дело № 2-168/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2014 года г. Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Федорчук Н.Б.,
при секретаре Бей О.Н.,
с участием представителя заявителя – заместителя прокурора Сковородинского района – Панаско К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сковородинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей Джалиндинского сельсовета Сковородинского района о признании бездействия администрации Джалиндинского сельсовета незаконным в части не проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и составления по ее результатам соответствующих заключений,
у с т а н о в и л :
Прокурор Сковородинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц – жителей Джалиндинского сельсовета Сковородинского района обратился с заявлением о признании бездействия администрации Джалиндинского сельсовета незаконным в части не проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и составления по ее результатам соответствующих заключений. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Сковородинского района проведена проверка соблюдения администрацией Джалиндинского сельсовета Сковородинского района требований законодательства о противодействии коррупции. Согласно ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из самостоятельных мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Целью такой экспертизы является выявление коррупциогенных факторов и их последующее устранение в правовых актах и их проектах. Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов проводится органами местного самоуправления и их должностными лицами в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления и согласно методике, определенной Правительством РФ. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах коруппциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры. Данное направление противодействия коррупции должно реализовываться всеми без исключения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, представителями общественности и отдельными гражданами. Во исполнение указанного законодательства, главой Джалиндинского сельсовета утверждено постановление от 19.05.2010 года № «Об утверждении Порядка организации и проведения антикоррупционной экспертизы НПА муниципального образования Джалиндинского сельсовета и их проектов», в п. 3.1 которого указано, что антикоррупционная экспертиза при разработке проектов нормативных правовых актов, действующих нормативных правовых актов осуществляется в форме анализа на коррупциогенность положений проекта нормативного правового акта, нормативного правового акта. При этом результаты анализа на коррупциогенность положений проекта нормативного правового акта оформляется в виде заключения об отсутствии или о наличии коррупциогенных норм в проекте нормативного правового акта, нормативном правовом акте. Заключение должно содержать выявленные положения нормативного правого акта или проекта, создающие условия для появления коррупции с указанием раздела, главы, статьи, части, пункта, подпункта, абзаца и соответствующих коррупциогенных факторов. Вместе с тем, постановление главы Джалиндинского сельсовета № от 19.05.2010 года не исполняется. Так, в нарушение администрацией Джалиндинского сельсовета с 30.09.2013 года не проводится антикоррупционая экспертиза постановлений и распоряжений главы Джалиндинского сельсовета (их проектов), имеющих нормативную составляющую, письменные заключения о результатах экспертизы не готовятся и к проектам не прикладываются. На указанные нарушения норм закона прокуратурой района указывалось ранее, принимались меры прокурорского реагирования. Однако, при проверке 28.02.2014 года установлено, что меры по проведению администрацией сельсовета антикоррупционной экспертизы с октября 2013 года фактически не принимались и антикоррупционная экспертиза не проводится. Не проведение администрацией Джалиндинского сельсовета экспертизы нормативных правовых актов и их проектов способствует принятию нормативных правовых актов с коррупциогенными факторами, чем создаются условия для принятия коррупционных решений и совершения коррупционных действий субъектами правоприменения. Просит признать бездействие администрации Джалиндинского сельсовета Сковородинского района незаконным в части не проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и составления по результатам соответствующих заключений и обязать администрацию Джалиндинского сельсовета устранить допущенные нарушения норм федерального законодательства путем организации и проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и составления по их результатам соответствующих заключений.
В судебном заседании заместитель прокурора Сковородинского района ФИО2 заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.
Заинтересованное лицо – глава Джалиндинского сельсовета в судебное заседание не явилась, согласно телефонограммы просила рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие, заявленные требования признает. Суд, выслушав мнение заместителя прокурора Сковородинского района, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определил, рассмотреть гражданское дело в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и просившего о рассмотрении дела в их отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах заявленных прокурором требований.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
При этом в силу ч. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что 28 февраля 2013 года прокуратурой Сковородинского района проведена проверка соблюдения администрацией Джалиндинского сельсовета Сковородинского района требований законодательства о противодействии коррупции. В ходе которой установлено, что во исполнение ч. 1 ст. 3 ФЗ от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» постановлением главы от 16.07.2010 года № принят Порядок организации и проведения антикоррупционной экспертизы НПА муниципального образования Джалиндинского сельсовета и их проектов, однако, антикоррупционная экспертиза проектов и принятых нормативных правовых актов администрацией Солнечного сельсовета не проводилась и не проводится.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. 4 Закона Амурской области от 08.04.2009 года № 191-ОЗ «О мерах по противодействию коррупции в Амурской области» одной из самостоятельных мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Целью такой экспертизы является выявление коррупциогенных факторов и их последующее устранение в правовых актах и их проектах.
Ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» предусматривает, что антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов проводится органами местного самоуправления и их должностными лицами в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления и согласно методике, определенной Правительством РФ. Органы, организации, их должностные лица проводят антикорруционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актах (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Органы, организации и их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коруппциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры (ч.4 и 5 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ).
Также судом установлено, что главой Джалиндинского сельсовета утверждено постановление от 19.05.2010 года № «Об утверждении Порядка организации и проведения антикоррупционной экспертизы НПА муниципального образования Джалиндинского сельсовета и их проектов».
П. 3.1. Порядка организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов муниципального образования Джалиндинского сельсовета предусмотрено, что антикоррупционная экспертиза при разработке проектов нормативных правовых актов, действующих нормативных правовых актов осуществляется в форме анализа на коррупциогенность положений проекта нормативного правового акта, нормативного правового акта. Результаты анализа на коррупциогенность положений проекта нормативного правового акта оформляются в виде заключения об отсутствии или о наличии коррупциогенных норм в проекте нормативного правового акта, нормативном правовом акте. Заключение должно содержать выявленные положения нормативного правого акта или проекта, создающие условия для появления коррупции с указанием раздела, главы, статьи, части, пункта, подпункта, абзаца и соответствующих коррупциогенных факторов.
Из объяснения ведущего специалиста Джалиндинского сельсовета ФИО3 следует, что заключения антикоррупционной экспертизы проектов НПА и НПА администрацией Джалиндинского сельсовета не проводится в связи с большой загруженностью ее как специалиста, с января проверка антикоррупционной экспертизы будет проводится в срок.
Также установлено, что главе Джалиндинского сельсовета ФИО4 было внесено представление по устранению нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции, причин и условий им способствующих.
Из ответа от 02.04.2012 года на указанное представление следует, что в 2011 году экспертиза НПА не проводилась. За период с января по март 2012 года проведено две экспертизы. В дальнейшем данные мероприятия будут проводить своевременно. Вынесено дисциплинарное взыскание ведущему специалисту ФИО3 – замечание, что подтверждается также распоряжением администрации Джалиндинского сельсовета № 8/1-к от 02.04.2012 года.
Поскольку, судом установлено, что администрацией Джалиндинского сельсовета не проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, не даются заключения по результатам указанной экспертизы, то суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора Сковородинского района о признании незаконным бездействия администрации Джалиндинского сельсовета в части не проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и составления по ее результатам соответствующих заключений подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, в силу п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
В судебном заседании прокурор Сковородинского района просит обязать администрацию Джалиндинского сельсовета устранить допущенные нарушения норм федерального законодательства путем организации и проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и составления по их результатам соответствующих заключений, однако, срок не указывает.
Суд, приходит к выводу об установлении срока для устранения нарушений - 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок является разумным и достаточным для устранения допущенных администрацией Солнечного сельсовета нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявленные требования прокурора Сковородинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей Джалиндинского сельсовета Сковородинского района о признании бездействия администрации Джалиндинского сельсовета незаконным в части не проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и составления по ее результатам соответствующих заключений - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Джалиндинского сельсовета Сковородинского района в части не проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и составления по результатам соответствующих заключений.
Обязать администрацию Джалиндинского сельсовета устранить допущенные нарушения норм федерального законодательства путем организации и проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и составления по их результатам соответствующих заключений в течении месяца после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течении месяца со дня принятия решения.
Председательствующий Н.Б. Федорчук