Мотивированное решение изготовлено 11 августа 2014 г.
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2-5051/2014
в производстве Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 августа 2014 года Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Хрущевой О.В.,
при секретаре ФИО2,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области» о проведении перерасчета среднего заработка при расчете отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск, взыскании невыплаченной части отпускных за 2012-2014 года и компенсации за неиспользованный отпуск,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчикам ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области» и просит суд признать расчет отпускных за 2012-2014 года, а также расчет компенсации за неиспользованный отпуск незаконными, обязать произвести перерасчет отпускных за указанный период, взыскать с ответчиков невыплаченную часть отпускных за 2012-2014 года в размере 34030 руб. 09 коп., невыплаченную часть компенсации за неиспользованный отпуск за 2014 год в размере 1564 руб. 56 коп. В обоснование своих требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он состоял в трудовых отношениях с ответчиком ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации. В период с 2011 года по 2014 год ответчик предоставлял ему основные оплачиваемые отпуска, при этом расчет их оплаты производился без учета в сумме среднего заработка премии 1010, что следует из имеющихся у него расчетных листков. Кроме того, указанная премия не была учтена и при подсчете среднемесячного заработка для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в день увольнения.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснил, что премия по приказу Министра обороны РФ №1010 является премией стимулирующего характера. Данная премия выплачивалась ему регулярно. Расчетные листки он получал ежемесячно. Полагает, что указанная премия входит в систему оплаты труда и должна учитываться при равсчете среднего заработка для оплаты отпускных.
Представитель ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области» ФИО3 исковые требования не признал. В отзыве на исковое заявление указал и в судебном заседании пояснил, что премия 1010 не входит в систему оплаты труда истца, так как не установлена его трудовым договором. Данная премия не носит обязательного характера и не является гарантированной выплатой стимулирующего характера. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности по требованиям о взыскании оплаты предоставленных ему отпусков, поскольку он ежемесячно получал расчетные листки и знал о размерах выплаченных ему сумм. Просит в иске отказать.
Представитель ответчика лица ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в суд не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении не представил.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о отсутствии оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истец ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ работал в ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в должности юрисконсульта. ДД.ММ.ГГГГ истец уволен по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) по собственному желанию.
В соответствии с трудовым договором (раздел 3) истцу установлена заработная плата в размере: должностного оклада, выплат стимулирующего характера (ежемесячная надбавка за выслугу лет, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам работы за год в размере до двух должностных окладов), выплат компенсационного характера (районный коэффициент 15%, надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну); премий и иных выплат, установленных коллективным договором и локальными нормативными актами. Работнику могут производиться иные выплаты, предусмотренные федеральными законами.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что истцу в период работы на основании приказов Министра обороны Российской Федерации, изданных в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» выплачивались премии, которые отражались в расчетных листках строкой «Приказ 1010». Указанные премии не учитывались при исчислении средней заработной платы для оплаты отпуска.
В соответствии со ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии с п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам отнесены, в частности премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда, и другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
В силу ст. 144 ТК РФ для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении договорных обязательств, повышения эффективности производства и качества работы работодатель вправе устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок. Порядок и условия стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и др.) в организациях, финансируемых из Федерального бюджета, устанавливаются правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации №922 от 24.12.2007 года утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы. Согласно п.2 Положения для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам, в том числе относятся премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
Из материалов дела усматривается, что оплата труда истца производилась в соответствии с действующим на тот момент Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583", которым утверждены Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Из содержания п.п.3,4 раздела 1 Положения усматривается, что системой оплаты труда кроме должностных окладов предусмотрены: выплаты компенсационного характера: за работу в местностях с особыми условиями; надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; другие виды выплат компенсационного характера, предусмотренные действующим законодательством; и выплаты стимулирующего характера: надбавки за выслугу лет; надбавка за сложность и напряженность и специальный режим работы; премия по результатам работы учреждения за квартал – пределах средств, направленных на эти цели, и предельными размерами не ограничивается; единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам работы за год.
При этом Положением предусмотрено, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на эти цели годовым фондом оплаты труда, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета (п.12 Положения).
На выплаты стимулирующего характера также направляются средства экономии годового фонда оплаты труда, в том числе, высвобождаемые в результате сокращения численности гражданского персонала, а также поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в соответствии с генеральным разрешением Министерства обороны Российской Федерации и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности в установленном в Министерстве обороны Российской Федерации порядке. (п.13 Положения).
В соответствии с Порядком бюджетные учреждения и воинские части определяют годовой фонд оплаты труда – потребность на выплату заработной платы гражданскому персоналу, содержащемуся по штатам, штатным перечням (нормативам), а также по утвержденным и зарегистрированным в установленном порядке штатным расписаниям.
Подпунктом «г» п.5 Порядка установлены выплаты стимулирующего характера ( в расчете на год). Согласно п.п. 6,8 Порядка годовой фонд оплаты труда определяется суммированием фонда должностных окладов и фондов выплат компенсационного и стимулирующего характера.
По смыслу вышеуказанных норм к системе оплаты труда гражданского персонала отнесены выплаты стимулирующего характера, которые учитываются при формировании фонда оплаты труда учреждения, в том числе коллективными договорами и иными локальными нормативными актами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, кроме выплачиваемых за счет экономии годового фонда оплаты труда.
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в целях повышения эффективного использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава размеры фондов оплаты труда и средств федерального бюджета на денежное довольствие, исчисленные на 1 января 2007 года в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа, сохраняются на очередной и последующие годы. Средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и они могут использоваться ими, в том числе на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам работы (службы).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно пункту 1 указанного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Пунктом 2 приказа Минобороны РФ от 26 июля 2010 N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" предусмотрены дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы) (дополнительное материальное стимулирование) за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил.
Согласно п. 2 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Минобороны РФ от 26 июля 2010 года N 1010, расходы на материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Конкретные размеры материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование (п. 7).
Согласно пункту 12 Порядка суммы выплаченного дополнительного материального стимулирования учитываются и в отчетности отражаются отдельно с расшифровкой выплаченных сумм и количества личного состава, получившего эти суммы.
Из приведенных норм права следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов, а не ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Минобороны России.
Данная позиция изложена в определениях Верховного суда Российской Федерации (от 04.04.2014 №22-КГ14-5 и №22-КГ14-6).
Поскольку выплаченные истцу премии в соответствии с Приказом Министра обороны №1010, представляют собой часть экономии фонда оплаты труда за счет сокращения численности Вооруженных Сил, не носят обязательный, гарантированный характер, и не входят в систему оплаты труда истца, то суд приходит к выводу, что указанные премии не должны учитываться при исчислении среднего заработка для расчета отпускных.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга.
Председательствующий Хрущева О.В.