Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-179/2019 ~ М-178/2019 от 28.06.2019

Дело № 2-179/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 августа 2019 года                                                         с. Усть-Большерецк Камчатского края

Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Валеева М.Р., при секретаре Береговой В.В., с участием помощника прокурора Усть-Большерецкого района Борисенко В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Соболевского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному казенному учреждению «Соболевская средняя школа» о возложении обязанности,

установил:

прокурор Соболевского района обратился в суд с указанным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному казенному учреждению «Соболевская средняя школа» (далее - МОКУ «Соболевская средняя школа», Учреждение), ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения Учреждением требований антитеррористического законодательства, по результатам которой установлено, что в МОКУ «Соболевская средняя школа» охрана учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не обеспечена. Просит суд обязать МОКУ «Соболевская средняя школа» в срок до 1 марта 2020 года обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В судебном заседании помощник прокурора Усть-Большерецкого района Борисенко В.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, при этом доводы, изложенные в возражениях ответчика и третьего лица, полагал необоснованными.

Ответчик МОКУ «Соболевская средняя школа» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представителя в суд не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

Третьи лица администрация Соболевского муниципального района, управление образования и молодежной политики администрации Соболевского муниципального района о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителя в суд не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

В письменных возражениях ответчика и третьего лица - администрации Соболевского муниципального района указано, что прокурором решение о проведении проверки в отношении Учреждения не доводилось до ответчика, основания для ее проведения неизвестны. Полагает, что судом необоснованно привлечена к участию в деле в качестве третьего лица администрация Соболевского муниципального района, поскольку требования к ней не заявлялись. Отметили, что меры по профилактике и предупреждению терроризма руководством школы предпринимаются. Прокурором не учтено, что с 2020 по 2022 годы запланировано строительство новой школы в с. Соболево на 250 мест, в настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация, в связи с чем считают, что обеспечивать старую школу сотрудниками частной охранной организации нецелесообразно, заключение соответствующего договора повлечен за собой необоснованную трату бюджетных средств. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывают, что в МОКУ «Соболевская средняя школа» не имеется специализированного помещения для хранения специальных средств, оружия. На органы внутренних дел невозможно возлагать обязанность по организации обязательной охраны комнат хранения оружия. Отмечают, что на территории Соболевского района отсутствуют организации, имеющие лицензию на осуществление охранной деятельности. Учитывая отделённость с. Соболево, заключение договора с охранными организациями из г. Петропавловска-Камчатского заведомо неисполнимо. Также указывают, что Учреждение не является объектом с массовым пребыванием людей. В исковом заявлении не указано какие именно действия должен выполнить ответчик для обеспечения Учреждения частными охранными предприятиями. Отмечают, что прокуратура района ранее обращалась в суд с аналогичным иском, производство по делу было прекращено, в связи с чем оснований для повторного рассмотрения исковых требований не имеется.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В силу ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее по тексту - Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации") прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В силу п. 5 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее по тексту - Федерального закона "О противодействии терроризму") основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются, в том числе обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Согласно п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее по тексту – Требования)

В силу п. 5 Требований, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения и возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

В соответствии с п. 15 Требований, в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).

Согласно п. 17 Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.

В соответствии с подп. "а" п. 23 Требований, в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 22 настоящих Требований, обеспечивается охрана объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Как установлено в судебном заседании, МОКУ «Соболевская средняя школа», расположенному в с. Соболево Соболевского района Камчатского края, ул. Комсомольская, д. 33 в соответствии с Актом обследования на категорирование объекта № 1 от 14 февраля 2018 года, присвоена 2 категория опасности (л.д. 32-37).

Из акта проверки Учреждения от 4 июня 2019 года, сообщения директора МОКУ «Соболевская средняя школа» от 3 июня 2019 года в адрес прокуратуры Соболевского района следует, что охрана образовательного учреждения специализированными частными охранными организациями или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, не осуществляется. Охрана в дневное время в будние дни обеспечивается вахтёрами, с 19:00 часов в будние дни и круглосуточно в выходные и праздничные дни – сторожами (л.д. 9, 10-12).

Доказательств, подтверждающих, что в МОКУ «Соболевская средняя школа», организована охрана сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, не представлено. Не оспаривается данный факт и в письменных возражениях ответчика и третьего лица.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Учреждению присвоена 2 категория опасности, учитывая приведенные положения действующего законодательства, исковые требования прокурора Соболевского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц МОКУ «Соболевская средняя школа» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Статус юридического лица подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, адрес Учреждения: Камчатский край, Соболевский район, с. Соболево, ул. Комсомольская д. 33.

Доводы ответчика и третьего лица о том, что основания проведения проверки в отношении Учреждения не известны, до ответчика не доводилось решение о проведении проверки, являются необоснованными, поскольку из представленной истцом копии решения прокурора от 27 мая 2019 года о проведении в отношении Учреждения проверки видно, что оно в день его вынесения было вручено директору МОКУ «Соболевская средняя школа» Блискуну Р.Ю., о чем свидетельствует подпись последнего.

