморского края, и также не утверждалась ни администрацией г. Владивостока, ни Думой г. Владивостока. Подготовка предложений по вопросу установления предельных сроков заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в зависимости от их типов и видов, а также применяемых технологий демонстрации рекламы. Внесение предложений об увеличении/сокращении предельных сроков заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций Организация работы по принятию решений о согласовании схем размещения рекламных конструкций в установленном порядке. Утверждение схем размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Приморского края или муниципальной собственности, и внесению в них изменений на территории Владивостокского городского округа, Артемовского городского округа, поселений, входящих в состав Шкотовского муниципального района и Надеждинского муниципального района. Принятие решений о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции или об отказе в его выдаче на территории Владивостокского городского округа, Артемовского городского округа, поселений, входящих в состав Шкотовского муниципального района и Надеждинского муниципального района, включая полномочия по осуществлению согласования с уполномоченными органами, необходимого для выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции или отказа в его выдаче; выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Определение типов и видов рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории Владивостокского городского округа, Артемовского городского округа, поселений, входящих в состав Шкотовского муниципального района и Надеждинского муниципального района. Принятие решений об аннулировании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории Владивостокского городского округа, Артемовского городского округа, поселений, входящих в состав Шкотовского муниципального района и Надеждинского муниципального района. Выдача предписаний о демонтаже рекламной конструкции в случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек на территории Владивостокского городского округа, Артемовского городского округа, поселений, входящих в состав Шкотовского муниципального района и Надеждинского муниципального района. Предъявление в суд иска о признании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции недействительным по основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Внесение предложений об определении уполномоченной организации, осуществляющей проведение торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Приморского края, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Владивостокского городского округа, Артемовского городского округа, поселений, входящих в состав Шкотовского муниципального района и Надеждинского муниципального района. Заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Приморского края, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Владивостокского городского округа, Артемовского городского округа, поселений, входящих в состав Шкотовского муниципального района и Надеждинского муниципального района, по результатам торгов, в соответствии с действующим законодательством. Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Владивостокского городского округа, Артемовского городского округа, Надеждинского муниципального района, Шкотовского муниципального района, аннулирование таких разрешений». Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный между владельцем рекламной конструкции и собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе арендатором, подтверждающий факт предоставления права на установку и эксплуатацию рекламной конструкции владельцу рекламной конструкции на дату поступления в департамент заявления о выдаче разрешения (не требуется, если заявитель является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества). В случае, если земельный участок, здание или иное недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, находится в государственной или муниципальной собственности, заявитель вместе с договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенным между владельцем рекламной конструкции и собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества по результатам торгов (в форме аукциона или конкурса), предоставляет протокол о результатах проведенных торгов. Протокол предоставляется в оригинале либо в копии, заверенной в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. В случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, заявитель вместе с договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенным между владельцем рекламной конструкции и лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество, предоставляет согласие такого собственника. Согласие собственника предоставляется в оригинале либо в копии, заверенной в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заявитель вместе с договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенным между владельцем рекламной конструкции и лицом, уполномоченным на заключение указанного договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, предоставляет протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о предоставлении заявителю права на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме предоставляется в оригинале либо в копии, заверенной в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. В случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, передано собственником в доверительное управление, заявитель вместе с договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенным между владельцем рекламной конструкции и доверительным управляющим, предоставляет договор доверительного управления. Договор доверительного управления предоставляется в оригинале либо в копии, заверенной в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по ПК в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, отзыв на иск не направили (т. 2 л.д. 106).

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела в их совокупности, дав оценку всем фактическим обстоятельствам дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.

Огаревский В.В. обратился <дата> с заявлением через МФЦ к ответчику о предоставлении ему земельных участков (позиции 1-68) на условиях проекта договора от <дата>. (т. 1 л.д. 7-13).

Согласно расписки ОО № 2 МКУ МФЦ ВГО от <дата> получены оригинал заявления в одном экземпляре, оригинал договора аренды земельных участков в трех экземплярах, оригиналы кадастровых паспортов в двух экземплярах, копии кадастровых паспортов в одном экземпляре, оригиналы актов приема-передачи в трех экземплярах, оригинал расчета арендной платы в трех экземплярах, копия паспорта, копия доверенности.(т.1 л.д.6)

Из МФЦ к ответчику данные документы поступили <дата> (т. 1 л.д. 4).

