Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-70/2012 (2-1401/2011;) ~ М-1538/2011 от 22.12.2011

Дело № 2-70 Мотивированное решение изготовлено 17.02.2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кандалакша 15 февраля 2012 года

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Лебедевой И.В.,

при секретаре Терешковой О.А.,

с участием:

истца Ивановой Г.Н.,

представителей ответчика Гарусова А.В., Ждановой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда гражданское дело по иску Ивановой Галины Николаевны к ТСЖ «Северный Квартал» о признании незаконным перерасчета за воду,

установил:

Иванова Г.Н. обратилась в суд с иском к ТСЖ «Северный Квартал» о признании незаконным перерасчета за воду. В обоснование заявленных требований указала, что проживает в квартире по адресу: <адрес>. В квартире установлены водосчетчики, по показаниям которых она оплачивает предоставленные коммунальные услуги. В феврале 2011 г. Арбитражным судом Мурманской области удовлетворено исковое заявление ГОУП «Кандалакшаводоканал» к ТСЖ «Северный квартал» о взыскании задолженности за потребленный коммунальный ресурс и оказанные услуги по нормативам потребления, после чего ответчик дополнительной строкой в квитанции «перерасчет» произвело доначисление за водоотведение и водоснабжение за 2010 год. Сумма доначислений складывается из норматива потребления из расчета количества проживающих в квартире и распределена в квитанциях на уплату на период с июня по ноябрь 2011 г. Просит признать указанный перерасчет незаконным.

В судебном заседании Иванова Г.Н. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчика Гарусов А.В., Жданова А.С. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в мнении и дополнительных возражениях на иск.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению на основании следующего.

В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Статьей 291 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют товарищества собственников квартир (жилья).

Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с законом о товариществах собственников жилья.

В части 1 статьи 135 ЖК РФ указано, что товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества (статья 144 ЖК РФ).

Судом установлено, что согласно протоколу общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования многоквартирных домов, в том числе <адрес>, создано товарищество собственников жилья путем объединения собственников жилых помещений многоквартирных домов (в том числе <адрес>); утвержден Устав товарищества собственников жилья «Северный квартал».

Пунктом 1.2.8 Устава ТСЖ «Северный квартал» собственники жилых и нежилых помещений <адрес> объединены в указанное ТСЖ.

ТСЖ «Северный квартал» включен в единый государственный реестр юридических лиц (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии от 22.12.2008 г.), поставлен на учет в налоговом органе (свидетельство серии от 22.12.2008 г.).

Таким образом, собственниками помещений в многоквартирном <адрес> выбран способ управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья.

Судом также установлены следующие обстоятельства.

Согласно справке формы 9 в квартире по адресу: <адрес>, зарегистрированы постоянно Иванова Г.Н., истец, и ФИО, сын истицы.

Иванова Г.Н. является собственником ? доли в праве собственности на <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права от 29.12.2008 г.).

ФИО является собственником ? доли в праве собственности на <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права от 29.12.2008 г.).

В <адрес> установлены индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды. Ответчик не оспаривает, что в 2010 году у истца были установлены индивидуальные приборы учета воды (далее – ИПУ).

В соответствии с квитанциями на оплату за жилье и коммунальные услуги за период с июня 2011 года по ноябрь 2011 года истцу выставляется сумма перерасчета по строке водоотведение (канализация) по счетчику – 341 руб. 44 коп., по строке водоснабжение (ХВС+ГВС по счетчику) – 332 руб. 91 коп., всего – 674 руб. 35 коп.

Исходя из представленного ответчиком расчета корректировки начислений за водоотведение и водоснабжение за 2010 г. по решению арбитражного суда, усматривается, что истцу за 2010 год начислена разница между начислениями за водоотведение и водоснабжение по ИПУ и начислениями за водоотведение и водоснабжение по нормативам потребления, исходя из количества проживающих в квартире. Ежемесячная сумма корректировки за 2010 год за водоотведение – 341 руб. 44 коп., за водоснабжение – 332 руб. 91 коп.

