Дело № 2а –909/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 декабря 2018 года с. Миасское
Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Карабановой О.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Красноармейского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Лазурненского сельского поселения о признании незаконным бездействия и понуждении к исполнению закона,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Красноармейского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия Администрации Лазурненского сельского поселения, выразившегося в непринятии мер по предоставлению муниципальных услуг в электронной форме, разработке плана-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, обязании Администрации Лазурненского сельского поселения принять меры по предоставлению муниципальных услуг в электронной форме, разработать план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства, обеспечивающего защиту прав неопределенного круга лиц, в том числе, предпринимателей при предоставлении муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в ходе которой установлено, что администрацией муниципальные услуги, в том числе субъектам предпринимательской деятельности, в электронной форме не предоставляются, план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме не разработан и не утвержден. Бездействие администрации влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, нарушает права заявителей на обращение в органы местного самоуправления и получение муниципальных услуг в электронной форме.
Административный истец о времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в упрощенном порядке.
Административный ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен, представитель в судебное заседание не явился, предоставил письменные возражения, из которых следует, что в административном регламенте, размещенном на официальном сайте сельского поселения, указана информация о месте, времени, порядке предоставления услуг, другие формы предоставления муниципальных услуг на территории поселения могут быть осуществлены после типизации административных регламентов и разработки типовых интерактивных форм.
Заинтересованное лицо Администрация Красноармейского муниципального района о времени и месте рассмотрения административного дела извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направила.
Заинтересованное лицо Министерство информационных технологий и связи Челябинской области о времени и месте рассмотрения административного дела извещено, представитель в судебное заседание не явился, направил письменное мнение о том, что предоставление муниципальных услуг должно быть обеспечено, в том числе и в электронной форме, поскольку получение таких услуг в электронной форме является неотъемлемым правом заявителя. Министерство готово оказать помощь администрации сельского поселения в составлении плана - графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме.
Исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
При рассмотрении административного дела установлено, что прокуратурой Красноармейского района проведена проверка исполнения законодательства, обеспечивающего защиту прав неопределенного круга лиц, при предоставлении муниципальных услуг в сельских поселениях, в ходе которой установлено, что администрацией поселения муниципальные услуги, в том числе субъектам предпринимательской деятельности, в электронной форме не предоставляются, план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме не разработан и не утвержден.
Разрешая административные исковые требования, суд исходит из следующего.
Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются, в том числе, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В соответствии с п.п. 2 и 3 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме.
В части 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ закреплено, что при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются, в том числе, предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах; подача заявителем запроса документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе, единого портала государственных и муниципальных услуг и региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.Из содержания ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ следует, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций.Таким образом, предоставление муниципальных услуг должно быть обеспечено, в том числе, и в электронной форме.Переход на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ).В соответствии с этапом № 5 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р, до 01.01.2014 органам местного самоуправления необходимо обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.В соответствии с частями 2, 3 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: 1) указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь вышеуказанными нормами, суд находит административные исковые требования обоснованными. Бездействие административного ответчика влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на получение информации о порядке предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; нарушает права неопределенного круга лиц на обращение в орган местного самоуправления и получение муниципальных услуг в электронной форме.Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве административных истцов или административных ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются.
Администрация Лазурненского сельского поселения является органом местного самоуправления, в связи с чем, на неё распространяются вышеуказанные нормы налогового законодательства, предусматривающие освобождение от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 291 - 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Лазурненского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по предоставлению муниципальных услуг в электронной форме, разработке плана-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Обязать Администрацию Лазурненского сельского поселения разработать план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме в течение одного года со дня вступления решения в законную силу, и принять меры по осуществлению предоставления муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с планом-графиком.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий подпись О.Ю. Карабанова
<данные изъяты>
<данные изъяты>