Вместе с тем, проверка обстоятельств соблюдения или несоблюдения процедуры проведения должностным лицом прокуратуры района проверки, не являются предметом судебного разбирательства по гражданскому делу. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ссылка ответчика и третьего лица на то, что в исковом заявлении не указано какие действия должен выполнить ответчик для обеспечения Учреждения частными охранными предприятиями, не свидетельствует о незаконности требований истца, поскольку определение способов обеспечения Учреждением охраны объектов сотрудниками частных охранных предприятий или подразделениями ведомственной охраны, является компетенцией образовательной организации.

Доводы о том, что ранее прокурор обращался в суд с аналогичными требованиями производство по делу было прекращено, а поэтому оснований для повторного рассмотрения таких требований не имеется, является несостоятельным. Как следует из приложенных к возражениям светокопий определений Камчатского краевого суда от 7 апреля 2016 года и 25 августа 2016 года производство, соответственно, по административному иску и иску прокурора Соболевского района к Учреждению, администрации Соболевского муниципального района, управлению образования администрации Соболевского муниципального района, прекращено. При этом производство по административному иску прекращено в связи с тем, что требования подлежали рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, а по иску прокурора, поданному в порядке гражданского производства – в связи с отказом прокурора от иска. Между тем, обращение прокурора района с аналогичными требованиями, вызвано изменением оснований, установленных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 и отнесением с 14 февраля 2018 года МОКУ «Соболевская средняя школа» ко 2 категории опасности.

Ссылки в возражениях на то, что в виду удаленности с. Соболево и отсутствия в Соболевском районе организаций, имеющих лицензию на осуществление охранной деятельности, выполнить мероприятия по обеспечению соответствующей охраной Учреждения затруднительно; на отсутствие оружейной комнаты в Учреждении; о нецелесообразности расходования денежных средств в связи с планированием строительства новой школы в с. Соболево, не являются основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него федеральными законами обязанностей по противодействию терроризму, в данном случае иск прокурора направлен на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в частности несовершеннолетних, при этом выполнение работы по охране объектов (территорий) возможно сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, расположенных и за пределами Соболевского района. Законодатель не связывает реализацию полномочий соответствующих Учреждений по обеспечению антитеррористической безопасности с указанными обстоятельствами.

Вместе с тем, при отсутствии возможности исполнить решение в установленный судом срок, данный вопрос может быть разрешен в порядке статьи 203 ГПК РФ.

Учредителями МОКУ «Соболевская средняя школа» являются администрация Соболевского муниципального района, управление образования и молодежной политики администрации Соболевского муниципального района. Поскольку принятие судом решения может повлиять на права или обязанности указанных юридических лиц, так как в силу ст. 123.21 ГК РФ при недостаточности денежных средств или имущества у Учреждения по обязательствам последнего может нести субсидиарную ответственность собственник, администрация Соболевского муниципального района и Управление образования и молодежной политики администрации Соболевского муниципального района привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц.

Иные доводы ответчика и третьего лица о необоснованности исковых требований отношения к предмету судебного разбирательства не имеют, направлены на уклонение от соблюдения требований антитеррористического законодательства, и поэтому признаются необоснованными.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке, который необходимо предоставить ответчику для осуществления соответствующих мероприятий по исполнению решения суда, суд учитывает всю полноту действий, которые предстоит произвести ответчику в указанных целях, и считает разумным и достаточным установить срок исполнения решения до 1 марта 2020 года.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождается прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Поскольку исковое заявление прокурора удовлетворено, с ответчика МОКУ «Соболевская средняя школа» надлежит взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск прокурора Соболевского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному казенному учреждению «Соболевская средняя школа» о возложении обязанности, удовлетворить.

Обязать муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Соболевская средняя школа» в срок до 1 марта 2020 года обеспечить охрану объекта (территории) по адресу: Камчатский край, Соболевский район, с. Соболево, ул. Комсомольская д. 33 сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Взыскать с муниципального общеобразовательного казенного учреждения «Соболевская средняя школа» государственную пошлину в доход Соболевского муниципального района в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                                                               М.Р. Валеев

В окончательной форме решение изготовлено 28 августа 2019 года.

2-179/2019 ~ М-178/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Соболевского района Камчатского края
Ответчики
Муниципальное образовательное казенное учреждение «Соболевская средняя школа»
Другие
Управление образования и молодежной политики Администрации Соболевского муниципального района Камчатского края
Прокурор Усть-Большерецкого района
Администрация Соболевского муниципального района Камчатского края
Суд
Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края
Судья
Валеев Марсель Рафаэльевич
Дело на странице суда
ust-bolsherecky--kam.sudrf.ru
28.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2019Передача материалов судье
02.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.08.2019Судебное заседание
26.08.2019Судебное заседание
28.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее