Дело № 2-105/2021
24RS0051-01-2021-000239-39
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Тасеево 24 мая 2021 года
Тасеевский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи ЗАРЕЧНОЙ В.В.,
при секретаре КУПЦОВОЙ А.А.,
с участием старшего помощника прокурора Тасеевского района КОРШУНОВОЙ О.А.,
представителя ответчика – администрации Тасеевского района БЕЛОУСОВОЙ И.С., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тасеевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тасеевского района об обязании создать места накопления твердых коммунальных отходов, сформировать реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тасеевского района обратился в Тасеевский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тасеевского района об обязании создать места накопления твердых коммунальных отходов, сформировать реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Свои исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой Тасеевского района проведена проверка исполнения администрацией Тасеевского района природоохранного законодательства при реализации полномочий по созданию на территории Т мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также ведению реестра в ходе, которой выявлены нарушения. Так, на территории Т площадки временного накопления твердых коммунальных отходов не созданы; земельные участки, на которых размещены и эксплуатируются контейнеры, твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за приделы контейнерной площадки, не имеют. До настоящего времени схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не определена, ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не осуществляется. Просит обязать администрацию Тасеевского района Красноярского края создать на территории Т места накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3; сформировать реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением Тасеевского районного суда от 21 апреля 2021 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Рециклинговая компания».
В судебном заседании старший помощник прокурора Коршунова О.А. заявленные исковые требования уточнила в части срока исполнения обязанностей, а именно просит обязать администрацию Тасеевского района Красноярского края создать на территории Т места накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу; сформировать реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Заявленные с учетом уточнений исковые требования поддержала в полном объеме по фактическим и правовым основаниям, указанным в исковом заявлении и в заявлении об изменении исковых требований.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Тасеевского сельсовета Белоусова Е.С., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями согласна в части, по фактическим и правовым основаниям, указанным в возражении на исковое заявление.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – ООО «Рициклинговая Компания», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, о причине неявки не уведомил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. Учитывая указанные обстоятельства, а также принимая во внимание согласие сторон на рассмотрение дела в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия ООО «Рициклинговая Компания».
Выслушав стороны, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу положений ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с учетом п. «л» п. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15 октября 2015 года № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» и Закона Красноярского края от 11 февраля 2021 года № 11-4736 «О приостановлении действия подпункта «л» пункта 1 статьи 1 Закона края «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», закреплен вопрос местного значения: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Аналогичный вопрос местного значение включен в п. 13 ст. 7 главы 1 Устава Тасеевского района Красноярского края.
В соответствии со ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра регламентируются Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039, и определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункты 1, 2 Правил).
В соответствии с пунктом 3 Правил, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу п. 4 Правил расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Пунктами 11, 12, 15 Правил предусмотрено, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. В соответствии с пунктом 5 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» реестр включает в себя следующие разделы: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Во исполнение статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, которые устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходах, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий».
В силу ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1 СанПиН 2.1.3684-21 настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В судебном заседании установлено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Т (ч. 2 ст. 2 гл. 1 Устава Тасеевского района).
В соответствии с ч. 1 ст. 44 главы 6 Устава Тасеевского района администрация Тасеевского района является исполнительно-распорядительным органом сельского самоуправления.
Таким образом, из совокупного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания на территории Т мест накопления твердых коммунальных отходов и формирования реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления и применительно к рассматриваемому спору - к компетенции администрации Тасеевского района.
25 января 2021 года постановлением Т № «Об утверждении Генеральной схемы санитарной очистки территорий населенных пунктов Т» утверждена Генеральная схема санитарной очистки территорий населенных пунктов Т, утвержденная главой Тасеевского района 23 декабря 2020 года, согласованная с О 23 декабря 2020 года, которая предусматривает на территории Т контейнерный сбор твердых коммунальных отходов.
В судебном заседании установлено, что на территории Т на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, находятся места (площадки) накопления отходов потребления на территории Т, которые не имеют твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространение отходов за приделы контейнерной площадки, что подтверждается актом осмотра от 12 апреля 2021 года, составленным старшим помощником прокурора Тасеевского района Коршуновой О.А., актом о результатах проверки от 14 апреля 2021 года, составленным старшим помощником прокурора Тасеевского района Коршуновой О.А., и не отрицаются представителем ответчика администрации Тасеевского района, признавшим исковые требования в данной части.
Кроем того, в судебном заседании установлено, что ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не осуществляется, что подтверждается актом о результатах проверки от 14 апреля 2021 года, составленным старшим помощником прокурора Тасеевского района Коршуновой О.А., и не отрицаются представителем ответчика администрации Тасеевского района, признавшим исковые требования в данной части.
Таким образом, суд считает, что бездействием ответчика администрации Тасеевского района нарушаются интересы неопределенного круга лиц, поскольку указанная ситуация создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории муниципального образования Т на благоприятную окружающую среду, её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. При таком положении, принимая во внимание, что на момент рассмотрения гражданского дела сведений об устранении нарушений не представлено, суд находит обоснованными и требования прокурора возложить на администрацию Тасеевского района указанные в исковом заявлении обязанности, установив для их исполнения срок, необходимый и достаточный для устранения нарушений, в связи с чем полагает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Довод представителя ответчика и о том, что администрация Тасеевского района не обладает необходимыми для исполнения вышеуказанных обязанностей финансовыми средствами, суд находит несостоятельным, поскольку отсутствие надлежащего финансирования не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Тасеевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тасеевского района об обязании создать места накопления твердых коммунальных отходов, сформировать реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов - удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию Тасеевского района Красноярского края создать на территории Т места накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Тасеевского района Красноярского края сформировать реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тасеевский районный суд.
Председательствующий: В.В. Заречная
Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2021 года.