Дело № 2- 837/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2015 года Советский районный суд г.Красноярска в составе председательствующего судьи Колывановой О.Ю., при секретаре Карповой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Еремеева А.В. об оспаривании действий начальника 3-го отдела ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ», начальника ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ»,
У С Т А Н О В И Л:
Еремеев А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц: начальника 3 отдела ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ», начальника ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ», мотивируя тем, что решением жилищной комиссии войсковой части № (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.) был поставлен на учет как не имеющий жилья, и включен в списки нуждающихся в жилых помещениях, составом семьи 4 человека, в дальнейшем брак был расторгнут, дети достигли совершеннолетия, на момент обращения в суд проживает по договору найма в квартире по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ. был уволен из рядов ВС РФ в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, жильем обеспечен не был. При обращении к вышеуказанным должностным лицам получил ответ об отказе в постановке на жилищный учет, в связи с чем обратился в суд с требованиями о признании данных действий (отказ в постановке на жилищный учет как военнослужащего) начальника 3 отдела ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ», начальника ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ», незаконными, просил обязать восстановить его в Едином реестре учета военнослужащих МО РФ для последующего обеспечения жилым помещением составом семьи 1 человек.
В судебном заседании заявитель и его представитель Казимирук С.П. (по доверенности) на заявленных требованиях настаивали.
Представитель Территориального отделения ФКУ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФКУ «Центррегионжилье»-Гордеев А.А. (по доверенностям) полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, считает заявление не подлежащим удовлетворению.
В силу ч.1 ст.3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Федеральный закон Российской Федерации от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает как ряд государственных гарантий и компенсаций, так и ряд ограничений, в том числе в сфере реализации жилищных прав указанных лиц. Принятием указанного Закона государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства и гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Формы и порядок реализации военнослужащими конституционного права на жилище установлены ст.15 указанного Федерального закона.
В целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, путем предоставления им жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений, Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. N 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма.
В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане утрачивают статус военнослужащего с окончанием военной службы, которым согласно п.11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Как установлено судом, Еремеев А.В. в звании командира взвода роты материального обеспечения <данные изъяты> проходил военную службу в войсковой части № по ДД.ММ.ГГГГ. (исключен из списков личного состава указанной войсковой части).
В период прохождения службы Еремеев А.В. с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. проживал в трехкомнатной квартире жилой площадью 56,94кв.м. по адресу: <адрес>, составом семьи 4 человека: Еремеев А.В., ФИО8 (супруга), ФИО9- сын, ФИО10- дочь, Данное жилое помещение было предоставлено заявителю по договору найма и в дальнейшем приватизировано. Брак с ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ. расторгнут.
Как следует из рапорта Еремеева А.В. командиру войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ. об увольнении, он обеспечен отдельной неблагоустроенной 3-х комнатной квартирой по адресу: <адрес>. состав семьи: разведен, документы для постановки на воинский учет просил направить в <адрес>.
Из листа беседы с Еремеевым А.В. от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что военнослужащий на момент увольнения обеспечен 3-х комнатной квартирой по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. увольнение с военной службы Еремеева А.В. производилось без обеспечения жильем, приказ об исключении из списков личного состава части издан без указания на оставление в списках очередников части, нуждающихся в получении жилого помещения.
Как следует из представленного заявителем протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ. №, Еремеев А.В. включен в списки бесквартирных составом семьи 4 человека.
Решением ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ» № от ДД.ММ.ГГГГ. Еремееву А.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Основаниями отказа явилось отсутствие статуса военнослужащего.
Из ответа № от ДД.ММ.ГГГГ. 3 отдела ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ», направленного на обращение Еремеева А.В., следует, что учетное дело Еремеева А.В. из ФГУ «<данные изъяты>» Минобороны России в 3 отдел не передавалось. Сведения, подтверждающие нахождение заявителя на учете нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту прохождения службы в базе данных автоматизированной системы учета по ФГУ«<данные изъяты>» Минобороны России в 3 отделе ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ» отсутствуют.
В судебном заседании Еремеев А.В. и его представитель суду поясняли, что решение комиссии об отказе в постановке на учет заявителем не обжалуется, поскольку пропущен срок, им обжалуются действия по невключению Еремеева А.В. в списки очередников на основании протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ, действия должностных лиц по утрате учетного дела.
