Судья: Лапшина И. А. Дело № 33а-32562/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Соколовой Н.М., Брыкова И.И.,
при секретаре Саховаровой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 октября 2018 г. административное дело по апелляционной жалобе администрации городского округа Мытищи на решение Долгопрудненского городского суда Московской области от 12 марта 2018 г. по административному исковому заявлению Зудовой <данные изъяты>, Жариковой <данные изъяты> <данные изъяты> о признании незаконным решения администрации городского округа Мытищи от 4 декабря 2017 г. об отказе в предоставлении земельного участка в общую долевую собственность без проведения торгов, о возложении обязанности,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения представителя Зудовой Т.Н., Жариковой О.В. – Ридель В.В.,
у с т а н о в и л а :
Зудова Т.Н. и Жарикова О.В. оспорили в суде решение администрации городского округа Мытищи Московской области от 4 декабря 2017 г. № 22382 об отказе в предоставлении в общую долевую собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: Московская область, городской округ <данные изъяты>. В обоснование своего нарушенного права ссылались на то, что администрацией городского округа Мытищи от 14 сентября 2016 г. утверждена схема расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м для индивидуального жилищного строительства, 30 декабря 2016 г. земельному участке присвоен кадастровый номер <данные изъяты> Постановлением администрации городского округа Мытищи от 4 апреля 2017 г. № 1661 земельный участок был отнесен к категории земель – земли населенных пунктов, после чего органом кадастрового учёта была установлена кадастровая стоимость данного земельного участка. Администрация необоснованно не исполняет вступивший в законную силу судебный акт о заключении с ними договора купли-продажи указанного земельного участка. Просили возложить на административного ответчика обязанность в течении десяти дней с даты вступления в законную силу решения суда предоставить в общую долевую собственность указанный земельный участок без проведения торгов, путем заключения договора купли-продажи с ценой договора <данные изъяты> руб.
Решением Долгопрудненского городского суда Московской области от 12 марта 2018 г. административный иск удовлетворен. Оспариваемое решение признано незаконным. На администрацию городского округа Мытищи возложена обязанность предоставить в общую долевую собственность административных истцов земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м без проведения торгов, путем заключения договора купли-продажи по цене два с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка в течение десяти дней с даты вступления в законную силу решения суда по данному делу.
В апелляционной жалобе администрация городского округа Мытищи Московской области просит решение суда отменить.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, своего представителя не направил. Судебная коллегия в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия признает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Такой закон для земельных участков, находящихся в зоне планируемого размещения автомобильного транспорта, не принят.
Решением администрации городского округа Мытищи Московской области от 4 декабря 2017 г. № 22382 отказано административным истцам в предоставлении в общую долевую собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м по тем основаниям, что в соответствии со схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2016 г. № 230/8, данный земельный участок расположен в зоне планируемого размещения автомобильного транспорта, является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на указанном в заявлении праве.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение нарушает права административных истцов на приобретение в общую долевую собственность земельного участка. При этом исходил из того, что требование административных истцов о заключении административным ответчиком договора купли-продажи основано на вступившем в законную силу решении Мытищинского городского суда Московской области от 10 декабря 2008 г., которым на администрацию Мытищинского муниципального района возложена обязанность заключить с Зудовой Т.Н. и Жариковой О.В., сособственниками жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский район, д<данные изъяты>, договор купли-продажи земельного участка, расположенного при домовладении, площадь которого подлежит уточнению по результатам межевания, по цене два с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка (л.д. <данные изъяты>).
Вместе с тем, судом не учтено, что со дня вступления в законную силу 12 января 2009 г. решения Мытищинского городского суда Московской области от 10 декабря 2008 г. были внесены изменения в земельное законодательство.
Согласно подпункту 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также – размещение) объектов автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Из приведенных выше норм в их системном единстве следует, что земельные участки, находящиеся в зоне планируемого размещения автомобильного транспорта, ограничиваются в обороте и в силу прямого указания закона не предоставляются в частную собственность.
С 1 января 2015 г. в соответствии со статьей 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 г. № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона Московской области от 24 июля 2014 г. № 107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» органы местного самоуправления при осуществлении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, обязаны представлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений, в сроки и порядке, установленном уполномоченным органом.
Уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности является Министерство имущественных отношений Московской области (подпункт 2 пункта 3 постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2014 г. № 1154/51).
Порядок согласования проектов решений по распоряжению земельными участками и проектов договоров аренды земельных участков установлен распоряжением Минмособлимущества 19 января 2017 г. № 13ВР-44.
Следовательно, орган местного самоуправления муниципального района лишен возможности распорядиться земельными участками неразграниченной государственной собственности в отсутствие согласия уполномоченного органа субъекта Российской Федерации – Министерства имущественных отношений Московской области.
Согласно выпискам из протоколов от 29 мая 2017 г. № 56-З (пункт 30) и от 8 сентября 2017 г. № 111-З (пункт 52), межведомственная комиссия по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области, учитывая информацию Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области об оборотоспособности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м и Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области о расположении земельного участка в зоне автомобильной дороги, соответственно, отказала в согласовании представленного администрацией Мытищинского муниципального района проекта о предоставлении земельного участка в собственность Зудовой Т.Н. и Жариковой О.В. (л.д. <данные изъяты>).
Данные решения административными истцами не оспорены, и в установленном действующим законодательством порядке незаконными не признаны.
В отсутствие согласия межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области на предоставление в собственность испрашиваемого земельного участка, находящегося в границах земельного участка, предназначенного для строительства автомобильной дороги, у администрации городского округа Мытищи Московской области не имелось оснований и полномочий по предоставлению этого земельного участка в собственность Зудовой Т.Н. и Жариковой О.В.
При указанных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Долгопрудненского городского суда Московской области от 12 марта 2018 г. отменить, принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Зудовой <данные изъяты>, Жариковой <данные изъяты> отказать.
Председательствующий
Судьи