Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-155/2020 ~ М-132/2020 от 07.07.2020

Дело № 2-155/2020

24RS0009-01-2020-000169-34

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Революции улица, д.11

С.Большой Улуй, Красноярский край 7 октября 2020 года

Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Бардышевой Е.И.,

при секретаре Доброхотовой С.Н.,

с участием истца Руденова М.В., его представителя Вербило А.И., действующего на основании устного заявления,

представителя ответчику КГКУ «УСЗН» Муту Н.Н., действующей на основании доверенности от 1 января 2020 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Руденов М.В. к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения», Территориальному отделу Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» о признании незаконным действия по перерасчёту жилищной субсидии согласно протоколу от 24 марта 2020 года

УСТАНОВИЛ:

Истец Руденов М.В. обратился в суд с иском с учётом его уточнения к ответчикам Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» (далее КГКУ «УСЗН»), к Территориальному отделу Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» (далее ТО КГКУ «УСЗН») о признании незаконным действия по перерасчёту жилищной субсидии согласно протоколу от 24 марта 2020 года, отмене установленной жилищной субсидии, установленной на основании протокола от 24 марта 2020 года и оставлении ее в размере, установленном протоколом от 19 сентября 2019 года, на период с 01 сентября 2019 года по 29 февраля 2020 года. Требования мотивированы следующим. Протоколом ТО КГКУ «УСЗН» от 19.09.2019 года истцу установлена жилищная субсидия на период с 01.09.2019 года по 29.02.2020 года в размере 314 рублей 11 копеек. Протоколом ТО КГКУ «УСЗН» от 24.03.2020 года жилищную субсидию на тот же период ему установили в размере 80 рублей 56 копеек. Руденов М.В. совместно с супругой являются неработающими пенсионерами, проживают в собственном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, имеющем печное отопление и площадь <данные изъяты> кв.м. Среднедушевой доход его семьи в спорный период не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в указанный период на территории Красноярского края. С 05.11.2015 года Руденов М.В. имеет статус «Ветеран труда» и пользуется льготой в виде 50% оплаты коммунальных услуг, кроме того, является получателем субсидии, на него распространяются правовые гарантии социальной защиты ветеранов, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах, к числу которых относится и меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, которые применяются с учетом соответствующих Правил, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 года № 761. Указанными Правилами названы условия, при которых предоставление гражданину субсидии может быть приостановлено или прекращено. В Красноярском крае отношения по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе Ветеранам труда, регулируются Законом Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» от 17.12.2004 года № 13-2804, статьей 23 которого предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда возможен перерасчёт размера уже назначенной субсидии, к числу которых относятся: изменение состава семьи получателя субсидий; изменение постоянного места жительства получателя субсидий, временное выбытие членов семьи получателя субсидий; изменение доходов получателя субсидий и (или) членов его семьи. Пунктом 98 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г.№ 761, утверждённых Приказом Минстроя России № 1037 и приказом Минтруда России № 857 от 30.12.2016, при изменении доходов семьи (уменьшении или увеличении), предоставлении права или отказе в праве на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде скидки, изменении размера предоставляемой скидки и иных обстоятельств в связи с наступлением событий, не предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 60 Правил, размер ранее предоставленной субсидии рекомендуется не пересчитывать. В силу пунктов 27(2) и 49 Правил в случае, если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возврат средств в размере превышения производится в добровольном или судебном порядке, либо необоснованно полученные денежные средства засчитываются в счёт будущей субсидии при наличии права на неё. В соответствии с указанными Законом Красноярского края, Методических рекомендаций и Правил субсидия пересчитана быть не может. Несмотря на это предоставленная истцу субсидия ответчиком ТО КГКУ «УСЗН» пересчитана. Истец просит признать незаконным действия КГКУ «УСЗН» по перерасчёту установленной Руденову М.В. жилищной субсидии согласно протоколу от 24.03.2020 года на 01.09.2019 года в сумме 80 рублей 56 копеек; просит отменить установленную жилищную субсидию, установленную на основании протокола от 24.03.2020 года в сумме 80 рублей 56 копеек и оставить её в размере 314 рублей 11 копеек, установленном согласно протоколу от 19.09.2019 года на период с 01.09.2019 года по 29.02.2020 года.

Определением Большеулуйского районного суда Красноярского края от 7 октября 2020 года в связи с отказом истца от иска в части прекращено производство по иску в части требований об отмене установленной жилищной субсидии, установленной на основании протокола от 24 марта 2020 года, и оставлении ее в размере, установленном протоколом от 19 сентября 2019 года, на период с 01 сентября 2019 года по 29 февраля 2020 года.

Представитель ответчика ТО КГКУ «УСЗН» о месте, дате и времени судебного разбирательства был уведомлён надлежащим образом, не явился, просил о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.

В силу ч.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел гражданское дело в отсутствие представителя ответчика ТО КГКУ «УСЗН».

В настоящем судебном заседании истец Руденов М.В. и его представитель Вербило А.И. иск в части оспаривания действия КГКУ «УСЗН» по перерасчёту субсидии поддержали, пояснили суду, что на основании протокола от 19.09.2019 года Руденов М.В. на период с 01.09.2019 года по 29.02.2020 года была назначена субсидия, предоставляемая на основании ст.11 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в сумме 314 рублей 11 копеек, с которой истец согласен. В указанные период никаких изменений в доходах семьи не произошло, равно как не произошло и других событий, с наступлением которых действующее законодательство предусматривает возможность перерасчёта ранее назначенной субсидии. Расходы истца на оплату жилищно-коммунальных услуг в разы превышают размеры субсидии, предоставляемой ему с учетом установленных нормативов потребления и тарифов, за исключением электроэнергии. Полагая, что действующим законодательством не предусмотрена возможность перерасчёта отдельно взятой коммунальной услуги в составе общей субсидии, полагая, что отсутствовали основания для перерасчёта назначенной в начале спорного периоды субсидии, истец и его представитель соответствующие действия ответчика, который после истечения субсидируемого периоды уменьшил размер субсидии в уже истекшем периоде, просят признать незаконными.

Представитель ответчика КГКУ «УСЗН» Муту Н.Н. относительно иска Руденова М.В. возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве, в котором они утверждают, что Руденов М.В. как Ветеран труда является получателем меры социальной поддержки на основании ст.2 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», а также на основании ст.11 указанного Закона. Субсидия Руденову М.В. предоставляются в строгом соответствии с положениями указанного Закона Красноярского края, с учетом Правил предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 года № 761, с учетом утверждённых совместным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.12.2016 года № 1037/857 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г.№ 761, в соответствии с действующими на территории Красноярского края нормативами и тарифами. Фактические расходы семьи Руденова М.В. на оплату жилищно-коммунальных услуг в период с 01.09.2019 года по 29.02.2020 года оказались меньше размере предоставленной ему на этот период субсидии, зачесть сумму переплаченной субсидии в счет будущей не представилось возможным ввиду отсутствия права на получение субсидии.

Кроме того, представитель ответчика Муту Н.Н. в судебном заседании подтвердила тот факт, что установленная истцу Руденову М.В. субсидия на период с 01.09.2019 года по 29.02.2020 года изначально была уменьшена на сумму переплаченной в предыдущем периоде субсидии на 367 рублей 54 копейки, что по истечении периода субсидии 24.03.2020 года после получения документов о фактически произведённых Руденовым М.В. расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, размер ранее рассчитанной субсидии был уменьшен, поскольку фактические расходы истца на оплату электроэнергию и за газ в баллонах оказался меньше, чем ему была назначена и выплачена субсидия. Никакого специального решения об уменьшении субсидии на очередной период за счет переплаты субсидии в предыдущем месяце учреждением не принимается, такое решение вытекает из протокола назначения субсидии, который составляется по окончании субсидируемого периода по результатам сравнения выплаченной субсидии с фактически произведёнными расходами.

Выслушав истца и его представителя, выслушав представителя ответчика КГКУ «УСЗН», исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.154 ЖК РФ Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Согласно п. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В силу ч.1 ст.157 ЖК РФразмер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).

Согласно ч.1 ст. 159 ЖК РФсубсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

В силу ч.4 ст.157 ЖК РФ субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленногочастью 1 статьи 155настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 7 ст. 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее «Правила»),

Приказом Минстроя России № 1037 и приказом Минтруда России № 857 от 30.12.2016 утверждены Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г.№ 761.

В силу п.20 Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты).

В силу п.21 Правил размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу п.27 Правил Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки.

Получатель субсидии не позднее 10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления субсидии представляет уполномоченному органу документы или их копии, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные ежемесячно в течение срока получения последней субсидии.

В силу п.27(1) Правил Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня представления получателем субсидии документов, указанных в пункте 27 настоящих Правил, производит сравнение размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателей субсидий.

В силу п.27(2) Правил в случае если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возврат средств в размере превышения производится в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил.

В силу п.49 Правил в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены и в Методических рекомендациях, утверждённых Приказом Минстроя России № 1037/пр, Минтруда России № 857 от 30.12.2016, согласно пункту 89 которых при превышении размера субсидии над фактическими расходами необоснованно полученные в качестве субсидии за предыдущий месяц средства рекомендуется засчитывать в счет субсидии за следующий месяц, а при отсутствии права на получение субсидии в следующем месяце эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет.

В Красноярском крае размеры региональных стандартов органами государственной власти края не установлены, а действует Закон Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (далее - Закон Красноярского края).

Согласно ст.2 Закона Красноярского края ветеранам труда, указанным в статье 7 Федерального закона "О ветеранах", достигшим возраста 60 и 55 лет (мужчинам и женщинам соответственно) или которым назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", предоставляются компенсации в следующих размерах: 50 процентов оплаты коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту «г» ст. 11 Закона Красноярского края собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома) имеют право на субсидии, предоставляемые с учетом их доходов.

Согласно п.2 ст. 12 Закона Красноярского края субсидии, предусмотренные статьей 11 настоящего Закона, предоставляются гражданам после предоставления компенсаций, указанных в статьях 2 - 8, 8.2, 9, 10.1, 10.3 настоящего Закона.

Согласно п.п.1, 3 ст.15 Закона Красноярского края N 13-2804 субсидии и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, предоставляются независимо от дохода граждан. Размер субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, определяется как разница между размером оплаты жилья и коммунальных услуг, начисленным заявителю, и размером собственных расходов, рассчитанным исходя из максимально допустимой доли собственных расходов в совокупном доходе семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина). Для семей, состоящих из пенсионеров, в которых размер среднедушевого дохода не превышает 1-го прожиточного минимума, доля собственных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не должна превышать 5 % от совокупного дохода семьи заявителя.

Согласно ч.1 ст.18 Закона Красноярского края определение размера субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, производится в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, с учетом части излишней площади жилья в размере не более 10 квадратных метров на семью заявителя и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст. 19 Закона Красноярского края заявителям (получателям субсидий), проживающим в домах, не подключенных к централизованной системе отопления и имеющих печное отопление, размер субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, на оплату приобретения и доставки твердого топлива (кроме угля) определяется в соответствии с расчетом отпуска твердого топлива населению в перерасчете на уголь в порядке, установленном Правительством края.

Согласно ст.22 Закона Красноярского края уполномоченная организация принимает решение о продлении срока предоставления субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, на очередной срок, указанный в пункте 6 статьи 14 настоящего Закона, семьям, состоящим из неработающих пенсионеров и (или) инвалидов, имеющих I или II группу инвалидности, а также инвалидам, признанным до 1 января 2010 года имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III, II степени, до очередного переосвидетельствования и (или) несовершеннолетних детей, одиноко проживающим неработающим пенсионерам или инвалидам, имеющих I или II группу инвалидности, а также инвалидам, признанным до 1 января 2010 года имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III, II степени, до очередного переосвидетельствования без истребования каких-либо документов.

В соответствии с Законом Красноярского края от 04.06.2019 года № 7-2828 «О внесении изменений в Законы края о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан» с 01.01.2020 года функции по обеспечению реализации полномочий в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан на территории Красноярского края исполняются Краевым государственным казённым учреждением «Управление социальной защиты населения».

В силу ч.1 ст.23 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» уполномоченная организация производит перерасчет размера субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, без истребования каких-либо документов с даты вступления в силу соответствующего нормативного правового акта в следующих случаях:

а) изменения цен и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг;

б) изменения условий и порядка предоставления субсидий;

в) изменения установленных в крае величин прожиточных минимумов социально-демографических групп, к которым относятся получатель субсидии и члены его семьи.

В силу ч.2 ст.23 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» уполномоченная организация производит перерасчет размера субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, при предъявлении получателем субсидий необходимых документов или получении от соответствующих органов (организаций) сведений о следующих событиях:

а) изменении постоянного места жительства членов семьи получателя субсидий;

б) изменении состава семьи получателя субсидий;

в) изменении основания проживания членов семьи получателя субсидий;

г) изменении гражданства членов семьи получателя субсидий;

д) изменении (уменьшении) доходов получателя субсидий и (или) членов его семьи.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В настоящем судебном заседании установлено, что истец Руденов М.В. с 2015 года является Ветераном труда, он и его супруга являются неработающими пенсионерами, вдвоем они проживают в принадлежащем им на праве собственности жилом доме, расположенном по адресу <адрес>, имеющем площадь 43,7 кв.м. и печное отопление, истец пользуется коммунальными услугами в виде электроснабжения, холодного водоснабжения из уличной водоразборной колонки, газоснабжением в баллонах без доставки. Среднедушевой доход семьи Руденов М.В. в период с 01.09.2019 года по 29.02.2020 года не превышал величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в указанный период на территории Красноярского края.

Истец Руденов М.В. пользуется льготой в виде 50 процентов оплаты коммунальных услуг в соответствии со статьей 2 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», он, кроме того является получателем субсидии на основании ст.11 указанного Закона Красноярского края, предоставляемой в зависимости от доходов плательщика услуг.

На период с 01.09.2019 года по 29.02.2020 года истцу в соответствии с протоколом от 19.09.2019 года была назначена жилищная субсидия в размере 314 рублей 11 копеек. По результатам сравнения размера предоставленной на указанный период субсидии с фактическими расходами семьи Руденова М.В. на оплату жилищно-коммунальных услуг в указанный период в соответствии с протоколом от 24.03.2020 года размер ранее назначенной субсидии был пересмотрен в сторону её уменьшения до 80 рублей 56 копеек.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.

Согласно пенсионному удостоверению , выданному Отделом Пенсионного фонда РФ (государственным учреждением) в Большеулуйском районе Красноярского края, Руденов М.В. является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ; согласно удостоверению серии , выданному ДД.ММ.ГГГГ министерством социальной политики Красноярского края, Руденов М.В. является Ветераном труда (л.д.45).

Согласно выписке из похозяйственной книги, выданной администрацией Большеулуйского сельсовета, Руденов М.В. проживает и состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>, проживает с супругой Руденовой Л.Г. Дом принадлежит на праве собственности Руденов М.В. , общая площадь <данные изъяты> кв.м., водоснабжение: колонка, отопление: печное; электроснабжение: центральное (л.д.48).

Из пояснений представителя ответчика Муту Н.Н., не оспариваемых истцом Руденовым М.В., следует, что перечисляемая Руденову М.В. в сентябре 2019 года субсидия, назначенная на период с 01.09.2019 года по 29.02.2020 года была уменьшена на сумму переплаты субсидии в предыдущем периоде в размере 367 рублей 54 копейки. На спорный период субсидия по ст.11 Закона Красноярского края была назначена Руденову М.В. по существующим нормативам потребления и тарифам на каждую из видов коммунальных услуг и она составила 314 рублей 11 копеек. Субсидия на дрова была перечислена истцу единовременно, субсидия на другие виды коммунальных услуг перечислялась равномерными ежемесячными платежами. По окончании субсидируемого периода ответчиком были запрошены в организациях платежные документы о фактически понесённых истцом расходах на коммунальные услуги и установлено, что расходы Руденова М.В. на оплату электроэнергии и газ в баллонах оказались ниже, чем ему была выплачена субсидия. С целью уменьшения размера субсидии в будущем периоде был составлен протокол от 24 марта 2020 года о размере причитающейся Руденову М.В. субсидии в спорном периоде, он составил 80 рублей 56 копеек. Никакого иного перерасчёта субсидии истцу не производилось.

Согласно протоколу назначения жилищной субсидии от 19.09.2019 года Руденову М.В. на период с 01.09.2019 года по 29.02.2020 года назначена ежемесячная субсидия в размере 314 рублей 11 копеек. При расчете субсидии учитывалось, что с учетом нормативов потребления и установленных тарифов на коммунальные услуги истец имеет право на субсидию в размере 1940 рублей 93 копейки, которая подлежит уменьшению на размер причитающихся истцу мер социальной поддержки как Ветерану труда в размере 487 рублей 03 копейки, на размер допустимых собственных расходов в сумме 1139 рублей 79 копеек (л.д.17).

Согласно протоколу назначения жилищной субсидии от 24.03.2020 года Руденову М.В. на период с 01.09.2019 года по 29.02.2020 года назначена ежемесячная субсидия в размере 80 рублей 56 копеек. При расчете субсидии учитывалось, что с учетом фактически понесённых расходов истец имеет право на субсидию в размере 1641 рубль 71 копейка, которая подлежит уменьшению на размер причитающихся истцу мер социальной поддержки как Ветерану труда в размере 421 рубль 36 копеек, на размер допустимых собственных расходов в сумме 1139 рублей 79 копеек (л.д.20).

Истец Руденов М.В. в настоящем судебном заседании не оспаривал примененных в расчётах ответчиком нормативов и тарифов, не оспаривал по существу размера назначенной ему по протоколу от 19.09.2019 года субсидии.

Из отзыва на иск следует, что фактические расходы по электроэнергии семьи Руденова М.В. в спорный период составили 2090 рублей, расходы на холодную воду из уличной водоразборной колонки составили 684 рубля 30 копеек (л.д.15).

Из информации начальника службы «Назаровомежрайгаз» от 20 марта 2020 года Руденовым М.В. в период с 01.09.2019 года по 29.02.2020 года было приобретено 2 газовых баллона по 10,5 кг. Каждый, по цене 407 рублей 30 копеек каждый (л.д.18)

Как следует из протокола от 19.09.2019 года, не оспариваемого ответчиком, проверенного судом и соответствующего требованиям действующего законодательства, размер предоставляемой Ветерану труда Руденову М.В. льготы и субсидии в зависимости от дохода исчислен в следующих размерах ежемесячно:

по электроэнергии по нормативу потребления 96 кВтч на 1 человека в месяц в размере 98 рублей 32 копейки (льгота) и 192 кВтч на 2 человека в месяц в размере 393 рубля 30 копеек (субсидия);

по газовым баллонам без доставки по нормативу потребления 3 кг. в месяц на человека на сумму 58 рублей 18 копеек (льгота) и по норме 6 кг. в месяц на человека в размере 232 рубля 74 копейки (субсидия);

по дровам (твердому топливу) 262 рубля 68 копеек (льгота) и 1043 рубля 56 копеек (субсидия);

по водоснабжению из уличной колонки по установленному тарифу 28 рублей 52 копейки (льгота) и 114 рублей 05 копеек (субсидия);

по обращению с твердыми коммунальными отходами 39 рублей 32 копейки в месяц (льгота) и 157 рублей 28 копеек (субсидия),

а всего 487 рублей 03 копейки (льгота) и 1940 рублей 93 копейки (субсидия) (л.д.17).

Как следует из представленных сведений о фактических расходах семьи Руденов М.В. на оплату коммунальных услуг, в спорный период, которые истцом не оспариваются, они составили

по электроэнергии (2090,00 : 6) 348 рублей 33 копейки в месяц;

по газовым баллонам (814,60 : 6) 135 рублей 77 копеек в месяц,

по дровам (твердому топливу) расходы определены без учета фактических по нормативу;

по водоснабжению из колонки (684,30: 6) 114 рублей 05 копеек;

расходы по обращению с твердыми коммунальными отходами истец не несет (отзыв на иск л.д.11-16, 18).

Как следует из протокола назначении жилищной субсидии от 24 марта 2020 года по состоянию на 1 сентября 2019 года истец имел право на получении субсидии с учетом фактических расходов в следующих размерах ежемесячно:

по электроэнергии 73 рубля 58 копеек (льгота) и 348 рублей 33 копейки (субсидия);

по газовым баллонам без доставки 60 рублей 38 копеек (льгота) и 135 рублей 77 копеек (субсидия);

по дровам (твердому топливу) 262 рубля 68 копеек (льгота) и 1043 рубля 56 копеек (субсидия);

по водоснабжению из уличной колонки 28 рублей 52 копейки (льгота) и 114 рублей 05 копеек (субсидия);

по обращению с твердыми коммунальными отходами расходы отсутствуют,

а всего 421 рубль 36 копеек (льгота) и 1641 рубль 71 копейка (оспариваемая истцом субсидия).

Субсидия уменьшена на сумму полагающейся Руденов М.В. льготы и допустимой доли его собственных расходов, в связи с чем размер субсидии составил (1641,71 – 421,36 – 1139,79) 80 рублей 56 копеек.

Вопреки доводам истца о том, что ему был произведён перерасчёт ранее назначенной субсидии, суд соглашается с доводами и действиями ответчика о том, что 24 марта 2020 года при составлении протокола о назначении жилищной субсидии имело место сравнение размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателей субсидий, предусмотренное ст.27 (1) Правил, что действующему законодательству не противоречит.

Довод истца о том, что нельзя сравнивать фактически понесённые расходы в отношении одного отдельно взятого вида коммунальной услуги, если в целом фактические расходы семьи превышают размер предоставленной субсидии, основан на ошибочном понимании норм материального права.

Предоставляемые из государственного бюджета денежные средства в виде субсидии предназначены для оказания финансовой помощи гражданам, доля расходов которых на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи превышает установленную субъектом Российской Федерации максимально допустимую величину, и подлежат использованию только в указанных целях. Бесспорно это предполагает и тот факт, что размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При этом расчет субсидии производится именно по каждому из видов коммунальной услуги в отдельности.

Понятие «фактические расходы» законодатель ограничивает региональными стандартами или нормативами потребления. Механизм расчета субсидий и в силу федерального законодательства, и в силу законодательства Красноярского края предполагает учет установленных законодателем региональных стандартов (нормативов потребления и норматива стоимости каждого вида жилищно-коммунальных услуг в Красноярском крае).Так, согласно п.20 Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты). Согласно п.21 Правил размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с требованиями законодательства, регламентирующего порядок предоставления субсидии, последние перечисляются гражданам до срока внесения указанной платы и представляют собой предварительное предоставление денежных средств, предназначенных для непосредственной оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. С учетом этого сравнение получаемой субсидии с фактическими расходами, понесенными в течение срока получения последней субсидии, должно производиться после предоставления указанной меры социальной поддержки на основании документов, подтверждающих эти расходы. В случае, если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, средства в размере превышения подлежат возврату.

Так, пунктом 27(1) Правил предусмотрено, что уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня представления получателем субсидии документов, указанных в пункте 27 настоящих Правил, производит сравнение размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателей субсидий. Пункт 49 Правил допускает возможность необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитывать в счет будущей субсидии при наличии права на неё. Лишь при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия, а при отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Установив путем сравнения, что предоставленная на период с 01.09.2019 года по 29.02.2020 года Руденову М.В. субсидия превысила фактические расходы его семьи в указанный период (количество электроэнергии и количество газа в баллонах потреблено меньше, чем предусмотрено нормативом, из которого произведён расчёт субсидии, а расходы по обращению твердых коммунальных отходов истец в указанный период не понёс вовсе), ОСЗН администрации Большеулуйского района обоснованно уменьшил сумму назначенной Руденову М.В. субсидии на спорный период, оформив это действие протоколом о назначении субсидии от 24.03.2020 года на 01.09.2019 года.

При этом вопреки доводам истца орган социальной защиты населения не производит перерасчёт субсидии по правилам ст.23 Закона Красноярского края, как полагает истец.

Вместе с тем, в ходе сравнения получаемой Руденовым М.В. субсидии с фактическими расходами, понесенными им в течение срока получения последней субсидии, при изменении в спорный период тарифов на твёрдое топливо, ответчиком в нарушение требований пункта «а» ч.1 ст.23 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» ответчиком не произведен перерасчет размера субсидий, указанной в статье 11 настоящего Закона.

Так, в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 27.11.2018 года № 692-П «Об утверждении предельных цен на твердое топливо, реализуемое гражданам, управляющим компаниям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье», для Большеулуйского района установлена предельная цена на вид дров «швырок всех групп пород» в размере 705 рублей 43 копейки.

В соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 24.12.2019 года № 742-П «Об утверждении предельных цен на твердое топливо, реализуемое гражданам, управляющим компаниям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье», для Большеулуйского района с 11 января 2020 года установлена предельная цена на вид дров «швырок всех групп пород» в размере 734 рубля 35 копеек.

При увеличении тарифов на твердое топливо перерасчёт субсидии, предусмотренной ст.11 Закона Красноярского края, производится уполномоченной организацией без истребования каких-либо документов.

Действия ответчика, выразившиеся в сравнении 24 марта 2020 года получаемой истцом субсидии с его фактическими расходами, понесенными им в течение срока получения субсидии с 01.09.2019 года по 29.02.2020 года, без учета изменения тарифов на твердое топливо являются незаконными.

Учитывая, что истцом оспариваются действия ответчика по перерасчёту субсидии, которая, фактически не произведена, но должна быть произведена, суд считает необходимым удовлетворить иск частично путем признания незаконными действий ответчика, выразившихся в сравнении с фактическими расходами установленной Руденову М.В. жилищной субсидии на период с 1 сентября 2019 года по 29 февраля 2020 года по протоколу от 23 марта 2020 года в части произведённого сравнения размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на жилищно-коммунальные услуги в указанный период без учета изменения с 11 января 2020 года предельных цен на твёрдое топливо. В остальной части иск Руденова М.В. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Иск Руденов М.В. удовлетворить частично к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения».

Признать незаконным действие Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по (пересчёту) сравнению с фактическими расходами установленной Руденов М.В. жилищной субсидии на период с 1 сентября 2019 года по 29 февраля 2020 года по протоколу от 24 марта 2020 года в части произведённого сравнения размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на жилищно-коммунальные услуги в указанный период без учета изменения с 1 января 2020 года предельных цен на твёрдое топливо.

В остальной части в удовлетворении иска Руденов М.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Большеулуйский районный суд.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено 11 октября 2020 года.

Судья:

2-155/2020 ~ М-132/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Руденов Михаил Васильевич
Ответчики
Территориальное отделение КГКУ "УСЗН" по Большеулуйскому району
Суд
Большеулуйский районный суд Красноярского края
Судья
Бардышева Елена Ивановна
Дело на странице суда
uluy--krk.sudrf.ru
07.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2020Передача материалов судье
10.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2020Подготовка дела (собеседование)
24.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2020Судебное заседание
04.09.2020Судебное заседание
07.09.2020Судебное заседание
23.09.2020Судебное заседание
07.10.2020Судебное заседание
11.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2021Дело оформлено
09.10.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее