Гражданское дело № 2-1201/19
50RS0011-01-2019-001790-25
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Жуковский |
12 ноября 2019 года |
Жуковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Карташевой Л.В.,
при участии помощника федерального судьи Ельсовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусевой Н.В. к Главному управлению ПФ России № 3 по г. Москве и Московской области управлению по городскому округу Жуковский Московской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец Гусева Н.В. обратилась в суд с исковым заявление к ответчику Главному управлению ПФ России № 3 по г. Москве и Московской области управлению по городскому округу Жуковский Московской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии.
В обоснование исковых требований указала, что хххх года обратилась в ГУ УПФР РФ № 3 по г. Москве и Московской области по городскому округу Жуковский с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в соответствии с которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Решением ГУ УПФР РФ № 3 по г. Москве и Московской области по городскому округу Жуковский Московской области от хххх года в назначении трудовой пенсии ей было отказано.
Считает решение ГУ УПФР РФ № 3 по г. Москве и Московской области по городскому округу Жуковский Московской области от хххх года незаконным, поскольку ответчиком неправомерно не приняты к зачету в специальный стаж работы для назначения трудовой пенсии следующие периоды:
- в должности * в * Жуковской городской клинической больницы на * ставки с хххх года по хххх года;
- курсы повышения квалификации с хххх года по хххх года, с хххх года по хххх года, с хххх года по хххх года, с хххх года по хххх года и хххх года по хххх года;
- период по уходу за ребенком с хххх года по хххх года.
С указанным отказом истица не согласна, в части не включения в специальный стаж вышеуказанных периодов и считает, что имеет право на включение в специальный стаж спорных периодов.
Истец Гусева Н.В., и ее представитель Набатов М.Б., действующий на основании доверенности **** от хххх года, в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ УПФР РФ № 3 по г. Москве и Московской области по городскому округу Жуковский Гурова Ю.В., действующая на основании доверенности № **** от хххх года в судебное заседание явилась, поддержала доводы письменных возражений на исковое заявление, приобщенные к материалам дела.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив в совокупности доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся по делу доказательств, в соответствии со ст.ст. 67, 71 ГПК РФ, приходит к следующему.
На основании статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии устанавливаются законом.
Конституция РФ гарантирует каждому равенство прав и свобод без каких-либо дискриминаций, в том числе, независимо от рода и места деятельности (статья 19 Конституции РФ). Поэтому следует признать, что должны быть равными и пенсионные права работников медицинских учреждений.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 30 ч. 1 п. 20 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности), и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Частью 3 вышеуказанного Постановления определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516.
Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В силу пункта 5 п.п. «Б» Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 11 п. 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется – перечень), год работы засчитывается в указанный стаж как год и 6 месяцев.
В силу пункта 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 258н от 31.03.2011 года – периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования», документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Постановлением № 30 Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан права на трудовые пенсии» от 11 декабря 2012 года разъяснено, что между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2001 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее – Постановление № 1066).
В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464.
В соответствии с Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 461, правом на пенсию за выслугу лет при стаже не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах пользуются врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В соответствии с пунктом 16 Постановления № 30 Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан права на трудовые пенсии» от 11 декабря 2012 года, в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (статья 27 названного Закона), периода его работы подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемых должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т. п.).
Как установлено судом и следует из материалов дела, истица с хххх года обратилась в ГУ УПФР РФ № 3 по г. Москве и Московской области по городскому округу Жуковский с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в соответствии с которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Решением ГУ УПФР РФ № 3 по г. Москве и Московской области по городскому округу Жуковский Московской области от хххх года в назначении трудовой пенсии ей было отказано.
Считает решение ГУ УПФР РФ № 3 по г. Москве и Московской области по городскому округу Жуковский Московской области от хххх года незаконным, поскольку ответчиком неправомерно не приняты к зачету в специальный стаж работы для назначения трудовой пенсии следующие периоды:
- в должности * в * отделении Жуковской городской клинической больницы на * ставки с хххх года по хххх года;
- курсы повышения квалификации с хххх года по хххх года, с хххх года по хххх года, с хххх года по хххх года, с хххх года по хххх года и хххх года по хххх года;
- период по уходу за ребенком с хххх года по хххх года.
Невключение в специальный стаж для назначении пенсии работу в должности медицинской сестры в неврологическом отделении Жуковской городской клинической больницы на 0,5 ставки с 18.09.2003 года по 31.12.2003 года, является обоснованным, поскольку в силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 11 п. 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, с 01.11.1999 года период работы в течении неполного рабочего времени засчитывается в стаж, если в результате суммирование занятости выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки (1 ставка).
Согласно решения пенсионного органа в установлении пенсии ей было отказано во включении в специальный медицинский стаж (в льготном исчислении 1 год за 1 год 06 месяцев) по статье 30 п. 1 п.п. 20 ФЗ «О страховых пенсиях» периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, что суд считает неправомерным.
Учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, подлежит включению в стаж, дающий право работы на досрочную пенсию по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у права на досрочное назначение пенсии по старости.
В период отпуска по уходу за ребенком истице оформлялся и оплачивался больничный лист, сохранялась рабочее место и должность, т.е. данный период приравнивался к периодам ее работы, поэтому спорный период нахождения в отпуске по уходу за ребенком должен быть засчитан в трудовой стаж.
По отказу пенсионного органа включить в специальный стаж истицы периоды нахождения на курсах повышения квалификации необходимо отметить следующее: в силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно ст. 173 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации, учебы с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации, учебных отпусках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которых работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В период обучения работодателем ежегодно предоставлялись истице дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы для прохождения промежуточной аттестации и уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд, поэтому данные периоды нахождения на курсах повышения квалификации, учебных отпусках должны быть включены в специальный стаж работы Гусевой Н.В. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации – обязательное условие выполнения работы.
В соответствии с Основами Законодательства «Об охране здоровья населения», утвержденными 22.07.1993 года и Положением «О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19.12.1994 года № 286, прохождение курсов повышения квалификации медицинскими работниками являлось обязательным, так как право на занятие занимаемых ими должностей сохранялось при условии получения сертификата специалиста.
За все периоды обучения истице были выданы сертификаты и дипломы, подтверждающие профессиональную пригодность.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что вышеуказанные периоды работы должны быть засчитаны в специальный стаж Гусевой Н.В., учитываемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требованияГусевой Н.В. к Главному управлению ПФ России № 3 по г. Москве и Московской области управлению по городскому округу Жуковский Московской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии –удовлетворить частично.
Признать незаконным решение к Главному управлению ПФ России № 3 по г. Москве и Московской области управлению по городскому округу Жуковский Московской области от хххх года в части не включения в специальный стаж, дающий Гусевой Н.В. право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с хххх года по хххх года, с хххх года по хххх года, с хххх года по хххх года, с хххх года по хххх года и хххх года по хххх года, а также период по уходу за ребенком с хххх года по хххх года.
Обязать Главное управление ПФ России № 3 по г. Москве и Московской области управление по городскому округу Жуковский Московской области включить Гусевой Н.В. в специальный стаж, учитываемый для назначения трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с хххх года по хххх года, с хххх года по хххх года, с хххх года по хххх года, с хххх года по хххх года и хххх года по хххх года, а также период по уходу за ребенком с хххх года по хххх года.
Взыскать с Главное управление ПФ России № 3 по г. Москве и Московской области управление по городскому округу Жуковский Московской области в пользу Гусевой Н.В. государственную пошлину в размере * рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Московский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Жуковский городской суд.
Федеральный судья подпись Л.В. Карташева
Мотивированное решение составлено 14 ноября 2019 года.