Согласно расписки ОО № 2 МКУ МФЦ ВГО от <дата> получены оригинал дополнения к заявлению в одном экземпляре, оригинал выписок из ЕГРП об отсутствии прав третьих лиц в 68 листах, копия паспорта, копия доверенности.( т.2 л.д.13)

Из МФЦ к ответчику данные документы поступили <дата> (т. 1 л.д. 4).

<дата> письмом ответчика № <номер> отказано в предоставлении земельных участков в аренду, с указанием на то, ответчик не предоставляет рекламные места, а уполномоченным органом по распоряжению рекламой является Департамент информационной политики ПК на основании ст. 19 ФЗ «О рекламе», который предоставляет с торгов (аукциона) право на заключение договора на размещение наружной рекламы и ст. 34 ЗК РФ утратила силу с <дата> (т. 1 л.д. 4-5).

Установлено, что статусом индивидуального предпринимателя истец не обладает.

Суд приходит к выводу, что Департаментом неверно трактуется действующее законодательство, вывод о том, что предоставление земельных участков без утверждения схемы размещения рекламных конструкций противоречит земельному законодательству, действующему до <дата>.

    Согласно п. 5.1 ст. 19 ФЗ «О рекламе»: «5.1. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах. (часть 5.1 введена Федеральным законом от <дата> N 193-ФЗ, в ред. Федерального закона от <дата> N 98-ФЗ)».

Согласно пояснений представителя Департамента информационной политики ПК, предоставленных письменных доказательств указанная схема и поныне не утверждена для г. Владивостока( т.2 л.д.132-141)

Схема не утверждалась и администрацией г. Владивостока и думой г. Владивостока.

То есть, отсутствовали на момент издания оспариваемого отказа основания, исключающие предоставление земельных участков для размещения рекламных объектов.

Согласно выписок из ЕГРП участки не разграничены по уровню собственности и свободны от прав третьих лиц.( т.2 л.д.15-82)

Спорные земельные участки сформированы по обращениям ООО «БЕСТ», «РЕАЛ», «ИДЕЯ» в администрацию г. Владивосток о предоставлении земельных участков для размещения объектов наружной рекламы – рекламных щитов. Документы к обращениям были приложены в соответствии с распоряжением начальника УМС администрации г. Владивостока № <номер> «Об утверждении перечней документов и форм заявлений». Согласно ст. 34 Градостроительного Устава Приморского края № 130 – КЗ от <дата>. рекламные щиты относятся к временным объектам, т.е. строениям облегченного типа, объектам внешнего благоустройства.

В соответствии с постановлением администрации г. Владивостока от <дата><номер> «Об утверждении «Положения о порядке предоставления в краткосрочную аренду и изъятия земельных участков в городе Владивостоке под объекты временного назначения» (отменено постановлением главы администрации г. Владивостока от <дата>. № <номер> «Об отмене постановлений администрации г. Владивостока от <дата>. № <номер>, от <дата>. № <номер>, от <дата>. № <номер>») истцом получены сведения из государственного земельного кадастра, разработан и согласован начальником УАГиГ администрации муниципального образования г. Владивосток проект (проектные решения) на объекты наружной рекламы – щит отдельно стоящий, получены градостроительные заключения, изготовлены лицензированными организациями топосъемки с последующей отработкой в секторе топографии, нанесением красных линий, инженерных сетей и сооружений в УАГиГ администрации МО г. Владивосток, получены все необходимые согласования и заключения в составе акта выбора площадки, пройден и утвержден акт выбора площадки, изготовлены проекты границ земельных участков, земельные участки положительно согласованы с Управлением Роспотребнадзора по ПК, Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Владивостока, отделом экологии администрации г. Владивостока, ГИБДД УВД г. Владивостока, управлением городским пассажирским транспортом администрации г. Владивостока, Управлением потребительского рынка администрации г. Владивостока.( т.2 л.д.159-191)

В 2005 года были получены в уполномоченном органе технические задания на межевание, произведено межевание, постановка на кадастровый учет земельных участков с получение кадастровых планов. По смыслу ст. 45 ФЗ 221 «О государственном кадастре недвижимости» данные земельные участки являются ранее учтенными.

