Дело ***а-127/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
*** ***
Тамбовский областной суд
в составе председательствующего судьи Ледовских И.В.,
при секретаре Сурмалян И.Д.
с участием представителя административного истца Гусева П.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шумилина Ф. В. к ***, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по *** об установлении кадастровой стоимости земельного участка равно рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Шумилин Ф.В. обратился в Тамбовский областной суд с вышеуказанным административным иском, в котором просил установить кадастровую стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на *** в размере 28 584 304 руб..
В обоснование требований указал, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость, определенную независимым оценщиком, что влечет нарушение его прав, как плательщика земельного налога.
В судебном заседании представитель административного истца Гусев П.П. уточнил предъявленные требования, просил установить кадастровую стоимость в размере, определенном экспертом.
Другие лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены, сведений об уважительности причины своей неявки и ходатайства об отложении судебного разбирательства суду не представили. С учетом положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в их отсутствие.
В письменном отзыве административный ответчик *** возражала против удовлетворения требований, считая отклонение величины рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки, относительно размера кадастровой стоимости, существенным и вызывающим сомнения в достоверности представленного в дело отчета оценщика.
Административный ответчик ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области (далее – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области) в своем отзыве утверждало, что никаких противоправных действий с его стороны при определении кадастровой стоимости участка административного истца не допущено. Расчет кадастровой стоимости произведен в установленном законом порядке.
Заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по *** и Администрация Комсомольского сельсовета *** не возражали против удовлетворения административного искового заявления.
Выслушав объяснения представителя административного истца, и исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности.
Из материалов дела следует, что административному истцу с июля 2018 года принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – блокированная жилая застройка, расположенный по адресу: ***.
Являясь налогоплательщиком земельного налога, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость этого участка.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).
На основании части 4 статьи 24.18 Федерального закона от *** № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15названного Закона).
В силу положений статьи 24.19 Федерального закона от *** № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в этом случае, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка административного истца определена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области по состоянию на 30 июня 2017 года в размере 53 597 617 руб. 68 коп., применяя удельный показатель кадастровой стоимости, утвержденный Постановлением Администрации Тамбовской области от 29 ноября 2014 года №1498, о чем в этот же день внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости и об основных характеристиках объектов недвижимости.
Оспаривая кадастровую стоимость, административный истец в подтверждение требований представил выполненные оценщиком ООО АКГ «ИО» отчет об оценке №*** от ***, в соответствии с которым рыночная стоимость участка определена по состоянию на дату его оценки в размере 28 584 304 руб..
Протокольным определением суда от *** вышеуказанный отчет оценщика признан недопустимым доказательством на основании части 2 статьи 61 КАС РФ, поскольку отчет составлен с нарушением требований статьи 16 Федерального закона от *** № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Определением суда от *** по делу назначена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости земельного участка.
Согласно заключению эксперта ООО «ТА» Полтораченко П.П. от *** *** рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на *** составляет 32 930 647 руб. 13 коп..
Оценивая экспертное заключение, суд приходит к выводу, что экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта, и соответствует требованиям Федерального закона от *** № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки, в связи с чем, ставить выводы эксперта под сомнение оснований не имеется.
При производстве экспертизы экспертом подробно описан процесс оценки, подходы и методы оценки, проведен анализ рынка объектов недвижимости, к которому принадлежит объект оценки и факторы, влияющие на его стоимость.
Каких-либо неясностей экспертное заключение не содержит, заключение является подробным, мотивированным и обоснованным, участники процесса каких-либо возражений относительно экспертного заключения не представили, оснований для назначения по делу повторной или дополнительной экспертизы судом не установлено.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от *** *** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
В связи с чем, суд, проанализировав названное экспертное заключение, отвечающего требованиям статей 49, 77, 79, 82 КАС РФ, в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, считает юридически и экономически обоснованным, удовлетворяя заявление административного истца о пересмотре кадастровой стоимости, поданного в суд ***, определить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере 32 930 647 руб. 13 коп., то есть равной его рыночной стоимости, определённой экспертом в своем заключении.
Учитывая разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в пунктах 24, 28 вышеуказанного постановления и факт внесения на момент принятия решения суда сведений о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной вступившим в силу *** Приказом Комитета по управлению имуществом *** от *** *** в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, суд считает необходимым установить также период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Шумилина Ф. В., поданное в Тамбовский областной суд ***, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на *** в размере 32 930 647 руб. 13 коп., периодом ее действия до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Ледовских И.В.
Мотивированное решение изготовлено ***.
Судья Ледовских И.В.