Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 ноября 2015 года <адрес>
Тайшетский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Абрамчика И.М., при секретаре ФИО2, с участием истца ФИО1, представителей истца ФИО5, адвоката ФИО6, представившей удостоверение № и ордер №, представителя ответчика Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение»,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО1 к <адрес>, Министерству социального развития опеки и попечительства <адрес>, Бирюсинскому муниципальному образованию «Бирюсинское городское поселение» о признании за ней права на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения, возложении обязанности обеспечить вне очереди жилым помещением, площадью не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась с иском к <адрес>, Министерству социального развития опеки и попечительства <адрес>, Бирюсинскому муниципальному образованию «Бирюсинское городское поселение» о признании за ней права на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения, возложении обязанности обеспечить вне очереди жилым помещением, площадью не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в <адрес>, указав в его обоснование следующее, что она с рождения признана инвалидом с детства с ДД.ММ.ГГГГ третьей группы, с ДД.ММ.ГГГГ - второй группы, что подтверждается справкой Управления Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ № ЛЮ-2199, выпиской из Акта освидетельствования во ВТЭК от ДД.ММ.ГГГГ, Справкой Врачебно-консультационной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ, справкой серии МСЭ-2006 № от ДД.ММ.ГГГГ.
С 1991 года она состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в Администрации Бирюсинское городского Совета депутатов трудящихся, что подтверждается выкопировкой из книги учета граждан поставленных на учет по болезни - (по справкам ВТЭК - льготная)», заверенной выпиской из данной книги.
В 2013 году ей стало известно, что в рамках реализации закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ были предоставлены меры социальной поддержки - предоставлена социальная денежная выплата за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья.
Зная, что она также состоит в очереди на получение жилья как инвалид с детства с 1991 г., она стала обращаться в различные органы по этому вопросу.
Из ответа министра социального развития, опеки и попечительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. № C3-38-2870/3-14 ей стало известно, что органами местного самоуправления в министерство социального развития, опеки и попечительства <адрес> были переданы списки граждан, состоявших в очереди на улучшение жилищных условий. В данные списки ее персональные данные не попали.
Администрация Бирюсинского Муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» не приняла мер по включению сведений о ней в список инвалидов, состоявших в очереди на улучшение жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ и своевременной передаче их в Министерство социального развития, опеки и попечительства <адрес>, поэтому она на данный момент не значится в сводном списке инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета по <адрес> и до настоящего времени не получила положенную ей по закону социальную выплату, в то время как она имеет право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.
Согласно п.п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
В связи с тем, что она не получила ни жилья, как инвалид, ни мер социальной поддержки, она обращалась с жалобами в различные органы.
Администрацией Бирюсинского Муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» ей было предложено вновь собрать документы для получения жилья.
Она собрала все необходимые документы и Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, страдающее тяжёлой формой хронического заболевания.
Как указал Верховный Суд РФ Обзор судебной практики от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года" реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.
В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список вне очередников), тем более от времени включения в список вне очередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку вне очередников)».
Таким образом, ее право на внеочередное предоставление жилья не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список вне очередников), тем более от времени включения в список вне очередников. Нет в законе и указания на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Как указал Минфин России в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ N 08-04-06/3400 «О правовой позиции по судебным спорам о взыскании органами местного самоуправления убытков, возникших в результате внеочередного предоставления жилых помещений инвалидам» обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и является, исходя из системного анализа положений федерального законодательства, расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В исковом заявлении ФИО1 просит признать за ней право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения, возложить обязанность на ответчиков обеспечить вне очереди жилым помещением, площадью не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в <адрес>.
В возражениях на исковое заявление представитель министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> по доверенности ФИО3 просит в удовлетворении исковых требований к <адрес>, министерству социального развития, опеки и попечительства <адрес> отказать в полном объеме, иск удовлетворить к Бирюсинскому муниципальному образованию «Бирюсинское городское поселение» по следующим основаниям. В соответствии со статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2. Федерального закона № 181-ФЗ.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 28.2. Федерального закона № 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
Форму предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем и порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и имеющим право на обеспечение жильем в соответствии с федеральным законодательством определяет <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № б-оз «Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в <адрес>».
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов Государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании этого органами местного самоуправления <адрес>, в чьем ведении находятся вопросы постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилье, в министерство переданы списки граждан, состоявших в очереди на улучшение жилищных условий.
На основании переданных списков министерством сформирован единый областной список по дате постановки на учет заявителей с учетом права на внеочередное (инвалиды войны I группы) и первоочередное (отдельные категории ветеранов, а также члены их семей, инвалиды I и II групп, семьи, имеющие детей-инвалидов) предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
В 2006 году единые областные списки граждан направлены в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В списках данной категории граждан, переданных администрациями муниципальных образований <адрес> в 2006 году, персональные данные ФИО1 не значатся, поскольку она не была поставлена на учет в качестве нуждающейся до ДД.ММ.ГГГГ в органах местного самоуправления по месту жительства.
Следовательно, у министерства отсутствуют правовые основания для предоставления министерством ФИО1 социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Из содержания уточненного искового заявления неясно, в связи с чем, <адрес>, министерство должны предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма, при том, что согласно статье 17 Федерального закона №181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а ФИО1 встала на учет в 2014 году.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Из указанного выше общего правила предусмотрены исключения - вне очереди жилые помещения предоставляются по договорам социального найма категориям граждан, указанным в части 2 статьи 57 ЖК РФ, в том числе гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.
Законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
Необходимо отметить, что в уточненном исковом заявлении указано, что ПлаксинаО.Н. поставлена на регистрационный учет в органах местного самоуправления на основании Решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заявления.
В отзыве на исковое заявление представитель <адрес> по доверенности ФИО4 просит отказать в удовлетворении исковых требований, как заявленных к ненадлежащему ответчику.
В судебном заседании истец ФИО1, представители истца ФИО5, адвокат ФИО6, исковые требования поддержали по доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» по доверенности ФИО7 в судебном заседании просила учесть, что в Бирюсинском городском поселении отсутствуют жилые помещения, которые возможно представить. Ранее истцу предлагалось неблагоустроенное жилое помещение от которого она отказалась. Финансирование на решение данных вопросов отсутствует.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, обозначен федеральным законодательством.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 3 указанной статьи инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии с п. 2 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь", психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения, являются заболеваниями, дающими инвалидам, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты, страдающими ими.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" указан код F00-F99 - хронический и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Как установлено материалами гражданского дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана инвалидом с детства с третьей группы с ДД.ММ.ГГГГ, инвалидом с детства второй группы с ДД.ММ.ГГГГ, получает пенсию по инвалидности.
Согласно справке врачебно-консультационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является инвалидом детства с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Диагноз F70.1
Из протокола № заседания жилищной комиссии при администрации Бирюсинского городского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам рассмотрения заявления ФИО1 с просьбой признать ее нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лица, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, принято решение поставить ФИО1 на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания. Основанием постановки на учет явилась справка врачебно-консультационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ с указанием диагноза F70.1.
О принятом решении жилищной комиссии ФИО1 за исходящим № от ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление за подписью главы администрации Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение».
Согласно справке врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 страдает заболеванием умственная отсталость умеренная с нарушением поведения с детства, является инвалидом II группы детства.
ОД ОМВД РФ по <адрес> в отношении ФИО1 возбуждено уголовное дело №. В рамках расследования уголовного дела на основании постановления дознавателя ОД ОМВД РФ по <адрес> проведена судебно-психиатрическая экспертиза.
Ка следует из заключения судебно-психиатрической экспертизы комиссии экспертов от ДД.ММ.ГГГГ №/и ФИО1 обнаруживает признаки хронического психического расстройства в форме параноидной шизофрении (F 20.0).
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО8 показал, что работает врачом психиатром в ОГБУЗ «<адрес> больница», ФИО1 знает по работе. ФИО1 является инвалидом детства, страдает хроническим психическим заболеванием. Диагноз может изменяться со временем, диагноз согласно заключения судебно-психиатрической экспертизы комиссии экспертов от ДД.ММ.ГГГГ №/и (F 20.0), по его мнению, является обоснованным.
Согласно сведений из единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним и ОГУП «ОЦТИ-Областное БТИ» Тайшетский центр технической инвентаризации ФИО1 собственником объектов недвижимого имущества не является, домовладения за ней не числятся, право приватизации жилищного фонда не использовано.
ФИО1 зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>2, в семьи из пяти человек. Квартира находится в общей долевой собственности ФИО5 и ФИО9
Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В силу ст. 71 ГПК РФ письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи либо иным позволяющим установить достоверность документа способом. К письменным доказательствам относятся приговоры и решения суда, иные судебные постановления, протоколы совершения процессуальных действий, протоколы судебных заседаний, приложения к протоколам совершения процессуальных действий (схемы, карты, планы, чертежи).
Таким образом, заключение экспертизы, проведенной в рамках уголовного дела, является письменным доказательством по гражданскому делу. В материалы дела представлена копия заключения, заверенная надлежащим образом.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективом и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая представленные сторонами доказательства, суд находит установленным, что ФИО1 является лицом, страдающим хроническим заболеванием, подходит под действие постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", истец встал на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ, а именно ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеет право на внеочередное получение от органа местного самоуправления по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П, определения от ДД.ММ.ГГГГ N 17-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 376-О-П).
Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 551-О-О "По жалобе гражданина ФИО10 на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В отношении категории лиц, к которой относится ФИО1, вышеуказанное специальное регулирование отсутствует, в связи с чем, жилое помещение ей должно быть предоставлено органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
В статье 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения содержатся в статьях 14 и 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Таким образом, исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению к Бирюсинскому муниципальному образованию «Бирюсинское городское поселение», в удовлетворении исковых требований к <адрес>, Министерству социального развития опеки и попечительства <адрес> суд полагает необходимым отказать.
Доводы представителя Бирюсинского муниципального образования «»Бирюсинское городское поселение» об отсутствии свободного жилья, отсутствии финансирования муниципального образования для реализации соответствующих положений закона, отклоняются судом, поскольку вышеприведенными положениями законов обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам указанной категории, не ставится в зависимость от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, и отсутствие либо недостаточность финансирования в данном случае не должны являться основанием для неосуществления органом местного самоуправления возложенных на него государственных полномочий.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать за ФИО1 право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения, обязать Бирюсинское муниципальное образование «Бирюсинское городское поселение» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить ФИО1 вне очереди жилым помещением, площадью не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в <адрес>.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к <адрес>, Министерству социального развития опеки и попечительства <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи жалобы через Тайшетский городской суд в течение месяца.
Судья: И.М. Абрамчик