Согласно пункту 7.5.5 Устава ТСЖ «Северный квартал» товарищество обязано на основании положений законодательства РФ, соответствующих решений общего собрания собственников помещений в МКД, общего собрания членов товарищества обеспечивать сбор обязательных платежей, включая взносы членов товарищества, а также обеспечивать сбор платежей для оплаты потребленных коммунальных ресурсов.

Ответчиком не оспаривалось, что в 2010 году в <адрес> коллективный (общедомовой) прибор учета воды установлен не был; решения общего собрания либо правления товарищества собственников жилья о производстве перерасчета за потребленный в 2010 году коммунальный ресурс не было, протокол не оформлялся, доначисление размера платы за коммунальные услуги за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. произведено на основании санкции председателя правления товарищества собственников жилья.

Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Частями 5, 6 статьи 155 ЖК РФ установлено, что члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.

Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Частью 6.2 указанной статьи предусмотрено, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Пунктом 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

Пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлен порядок определения платы за коммунальные услуги в жилом помещении при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета.

Анализируя установленные по делу обстоятельства в совокупности и по отдельности, применяя перечисленные нормы права, суд приходит к выводу о том, что при отсутствии решения органов управления товарищества собственников жилья о доначислении сумм за предоставленные коммунальные услуги, порядок расчета платы за коммунальные услуги дифференцируется от вариантов установки в многоквартирном доме приборов учета. При наличии индивидуального прибора учета и отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета расчет производится по пункту 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Довод ответчика о том, что действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов, не принимается судом по следующим основаниям. Истец не является абонентом организации водопроводно-канализационного хозяйства, доказательств наличия заключенного между ГОУП «Кандалакшаводоканал» и Ивановой Г.Н. договора на водоснабжение и водоотведение не имеется. Напротив, как следует из материалов дела и объяснений представителей ответчика договор с организацией водопроводно-канализационного хозяйства заключен товариществом собственников жилья. Таким образом указанные способы учета фактического потребления воды и сброса сточных вод распространяются на отношения между ГОУП «Кандалакшаводоканал» и ТСЖ «Северный квартал». Данное обстоятельство подтверждается решением Арбитражного суда Мурманской области, указанным в нем нормам права.

Ссылка ответчика, что определение размера платы за коммунальные услуги в отсутствие общедомового прибора учета возможно только в порядке пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, также не принимается судом.

Подпунктом «б» пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Таким образом, указанная норма регулирует определение размера платы при наличии следующего условия: при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета. Поскольку в квартире истца установлен индивидуальный прибор учета, действие данной нормы в данном случае не подлежит применению.

Не принимается судом и ссылка ответчика на то, что оплата поставленных ресурсов только по показаниям ИПУ законом не предусмотрена, так как собственник обязан нести бремя содержания общего имущества многоквартирного дома, поскольку как следует из представленного ответчиком расчета оспариваемой суммы истцу доначислены суммы за водоснабжение и водоотведение, исходя из норматива потребления, при этом суммы за содержание общего имущества в расчете отсутствуют, а также не являются предметом рассмотрения в данном споре.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что ежемесячное начисление истцу платежей за коммунальные услуги – водоснабжение и водоотведение по нормативам потребления за период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года, предъявленное к оплате в квитанциях в период с июня 2011 года по ноябрь 2011 года, является незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить, признать незаконным начисление товариществом собственников жилья «Северный Квартал» Ивановой Галине Николаевне ежемесячных платежей за коммунальные услуги – водоснабжение и водоотведение по нормативам потребления за период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года незаконным.

Взыскать с товарищества собственников жилья «Северный Квартал» в пользу Ивановой Галины Николаевны расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей апелляционной жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.В.Лебедева

2-70/2012 (2-1401/2011;) ~ М-1538/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Иванова Галина Николаевна
Ответчики
Товарищество собственников жилья " Северный Квартал"
Суд
Кандалакшский районный суд Мурманской области
Судья
Лебедева И.В.
Дело на странице суда
kan--mrm.sudrf.ru
22.12.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.12.2011Передача материалов судье
26.12.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.12.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2012Подготовка дела (собеседование)
10.01.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2012Судебное заседание
15.02.2012Судебное заседание
22.02.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2012Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее