ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Молчаново Томской области,
ул. Димитрова, 55 7 мая 2020 года
Судья Молчановского районного суда Томской области Дайнеко А.М., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Моисеенко В.В., родившегося /_____/ в /_____/, зарегистрированного по адресу: /_____/, проживающего по адресу: /_____/,
УСТАНОВИЛ:
/_____/ старшим УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по /_____/ майором полиции Колчин И.А. составлен протокол об административном правонарушении /_____/, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Согласно указанному протоколу /_____/ в /_____/ Моисеенко В.В., проживающий по адресу: /_____/, в нарушение п. 10 распоряжения Администрации Томской области от 18.03.2020 № 156-ра (в редакции распоряжения от 05.04.2020 № 216-ра) «О введении режима функционирования «Повышенная готовность» для органов управления и сил звеньев территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Томской области», которым с 22.00 часов 31 марта 2020 года до 15 апреля 2020 года на граждан возложена обязанность не покидать место проживания, находился по адресу: /_____/, около /_____/, при этом его действия не входили в перечень исключений, предусмотренных п. 10 распоряжения Администрации Томской области от 18.03.2020 № 156-ра (в ред. от 05.04.2020).
В своих объяснениях Моисеенко В.В. пояснил, что он постоянно проживает по адресу: /_____/; /_____/ он находился в /_____/ у /_____/. О том, что в Томской области введён режим самоизоляции, по профилактике распространения коронавируса, он не знал.
Из рапорта должностного лица следует, что /_____/ около /_____/ Моисеенко В.В. находился по адресу: /_____/, тем самым допустил нарушение в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих – новой короновирусной инфекции.
В судебное заседание Моисеенко В.В. не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем в соответствии с ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Федеральным законом от 01 апреля 2020 г. N 99-ФЗ ст. 6.3 дополнена частями 2 и 3, введена ст. 20.6.1 КоАП РФ. Данные изменения в законодательство об административных правонарушениях внесены в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19.
Часть вторая ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Частью первой статьи 20.6.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 данного Кодекса.
Таким образом ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ придан специальный характер по отношению к ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Объектом правонарушения по ст. 6.3 КоАП РФ являются общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которые урегулированы Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, характеризующие состояние защищенности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
При этом отношения в указанной сфере урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Как указано выше, органом административной юрисдикции Моисеенко В.В. вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Названная норма закона является бланкетной и для правильной квалификации содеянного необходимо установить факт нарушения лицом конкретных санитарно-эпидемиологических требований, невыполнение конкретных обязанностей образующие объективную сторону административного правонарушения, это должно содержаться в протоколе об административном правонарушении – процессуальном документе, фиксирующем событие вменяемого противоправного деяния и содержащем необходимые правовые основания для привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) представляют собой нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Кроме того, обязательными признаками объективной стороны данного административного правонарушения являются наличие режима чрезвычайной ситуации либо возникновение угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
В протоколе об административном правонарушении в отношении Моисеенко В.В. не описаны действия (бездействие), предусмотренные нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования.
В частности, как указано выше, в протоколе об административном правонарушении Моисеенко В.В. вменено нахождение по адресу: /_____/, при отсутствии исключительных обстоятельств, в нарушение действующих санитарных правил и невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих – новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), указанных в п. 10 распоряжения Администрации Томской области от 18.03.2020 № 156-ра (в редакции распоряжения от 05.04.2020 № 216-ра).
Согласно п. 1, 2 распоряжения Администрации Томской области от 18.03.2020 №156-ра (в редакции распоряжения от 05.04.2020 № 216-ра), принятого в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», Законом Томской области от 11 ноября 2005 года № 206-ОЗ «О защите населения и территорий Томской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в целях исключения завоза и распространения на территории Томской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в пределах границ Томской области с 18.03.2020 введен режим функционирования «повышенная готовность».
В силу п. 10 распоряжения Администрации Томской области от 18.03.2020 №156-ра на граждан, находящихся на территории Томской области, возложена обязанность не покидать места проживания (пребывания) с 22.00 часов 31 марта 2020 года до 15 апреля 2020 года, за исключением установленных в этом же пункте распоряжения случаев.
Настоящее распоряжение не определяет санитарных правил и гигиенических нормативов, а также санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период режима повышенной готовности.
Само по себе указание в протоколе об административном правонарушении о пребывании Моисеенко В.В. по адресу: /_____/ при отсутствии исключительных обстоятельств, то есть при отсутствии цели его нахождения в установленном месте, не даёт основания для признания того, что данным лицом допущено вменяемое ему правонарушение, в том числе, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность.
Таким образом, описание объективной стороны правонарушения при отсутствии цели нахождения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в данном случае создаёт правовую неопределенность относительно вменяемого административного правонарушения и, соответственно, не позволяет этому лицу определить, в чём выразилось допущенное нарушение, лишает его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Также следует учесть, что субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в период режима повышенной готовности на территории /_____/ в связи с распространением нового коронавируса COVID-2019 из числа граждан являются следующие лица:
- инфицированные;
- на тех, в отношении кого были приняты постановления санитарного врача о нахождении в режиме изоляции на дому; в том числе прибывших из стран с неблагоприятной ситуацией по коронавирусу,
- совместно проживающие с указанными выше лицами.
Сведений о том, что Моисеенко В.В. относится к названной категории лиц, представленные материалы не содержат.
Действия Моисеенко В.В. при условии нарушения случаев, перечисленных в распоряжении Администрации Томской области от 18.03.2020 № 156-ра (в редакции распоряжения от 05.04.2020 № 216-ра), могут подпадать под признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, оснований для изменения квалификации деяния с административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, на правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, суд не находит по следующим обстоятельствам.
В протоколе об административном правонарушении в отношении Моисеенко В.В. событие вменяемого противоправного деяния в соответствии с объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, не описано.
Указание в протоколе об административном правонарушении о нахождении Моисеенко В.В. в общественном месте при отсутствии иных сведений, составляющих объективную сторону правонарушения по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, применительно к нормативным положениям распоряжения Администрации Томской области от 18.03.2020 № 156-ра, а именно отсутствие описания правил поведения, предусмотренных данным распоряжением, которые не были выполнены Моисеенко В.В., не даёт оснований для признания в его действиях данного административного правонарушения.
Отсутствие в протоколе надлежащего описания события административного правонарушения, достаточного для квалификации действий лица по соответствующей норме закона, нарушает право этого лица на защиту и противоречит требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
Кроме того, следует учесть, что согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» переквалификация действия (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, возможна на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства с первоначально квалифицированным составом правонарушения.
Таким образом, поскольку составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ и ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, имеют различный родовой объект посягательства – здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, данное обстоятельство исключает возможность переквалификации деяния с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ на ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах, прихожу к выводу, что производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Моисеенко В.В. подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 2 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10, ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении в отношении Моисеенко В.В. прекратить по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд через Молчановский районный суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья: А.М. Дайнеко