Из пояснений и письменных возражений представителя должностных лиц, чьи действия обжалуются, следует, что в соответствии с действующим законодательством на Министерство обороны РФ возлагается обязанность по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений, признанных на момент увольнения с военной службы нуждающимися в получении жилого помещения в установленном порядке. В соответствии с п. 10 приказа Министра обороны РФ №1280 от 30.09.2010г., за военнослужащими, ранее принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях (согласно порядку, определенному приказом Министра обороны РФ №80 от 15.02.2000г.), сохраняется право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Из содержания ст. 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998г. следует, что предоставляемые данным Законом государственные гарантии по обеспечению жилыми помещениями из фондов Министерства обороны РФ, распространяются только на военнослужащих, в связи с чем признание нуждающимся в получении жилья с соответствующей постановкой на учет в федеральном органе исполнительной власти должно быть произведено исключительно в период прохождения военной службы, до утраты гражданином статуса военнослужащего. По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам. Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма. О специальном характере положений Федерального закона «О статусе военнослужащих», регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом. Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ соответствующей Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280. В период увольнения заявителя с военной службы - 31.05.2005г., порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями и постановка на учет нуждающихся в получении жилья регламентировались приказом Министра обороны РФ №80 от 15.02.2000г., утвердившим Инструкцию «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ» (далее Инструкция). Согласно п. 28 указанной инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подавался в порядке подчиненности рапорт, к которому прилагался пакет документов, установленный п. 29 данной Инструкции. Учет военнослужащих осуществлялся довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников с внесением всей информации в автоматизированную систему учета. Выполнение указанного порядка обеспечивало военнослужащему право оставаться на учете нуждающихся до обеспечения жильем. Это гарантировалось пунктом 13 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащих, не обеспеченных на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могли исключить без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы до обеспечения жилыми помещениями в установленном законодательством порядке. При этом, с согласия военнослужащего он мог быть исключен из списков личного состава части с оставлением в списках очередников на получение жилья, что также позволяло гражданину, уволенному с военной службы, оставаться на учете нуждающихся, который велся соответствующей КЭЧ района, до фактического предоставления ему жилого помещения. При указанных обстоятельствах данное право не прерывалось и после изменения условий и порядка обеспечения жильем, связанного с отменой приказа Министра обороны РФ №80 от 15.02.2000г., и вступлением в силу приказа Министра обороны РФ №1280 от 30.09.2010г., утвердившим Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма.
Заявителем не представлено документальных доказательств того, что им соблюден порядок постановки на учет нуждающихся.
Увольнение с военной службы без обеспечения жильем, также как и приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. об исключении из списков личного состава части без указания на оставление в списках очередников части, нуждающихся в получении жилого помещения, Еремеев А.В. в установленном порядке и в установленные законом сроки не обжаловал. В рапорте на увольнение и в листе беседы заявитель не указывал на необеспеченность его жилым помещением, в силу чего был уволен без предъявления требований к МО РФ. Утрата статуса военнослужащего приравнивает гражданина, уволенного с военной службы и не признанного в установленном порядке, нуждающимся в получении жилья, с остальными гражданами, жилищный вопрос которых решается в общем порядке по правилам ст. 49-52 ЖК РФ.Таким образом, при наличии у Еремеева А.В. права на обеспечение жилым помещением, необходимым условием для реализации права является соблюдение им определенного порядка, который установлен федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ (ч. 1 ст. 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих»), регламентирующими порядок и условия обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, в соответствии с которыми право на обеспечение жилым помещением у военнослужащего может возникнуть только при условии совершения им определенных действий, направленных на реализацию данного права в течение определенного срока. В настоящее время, порядок признания военнослужащих, нуждающимися в обеспечении постоянными жилыми помещениями остаётся неизменным. В соответствии с п. 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» дата исключения из списков личного состава части является последним днем военной службы.Исключение военнослужащих, уволенных с военной службы, из списков личного состава части, является юридическим фактом утраты ими статуса военнослужащего и прекращения военно-служебных отношений. При этом на момент исключения из списков личного состава части военнослужащие должны быть полностью обеспечены всеми видами положенного им довольствия, в том числе, обеспечены жилыми помещениями в случае наличия такого права.Таким образом, со дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части оканчивается его военная служба и гражданин перестает быть военнослужащим, а члены его семьи - членами семьи военнослужащего. С этого момента гражданин утрачивает статус военнослужащего, т.е. он и члены его семьи лишаются совокупности прав, гарантированных государством военнослужащему и членам семьи военнослужащего, в том числе права на обеспечение жилыми помещениями. В связи с этим заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Оценивая обстоятельства дела, суд учитывает следующее.
На основании ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд может отказать в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права и свободы гражданина не были нарушены.
Рассматривая дело по представленным доказательствам, суд учитывает, что в силу п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Как следует из материалов дела, решением ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ» от ДД.ММ.ГГГГ Еремееву А.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Основаниями отказа явилось отсутствие статуса военнослужащего.
Еремеевым А.В. оспаривается ответ начальника 3-го отдела ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ», из которого следует, что учетное дело военнослужащего из ФГУ «<данные изъяты>» в 3-й отдел ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ» не передавалось, заявитель на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит.
Как следует из материалов дела, учет военнослужащих (в том числе и заявителя) в период него нахождения на военной службе осуществлялся ФГУ «<данные изъяты>» по спискам очередников с внесением всей информации в автоматизированную систему учета.
При исключении из списков личного состава воинской части Еремеевым А.В. подан рапорт командиру войсковой части №, в котором им указано, что он обеспечен отдельной неблагоустроенной 3-х комнатной квартирой по адресу: <адрес>. состав семьи: разведен, документы для постановки на воинский учет просил направить в <адрес>.
Согласно выписке из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. увольнение с военной службы Еремеева А.В. производилось без обеспечения жильем, приказ об исключении из списков личного состава части издан без указания на оставление в списках очередников части, нуждающихся в получении жилого помещения.
Увольнение с военной службы без обеспечения жильем, также как и приказ ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списков личного состава части без указания на оставление в списках очередников части, нуждающихся в получении жилого помещения, Еремеев А.В. в установленном порядке и в установленные законом сроки не обжаловал.
В силу положений пункта 13 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы до обеспечения жилыми помещениями в установленном законодательством порядке.
Суд полагает, что на момент увольнения с военной службы с зачислением в запас Еремеев А.В. в рапорте указывал на обеспеченность жилым помещением, согласия на оставление в списках очередников на получение жилья после увольнения с военной службы в <данные изъяты> до фактического предоставления ему жилого помещения Еремеев А.В. не давал, о чем свидетельствуют вышеназванные документы.
Доказательств, подтверждающих нахождение Еремеева А.В. на учете нуждающихся в получении жилья, в период с ДД.ММ.ГГГГ. до момента его обращения в ДД.ММ.ГГГГ. с заявлением о предоставлении документов, им не представлено и в ходе судебного разбирательства судом не установлено.
Наличие у Еремеева А.В. протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что он включен в списки бесквартирных составом семьи 4 человека не является достаточным доказательством того, что на момент увольнения в ДД.ММ.ГГГГ. Еремеев А.В. состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, поскольку жилищные комиссии осуществляют рассмотрение заявлений сотрудников, нуждающихся в жилых помещениях, данным протоколом подтверждается постановка заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях составом семьи 4 человека. Других документов (книга регистрации заявлений сотрудников о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, книга учета сотрудников, нуждающихся в жилых помещениях, учетного дела заявителя, принятого на учет нуждающихся в жилых помещениях) суду не представлено, а как следует из ответа 3-го отдела ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ» учетного дела Еремеева А.В. не имеется и в списках он не состоит.
Суд полагает, что действиями (бездействием) 3-го отдела ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ», начальника ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ» не нарушены права и свободы заявителя; учитывая, что других доказательств, подтверждающих, что оспариваемыми действиями (бездействием) ущемлены права и законные интересы заявителя, суду не представлено, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований, в связи с чем полагает необходимым его заявление оставить без удовлетворения.
В силу ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод,
В соответствии с п.п. 3 п. 24 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. № 2, исходя из положений ч.1 ст. 4, ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч. 6 ст. 152 ч. 4 ст.198, ч. 2 ст. 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Поскольку Еремееву А.В. на момент увольнения (вынесения приказа от ДД.ММ.ГГГГ.) было известно о том, что его увольнение производилось без обеспечения жильем, и приказ об исключении из списков личного состава части издан без указания на оставление в списках очередников части, нуждающихся в получении жилого помещения, срок для обращения в суд с требованиям о признании действий должностных лиц по отказу в выдаче документов учетного дела Еремеевым А.В. пропущен.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Отказать Еремееву А.В. в удовлетворении требований о признании незаконными действий начальника 3-го отдела ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ», начальника ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ» об отказе в постановке на жилищный учет, восстановлении в Едином реестре учета военнослужащих.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда, т.е., с 14.05.2015г.
Председательствующий О.Ю.Колыванова