2а-5908/2021
63RS0№-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2021 г. г. Самара
Кировский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Ужицыной А.Р.,
при секретаре судебного заседания Симуновой П.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 22 по Самарской области к Мартышкину ФИО4 о взыскании задолженности по обязательным платежам,
установил :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 22 обратилась в суд с административным иском к Мартышкину М.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам.
В обоснование требований ссылается на то, что Мартышкин М.А. является плательщиком транспортного налога в связи с наличием у него в собственности транспортного средства. Административным истцом в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление и требование о необходимости уплаты налога за вышеуказанный период, которое ответчиком до настоящего времени не исполнено.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещался судом надлежащим образом, просил рассмотреть административный иск в его отсутствие.
В судебное заседание административный ответчик не явился, о причинах неявки не сообщил, отложить судебное разбирательство не просил, своевременно и надлежащим образом извещался о его времени и месте и суд определил рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 4 - 6 ст. 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).
В статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая, в частности, соответствии с главой "Налог на доходы физических лиц" данного Кодекса.
В силу статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) признается доход, полученный налогоплательщиком от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы, но НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 данного Кодекса.
В пункте 4 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений указанной статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статья 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административный иск о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подан в суд в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Аналогичное положение о сроке обращения в суд с заявлением о взыскании налога содержится в п. 2 ст. 48 НК РФ.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ).
В обоснование требований ссылается на то, что Мартышкин М.А. является плательщиком транспортного налога Административным истцом в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление и требование о необходимости уплаты налога за вышеуказанный период, которое ответчиком до настоящего времени не исполнено.
В подтверждение заявленных требований налоговым органом представлены требования об уплате налогов: от ДД.ММ.ГГГГ N 17641, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ N 2554, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, а также доказательства их отправки в адрес налогоплательщика.
02.09.2019г. мировым судьей судебного участка № 12 Кировского судебного района Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с Мартышкина М.А. недоимки по транспортному налогу в размере <данные изъяты>., пени в размере <данные изъяты>.,
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
22.10.2020г. Мартышкин М.А. обратился с заявлением к мировому судье об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, определение об отмене судебного приказа вынесено мировым судьей судебного участка № Кировского судебного района Самарской области ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, шестимесячный срок обращения в суд истекал ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + 6 месяцев).
Налоговый же орган обратился в суд с административным иском ДД.ММ.ГГГГ, согласно почтовому штемпелю на конверте), то есть по истечении указанного срока.
Таким образом, налоговым органом пропущен шестимесячный срок для обращения в суд с административным иском о взыскании с Мартышкина М.А. задолженности по транспортному налогу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в (Определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П), установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и госпошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку административный иск ИФНС необходимо оставить без удовлетворения, на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ, государственная пошлина, размер которой, в соответствии со ст. 333.19 НК РФ, составит 400 руб., с ответчика взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд
решил :
отказать в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 22 по Самарской области к Мартышкину ФИО5 о взыскании задолженности по обязательным платежам.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Кировский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Срок принятия мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий п/п А.Р. Ужицына
Решение вступило в законную силу __________________
«КОПИЯ ВЕРНА» Подпись судьи_____________________________ Наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции _______________________ _________ «_____»_______ ______________2021 г. |