Дело № 2-2522/2015
Р Е Ш Е Н И Е С У Д А
Именем Российской Федерации
11 декабря 2015 года город Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Самсоновой А.О., при секретаре Портновой О.О., с участием представителя ответчика Управления городского жилищного и коммунального хозяйства Администрации г.о. Электросталь по доверенности Петуховой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куланчиковой Светланы Игоревны к ПАО "Северное", ООО «Северное», Управлению городского жилищного и коммунального хозяйства Администрации городского округа Электросталь Московской области об обязании проведения ремонта дворовой территории,
у с т а н о в и л :
05.10.2015 Куланчикова С.И. обратилась в суд с иском к ПАО "Северное" и УГЖКХ Администрации городского округа Электросталь Московской области и просила обязать ответчиков произвести ремонт дорожного покрытия вдоль домов <адрес>, возложить на ответчиков оплату судебных расходов.
Требования истца мотивированы тем, что ей – Куланчиковой С.И. на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>. Обслуживающей организацией, принимающей коммунальные платежи является ПАО "Северное". Истец регулярно оплачивает расходы по содержанию общего имущества и прилегающей к многоквартирному дому территории. Расходы составляют около <сумма> ежемесячно. При этом содержание дорожного покрытия прилегающей территории не отвечает положениям ГОСТ. Обращения в ЖКХ положительных результатов не дают, в связи с чем истец обращалась и в Прокуратуру г.о. Электросталь. В силу положений ст. 12 ФЗ № 196 от 10.12.1995 г. ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасности дорожного движения. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа. К вопросам местного значения отнесена и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами и муниципальных образований. Решением Совета депутатов городского округа Электросталь от 25.03.2010 «об автомобильных дорогах и осуществлении дорожной деятельности на территории г.о. Электросталь» уполномоченным органом города в сфере управления автомобильными дорогами, находящимися в собственности городского округа Электросталь и осуществления дорожной деятельности на территории города является Управление городского жилищно коммунального хозяйства Администрации г.о. Электросталь.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Куланчиковой С.И., извещенной о времени и месте судебного заседания, по ее просьбе, изложенной в заявлении от 10.12.2015.
В судебном заседании представитель ответчика УГЖКХ Администрации г.о. Электросталь и третьего лица МУ "УМЗ" по доверенностям Петухова Е.А. иск не признала в полном объеме и просила в иске к УГЖКХ отказать. Поддержала письменный отзыв, указав, что требования должны быть заявлены только к ПАО "Северное".
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчиков ООО "Северное" и ПАО "Северное", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (л.д. 143), не сообщившего суду об уважительности причини своей неявки и не просившего об отложении судебного разбирательства (ч. 4 ст. 167 ГПК РФ).
Выслушав представителя ответчика УГЖКХ Администрации г.о. Электросталь и третьего лица МУ "УМЗ", исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Истец Куланчикова С.И. является собственником <размер> доли в квартире <адрес>. Она одновременно является пользователем услуг, представляемых ответчиком ПАО «Северное» по содержанию и обслуживанию жилого дома <адрес>, производит установленные отчисления на содержание и ремонт дома. Соответственно истец является пользователем дворового проезда вдоль дома №, между домами № и № по <адрес>.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет его собственник.
Статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено понятие "автомобильная дорога".
Статьей 5 Федерального закона № 257-ФЗ установлена классификация автомобильных дорог в зависимости от их назначения:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования.
Согласно статье 6 данного Закона автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог (п. 10).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Истец Куланчикова С.И. просит обязать ответчиков произвести ремонт дорожного покрытия вдоль домов № и № по <адрес>.
Проезжая часть дворового проезда вдоль домов № и № по <адрес> находится в границах Муниципального образования «Городской округ Электросталь».
Из иска и приложенных к иску фотоматериалов следует, что на проезжей части дороги (внутридворового проезда) вдоль дома №, между домами № и № по <адрес> имеются множественные повреждения в виде ям, выбоин неправильной формы, ширина, длина и глубина которых, превышают предельно допустимые размеры. Движение автотранспорта на данном участке дороги практически не возможно, что создает опасность дорожного движения.
Данные обстоятельства не опровергнуты ответчиками.
В силу ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Представленным суду Положением об Управлении городского жилищного и коммунального хозяйства Администрации городского округа Электросталь Московской области подтверждено, что Управление городского жилищного и коммунального хозяйства Администрации городского округа Электросталь Московской области (УГЖКХ) является отраслевым органом Администрации городского округа Электросталь Московской области, уполномоченным осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность на территории городского округа Электросталь Московской области в сфере городского жилищного и коммунального хозяйства, а также обеспечивать скоординированность деятельности в указанной сфере структурных, отраслевых (функциональных) органов Администрации городского округа Электросталь Московской области, организаций независимо от их организационно-правовой формы (п. 1.1). УГЖКХ является муниципальным казенным учреждением, обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные права и обязанности (п. 1.4).
В соответствии с п. 3 названного Положения, УГЖКХ переданы, среди прочего, полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Электросталь Московской области, а также по осуществлению иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществлению дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ (п. 3.2).
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, устанавливающие допустимые условия обеспечения безопасности дорожного движения, регламентированы Государственными стандартами Российской Федерации (ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы" и ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств").
В силу п. п. 3, 3.1.1, 3.1.5 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221, проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхности разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их благоустройству. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Пунктом 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 установлено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. в покрытии проезжей части не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В нарушение требований ст. 56 ГПК Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что указанные участки дорожного полотна соответствуют вышеуказанным требованиям.
Доводы представителя ответчика УГЖКХ Администрации г.о. Электросталь о том, что ответственным лицом за проведение ремонта дорожного покрытия вдоль домов № и № по <адрес> является ПАО «Северное», так как данное дорожное покрытие входит в состав общего имущества многоквартирного дома, которое обслуживает ПАО «Северное», суд находит необоснованными и отклоняет.
Каких-либо достоверных, допустимых и достаточных доказательств того, что дворовый проезд вдоль дома №, между домами № и № по <адрес> входит в состав общего имущества МКД № или №, суду не представлено.
Как следует из материалов кадастрового дела объекта недвижимости, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом <адрес> сформирован и границы его определены на основании данных государственного кадастрового учета (кадастровый №).
Согласно Акта геодезической проверки посадки здания по <адрес> (л.д. 103) плановое положение здания соответствует утвержденному кадастровому плану и не выходит за границы земельного участка площадью 1838 кв.м. Согласно имеющихся пометок на акте, расстояние от непосредственно жилого дома до границ земельного участка, проходящих со стороны дворового проезда составляет 4,78 м.
Данных, что дворовый проезд вдоль дома №, между домами № и № располагается на земельном участке, отнесенном к общему имуществу <адрес> не представлено.
Как следует Приложения № 1 к Договору управления многоквартирным домом от 28.07.2011 (л.д. 82-85), заключенного между ООО «Северное» («Управляющая организация») и Комитетом имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь, в состав общего имущества многоквартирного дома входит земельный участок, на котором расположен дом, и границы которого определены, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен дом.
Дворовый проезд вдоль дома <адрес>, между домами № и № по <адрес> к общему имуществу дома не отнесен.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Куланчиковой С.И. подлежат удовлетворению по отношению к ответчику – УГЖКХ Администрации г.о. Электросталь, наделенному полномочиями по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Электросталь Московской области, а также по осуществлению иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществлению дородной деятельности, и не подлежат удовлетворению к ответчикам ПАО "Северное", ООО «Северное».
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 Кодекса.
Истцом Куланчиковой С.И. при подаче искового заявления была уплачена государственная пошлина на размере <сумма>, что подтверждается чеком-ордером № от 01.10.2015, представленным суду.
Таким образом, требования истца по взысканию с ответчика УГЖКХ расходов по оплате государственной пошлины в размере <сумма> подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Куланчиковой Светланы Игоревны удовлетворить частично.
Обязать Управление городского жилищного и коммунального хозяйства Администрации г.о. Электросталь Московской области произвести комплекс мер по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства обустройство и ремонт внутридворового проезда вдоль многоэтажных домов № и № по <адрес>.
В удовлетворении требований Куланчиковой Светланы Игоревны к ПАО "Северное", ООО «Северное» об обязании провести ремонт дороги, отказать.
Взыскать с Управления городского жилищного и коммунального хозяйства Администрации городского округа Электросталь в пользу Куланчиковой Светланы Игоревны расходы по оплате государственной пошлины в размере <сумма>.
Решение суда может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Московский областной суд через Электростальский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись.
В окончательной форме решение судом изготовлено 15 февраля 2016 года
Судья: подпись