Действующее ныне нормативные акты, как и ранее о порядке выдачи разрешения на распространение наружной рекламы и размещения средств наружной рекламы не предусматривают, что паспорт объекта наружной рекламы является доказательством строгой индивидуализации объекта на местности в случае размещения на индивидуально - определенном земельном участке, а правовая природа договора определена как договор возмездного предоставления рекламного места.

Вышеуказанные договоры являются фактически договорами на возмездное предоставление права на размещение наружной рекламы согласно ст. 19 ФЗ «О рекламе»; не относятся к категории договоров аренды, установленной гл. 34 Гражданского кодекса РФ.( далее ГК РФ)

Согласно п. 1 ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. П. 1 ст. 607 ГК РФ определяет, что объектом аренды являются земельные участки, другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе пользования.

В данном случае по договору предоставляется не имущество, а право размещения наружной рекламы, при этом ни земельные участки, ни иные объекты не являются предметом договора; в договорах указана не аренда земельного участка, а фактически возмездное предоставление наружного рекламного пространства.

В соответствии с п. 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от <дата>. № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» договор между собственником здания и другим лицом, на основании которого последнее использует отдельный конструктивный элемент этого здания, не является договором аренды; предметом договора является предоставление юридическому лицу возможности на возмездной основе размещать рекламу.

Учитывая вышеизложенное, определить конкретное имущество (рекламное место) невозможно. Предметом арендных отношений может являться только конкретное, определенное имущество, обладающее признаками, которые позволяют однозначно выделить его среди другого имущества, что следует из п. 3 ст. 607 ГК РФ. Рекламное место, безусловно, может обладать такими признаками, однако не теми, которые позволяют определить конкретное имущество (в данном случае рекламное место) именно как недвижимое. Для недвижимого имущества такими признаками являются помимо адреса, технические параметры, но и, в первую очередь это проведение кадастрового или технического учета данного объекта. Учет объекта недвижимости сопровождается присвоением ему кадастрового номера (ст. 1 ФЗ «О регистрации»).

Таким образом, место размещения наружной рекламы (рекламное место) не описано и не сформировано соответствующим органом технического учета в установленном законе порядке как объект недвижимого имущества (например, земельный участок с соответствующим адресом, кадастровым номером, на котором расположен объект рекламы), поэтому не является объектом недвижимости и не может быть арендовано.

ФЗ № 38 от <дата>. «О рекламе» п. 5 ст. 19 «Наружная реклама и установка рекламных конструкций» прямо указано: «установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором»

Право собственников земельных участков на использование земельных участков урегулированы ст. 40 Земельного кодекса РФ ( далее ЗК РФ), а права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков урегулированы ст. 41 ЗК РФ.

Согласно п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от <дата> N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом ВАС РФ, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом Верховного Суда РФ (часть первая статьи 3 Федерального конституционного закона от <дата> N 8-ФКЗ):

«Положения ГК не предусматривают обязательной регистрации права аренды недвижимого имущества. Поэтому регистрация порождаемого договором аренды недвижимого имущества обременения вещных прав арендодателя на недвижимое имущество правами арендатора производится на основании статьи 26 Закона о государственной регистрации только при регистрации самого договора аренды недвижимого имущества.

Требования статьи 26 Закона о государственной регистрации подлежат применению с учетом и на основании положений Гражданского кодекса. Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о государственной регистрации государственной регистрации подлежат право собственности и иные вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ. Положения Гражданского кодекса предусматривают государственную регистрацию договоров аренды недвижимого имущества (статья 609). Однако для договоров аренды зданий и сооружений на срок менее одного года такая государственная регистрация не требуется (статья 651). Вместе с тем Гражданский кодекс не предусматривает государственной регистрации ни права аренды, ни аренды как обременения.

Таким образом, исходя из смысла положений Гражданского кодекса, регистрация возникающих из договора аренды здания прав арендатора, обременяющих вещные права арендодателя на это здание, осуществляется на основании статьи 26 Закона о государственной регистрации только в том случае, когда регистрации подлежит сам договор аренды недвижимого имущества. При этом регистрация права аренды не является самостоятельной государственной регистрацией упомянутого права, а представляет собой запись в Едином государственном реестре прав о произведенной государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества, на основании которого возникают права арендатора, обременяющие недвижимое имущество (пункт 3 статьи 26 Закона о государственной регистрации).

Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный между владельцем рекламной конструкции и собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе арендатором, подтверждающий факт предоставления права на установку и эксплуатацию рекламной конструкции владельцу рекламной конструкции на дату поступления в департамент заявления о выдаче разрешения (не требуется, если заявитель является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества). В случае, если земельный участок, здание или иное недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, находится в государственной или муниципальной собственности, заявитель вместе с договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенным между владельцем рекламной конструкции и собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества по результатам торгов (в форме аукциона или конкурса), предоставляет протокол о результатах проведенных торгов. Таким образом, так как участки не разграниченные по уровню собственности на государственную, субъекта федерации и муниципальную, которыми Департамент распоряжается в силу закона и будучи переданными в аренду арендатору, не смогут являться предметом аукциона на право размещения рекламы, а арендатор соответственно по смыслу ч. 5 ст. 19 ФЗ «О рекламе» будет являться лицом управомоченным на заключение договоров установку и эксплуатацию рекламных конструкций на арендуемом им участке с третьими лицами без дополнительного согласования с арендодателем.

В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии со статьей 445 Кодекса, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Как установлено судом, истцом был предоставлен полный пакет документов, необходимый для предоставления органами государственной власти земельного участка в аренду для целей не связанных со строительством (<дата> администрацией Приморского края принято постановление N <номер> "Об утверждении Положения о процедурах и критериях предоставления земельных участков, находящихся в собственности и (или) ведении Приморского края, для целей, не связанных со строительством" (далее - Положение), первоначальный текст которого был опубликован в изданиях "Приморская газета" <дата>, N <номер>), "Сборник нормативных правовых актов губернатора Приморского края и администрации Приморского края" <дата>, N 5): размещение рекламного щита. Отказ Департамента в предоставлении земельного участка в аренду по основаниям, изложенным в оспариваемом отказе, не соответствует ФЗ «О рекламе», Земельному и Гражданскому кодексам РФ и нарушает право истца на получение земельных участков в аренду.

В представленных истцом проектах договоров определен их предмет с характеризующими специальными параметрами земельных участков. Расчет арендной платы произведен на основании правовых актов думы г. Владивостока от <дата> N 17-МПА "Методика расчета арендной платы за пользование земельными участками на территории г. Владивостока", МПА думы г. Владивостока от <дата> N 141-МПА "О внесении изменений в МПА г. Владивостока от <дата> N 17-МПА "Методика расчета арендной платы за пользование земельными участками на территории г. Владивостока", решения думы г. Владивостока N <номер> от <дата> "Об установлении корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в г. Владивостоке", постановления администрации Приморского края от <дата> N <номер> "О порядке определения размера арендной платы, а также о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края", решения думы г. Владивостока от <дата> N <номер> "О земельном налоге в г. Владивостоке". Представитель Департамента в судебном заседании не оспорил правильность расчета арендной платы, произведенной истцом на основании действующих нормативно-правовых актов и по указанному существенному условию договоров аренды между сторонами разногласий нет.

Учитывая изложенное, Департамент необоснованно уклоняется от заключения договора аренды земельных участков, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы ответчика о не применении к спорным правоотношениям ст. 445 ГК РФ основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку согласно разъяснениям Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении N 11 от <дата> "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (п. 4) при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка (договора аренды земельного участка), такие договоры заключаются в порядке, предусмотренном ст. 445 ГК РФ.

    Доводы Департамента со ссылкой ст. 29 ЗК РФ, о том, что исполнительным органом не принималось решение о предоставлении в аренду истцу испрашиваемого земельного участка отклоняются судом, поскольку к заявлению приложены кадастровые паспорта и в соответствии с ч. 5 ст. 34 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка, обеспечивает публикацию ( информирование).

В соответствии с ч.1 ст.435 ГК РФ, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Оферта должна содержать существенные условия договора.

В соответствии с ч. 1 ст.445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол" разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

    Земельный кодекс РФ является специальным кодифицированным актом в сфере земельных правоотношений.

Так как предоставлены к проекту договора кадастровые паспорта, то срок рассмотрения оферты сокращается до 14 дней.

    Не допускается отказ в предоставлении в собственность, аренду граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

    В соответствии с ч. 4 ст. 11 Закона Приморского края №90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной собственности и (или) ведении Приморского края, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в орган исполнительной власти Приморского края.

    В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

    Таким образом, земельное законодательство допускает отказ в предоставлении в аренду земельного участка только по основаниям, предусмотренным Федеральным законодательством. В случае отсутствия оснований для отказа, у уполномоченного органа, возникает обязанность по заключению с заинтересованным лицом, соответствующего договора аренды.

    В соответствии с Земельным кодексом РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

    Следовательно, реальная возможность и обязанность, по предоставлению испрашиваемого участка, возникает у органа исполнительной власти с момента постановки испрашиваемого участка на кадастровый учет.

    Кроме того, вышеуказанные нормы права, позволяют сделать вывод о том, что по истечении 14 дней, т.е. не позднее <дата>, при отсутствии предусмотренных Федеральным законодательством оснований для отказа, и при соответствии проектов договоров, ч. 3 ст.607 Гражданского кодекса РФ, у Департамента возникает предусмотренная законом обязанность по заключению договора аренды испрашиваемого земельного участка.

Предоставление земельных участков под цели, не связанные со строительством регламентированы ст. 34 ЗК РФ.

Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее - ПЗЗ), утверждены решением думы г. Владивостока от <дата>. № <номер>, вступили в законную силу <дата> при официальной публикации в газете «Утро России» № <номер> от <дата>.

Суд, проверяя земельные участки с назначением: «для рекламных щитов» на соответствие Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от <дата>. № <номер> (далее – ПЗЗ), которыми в территориальных зонах расположение рекламных щитов не предусмотрено; ч. 3 и 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ, которыми градостроительные регламенты, установленные правилами землепользования и застройки, обязательны для исполнения всеми арендаторами земельных участков, а спорный земельный участок не соответствует установленному градостроительному регламенту территориальных зон суд установил следующее.

Согласно положению пункта 4 статьи 85 ЗК РФ, в силу которой земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости, не соответствующие установленному градостроительному регламенту территориальных зон, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом за исключением случаев, когда их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Положения указанной нормы согласуются с частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ и пунктом 3 статьи 6 Правил землепользования и застройки N 462.            

Следовательно, отсутствуют правовые препятствия для предоставления испрашиваемых заявителем земельных участков в аренду с видом разрешенного использования "для рекламных щитов", поскольку закон не требует приведения их целевого использования в соответствие с установленным ПЗЗ градостроительным регламентом.

Кроме того, в 2005 году, до принятия ПЗЗ был осуществлен кадастровый учет земельного участка с разрешенным использованием «для рекламных щитов».

Решение об осуществлении кадастрового учета не оспорено и не отменено в добровольном порядке.

Земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер.

Согласно кадастровых паспортов земельных участков изготовленных на основе государственного кадастра недвижимости по состоянию на январь 2015 года отражено, что категория земель – земли населенных пунктов.

Разрешенное использование определено «для рекламных щитов»».

В соответствии с ч. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

<дата> администрацией Приморского края принято постановление N <номер> "Об утверждении Положения о процедурах и критериях предоставления земельных участков, находящихся в собственности и (или) ведении Приморского края, для целей, не связанных со строительством" (далее - Положение), первоначальный текст которого был опубликован в изданиях "Приморская газета" <дата>, N <номер>), "Сборник нормативных правовых актов губернатора Приморского края и администрации Приморского края" <дата>, N <номер>.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

В соответствии с п. 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 настоящей статьи и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

То есть Департамент с момента получения кадастрового паспорта, проекта договора аренды (соответствующего ГК РФ, форме установленной Департаментом) обязан был при наличии оснований к отказу осуществить публикацию (информирование) и в случае отсутствия иных заявок принять решение и заключить договор.

Согласно п. 1 ст. 1 ФЗ № 221 от <дата>. «О государственном кадастре недвижимости» данный федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (т.е. - кадастровые отношения).

Согласно п. 2 ст. 1 ФЗ № 221 от <дата>. «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Согласно п. 3 ст. 1 ФЗ № 221 от <дата>. «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

    Ст. 70 ЗК РФ предусматривает, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

    Часть 1 ст. 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

    Согласно ст. 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимым вещам, или, иными словами недвижимому имуществу.

    Определение земельного участка как объекта земельных отношений приведено в ст. 11.1 ЗК РФ: это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Установление границ земельных участков на местности производится в процессе землеустройства, описание и индивидуализация земельных участков – в порядке ведения государственного кадастрового учета земельных участков, осуществляемого в порядке (ст.ст. 11.2, 11.3, 11.9 ЗК РФ и ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

    То есть, земельный участок, сформирован как объект недвижимости и поставлен на кадастровый учет, с указанием разрешенного вида использования в установленном законе порядке.

    Согласно статье 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.

    Нормами п.п. 2 ч. 1 ст. 8 ГК РФ предусмотрено как основание возникновения гражданских прав и обязанностей: из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

    Согласно ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающим правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 или 11 ЗК РФ.

    Порядок предоставления субъектам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса

Договор аренды земельного участка имеет сложный юридический состав, включающий ненормативный правовой акт индивидуального характера и соглашение сторон – договор на основании этого акта.

    Как следует из заявления в департамент, ответчик просил принять распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду.

    Департамент является уполномоченным органом на предоставление земельных участков в г. Владивостоке. Нормой п. 21(1) ст. 7 Закона Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» от <дата>. № 90-КЗ закреплено, что с <дата>. органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Приморского края.

Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края является правопреемником Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от <дата> на основании постановления администрации Приморского края от <дата><номер>.

Согласно статья 27 ЗК РФ спорный земельный участок не ограничен в обороте.

    Ст. 28 ЗК РФ регулирует приобретение прав на земельные участки, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе и право аренды.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.

    Ответчик обратился с заявлением в департамент, в котором указал все необходимые сведения об испрашиваемом земельном участке, приложив к заявлению все необходимые документы в соответствии с Земельным кодексом РФ.

    В силу части 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота (ст. 27 ЗК РФ); установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для     государственных или муниципальных нужд.

В силу прямого указания ЗК РФ – п. 5 ст. 34 – срок на принятие решении – 14 дней с момента получения кадастрового паспорта, и именно этим сроком следовало руководствоваться Департаменту, а не волеизъявлением истца.

В статье 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Таким образом, основанием для отказа гражданину или юридическому лицу в предоставлении земельного участка может служить решение органа государственной власти или муниципального органа о резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, принятое до обращения лица с соответствующим заявлением.

То есть, у департамента не имелось доказательств того, что спорный земельный участок был зарезервирован органом государственной власти в соответствии с действующим законодательством или (и) ограничен в обороте.

С учетом указанных обстоятельств, и принимая во внимание тот факт, что ответчиком был предоставлен полный пакет документов, необходимый для предоставления органами государственной власти земельного участка в аренду, для целей, указанным в нем, то не имелось оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду по основаниям ст. 34 ЗК РФ, распоряжение соответствует Земельному и Гражданскому кодексам РФ.

Исходя из этого цель землепользования, для которой заявитель просил предоставить ему в аренду вышеназванный земельный участок, не противоречит установленному Земельным кодексу РФ общему назначению земель, отнесенных к землям населенных пунктов.

Руководствуясь ст. 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Огаревского В. В.а- удовлетворить.

    Признать незаконным отказ, оформленный письмом от <дата><номер> Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по заключению договора аренды земельного участка.

    Понудить Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края к заключению договора на условиях проекта договора аренды земельного участка от <дата> с Огаревским В. В.ем в течение двух недель со дня вступления решения в законную силу.

    Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

    Мотивированное решение изготовлено <дата>.

        

Судья                        Н.А. Огурцова

2-326/2016 (2-4615/2015;) ~ М-4829/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Огаревский Виктор Викторович
Ответчики
ДЗИО ПК
Другие
Управление федеральной регистрациооной службы по ПК
Департамент информационной политики Приморского края
Суд
Советский районный суд г. Владивостока Приморского края
Судья
_Огурцова Нина Александровна
Дело на странице суда
sovetsky--prm.sudrf.ru
20.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.11.2015Передача материалов судье
25.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2015Подготовка дела (собеседование)
21.12.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2016Судебное заседание
26.01.2016Судебное заседание
08.02.2016Подготовка дела (собеседование)
08.02.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.02.2016Судебное заседание
24.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2016Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее