РЕШЕНИЕ
ИФИО1
19 декабря 2023 года г. Самара
Куйбышевский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи – Чернякова Н.Н.,
при секретаре Кузьмине Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-2543/2023 по административному исковому заявлению Департамента образования администрации г.о.Самары к ведущему судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по <адрес> ФИО5, ГУ ФССП России по <адрес>, СОСП по <адрес>, ГМУ ФССП России об освобождении от уплаты исполнительного сбора,
УСТАНОВИЛ:
Департамент образования администрации г.о.Самары (далее Департамент) обратился в суд с административным иском, в обоснование указав, что судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУ ФССП России по <адрес> (далее - МОСП) ФИО5 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 рублей.
Заявитель указывает, что им своевременно предприняты меры к исполнению решения суда. Однако, в связи с недостаточным финансированием, исполнить решение суда в установленный срок было невозможно.
С учетом изложенного, административный истец просил освободить его от уплаты исполнительского сбора.
Определением суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены: Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов России (далее - ГМУ ФССП России), специализированное отделение судебных приставов по <адрес> ГМУ ФССП России (далее - СОСП по <адрес>), которые будучи извещенными о времени и месте, в судебное заседание не явились, уважительных причин неявки и ходатайств об отложении не заявили.
Административный истец, административные соответчики, заинтересованное лицо (прокуратура <адрес>), будучи извещенными о времени и месте, в судебное заседание не явились, уважительных причин неявки и ходатайств об отложении не заявили, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются, в частности, правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве).
В соответствии с частью 11 статьи 30 названного закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного закона.
Статьей 112 Закона об исполнительном производстве определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Должник вправе в порядке, установленном данным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).
Из материалов исполнительного производства следует, что <дата> ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых производств и розыску ФИО5 на основании вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда <адрес> по делу № вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении Департамента, предмет исполнения: «обеспечить нормативный уровень звука речевых оповещателей системы оповещения людей о пожаре в спальных помещениях групп; оборудовать вторые эвакуационные выходы из помещений групп № на 2 этаже здания; обеспечить использование для отделки стен и потолка помещения медицинского блока материалов с менее высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2; обеспечить применение отрезков труб, коробов, проемов или иных приспособлений, дающих возможность замены электропроводки, дополнительной прокладки новой проводки в местах прохода через стены и междуэтажные перекрытия электрических проводов и электрических кабелей системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре с поддержанием предела огнестойкости в местах прохода на уровне не менее предела огнестойкости стены; обеспечить прокладку проводов и кабелей при пожаре в строительных конструкциях, коробах или каналах из негорючих материалов; устранить нарушение норм пожарной безопасности, выражающееся в том, что на лестничных клетках размещены радиаторы отопления, которые выступают из плоскости стен и находятся на высоте менее 2,2 м. от поверхности площадок лестницы в течение 1 года со дня вступления судебного решения в законную силу».
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, <дата> судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере пятьдесят тысяч рублей.
Принятое постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора суд считает законным и обоснованным, так как оно вынесено надлежащим должностным лицом, в установленные законом сроки, при наличии законных оснований, выразившихся в неисполнении решения суда. Постановление о возбуждении исполнительного производства надлежащим образом вручено должнику, предоставлен срок для добровольного исполнения.
Суд не усматривает оснований для признания незаконным оспариваемого постановления, что само по себе не исключает возможность рассмотрения судом вопроса о снижении размера исполнительского сбора.
Проанализировав представленные доказательства, суд полагает возможным освободить административного истца от исполнительного сбора по следующим основаниям.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> №-П, исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости. При этом данная санкция, по ее смыслу в ФИО1 правовой системе, преследует штрафные цели, и, соответственно, ее размер, не увязываясь с расходами на принудительное исполнение, должен определяться исходя из обстоятельств конкретного дела, степени вины должника.
В пункте 78 того же постановления разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из изложенного следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличии или отсутствии оснований для возложения на него ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Устава городского округа <адрес> и Постановлением Администрации городского округа Самары от <дата> № «Об утверждении перечней муниципальных автономных и муниципальных бюджетных учреждений городского округа Самара в сфере образования, о внесении изменений в отдельные муниципальные правовые акты городского округа Самара и признании утратившими силу отдельных муниципальных правовых актов городского округа Самара» финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий и предоставления субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), для муниципальных автономных и муниципальных бюджетных учреждений городского округа Самара в сфере образования осуществляется Администрацией городского округа Самара в лице Департамента образования в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Департаменту образования на соответствующие цели на текущий финансовый год и плановый период 2024-2025 годов в соответствии с решением Думы городского округа Самара от <дата> № «О бюджете городского округа <адрес> на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».
Организация работ по устранению нарушения требований законодательства о пожарной безопасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Департаментом образования приняты меры по исполнению решения суда по делу, а именно: приказом от <дата> №-од «О внесении изменений субсидий» Департаментом образования образовательному учреждению МБДОУ «Детский сад №» г.о. Самара выделены денежные средства в размере 195 000, 00 рублей на оценку пожарных рисков, на разработку проекта АПС, на прочие работы. Приказом Департамента образования от <дата> №-од «О внесении изменений в объемы субсидий» образовательному учреждению выделены денежные средства в размере 60 000, 00 рублей на оценку пожарных рисков. На основании приказа от <дата> №-од «Об утверждении объемов субсидий» Департаментом образования образовательному учреждению выделены денежные средства в размере 549 919, 20 рублей на демонтаж сгораемой отделки на путях эвакуации и ее замену на несгораемую. Также приказом Департамента образования от <дата> №-од «О внесении изменений в объемы субсидий» образовательному учреждению выделены денежные средства в размере 2 977 931, 77 рублей на проведение противопожарных мероприятий, в том числе монтаж и ремонт автоматической пожарной сигнализации и оборудования по автоматической передаче сигнала о пожаре на пульт «01». <дата> образовательным учреждением МБДОУ «Детский сад №» г.о. Самара заключен договор № возмездного оказания услуг по выдаче заключения о независимой оценке пожарного риска и разработке технического отчета о расчете пожарного риска IIK233636700801263140№ с ООО «НПО «Пожэксперт- Самара». <дата> сторонами подписан акт оказанных услуг. Акт выполненных работ от <дата>. <дата> образовательным учреждением заключен Контракт №.028613 с Обществом с ограниченной ответственностью «ФОБОС-СБ» на разработку проектно-сметной документации на оснащение автоматической пожарной сигнализацией (АПС), системой оповещения управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) по адресу: <адрес>, в соответствии со сметой. МБДОУ «Детский сад №» г.о. Самара заключен Контракт № 2023.030867 с Индивидуальным предпринимателем ФИО4 на выполнение работ по демонтажу сгораемой отделки на путях эвакуации и ее замену на несгораемую в медицинском блоке образовательного учреждения в соответствии с локальным сметным расчетом (сметой) № ЛС-1026. Акт выполненных работ от <дата>.
С учетом изложенного, у Департамента отсутствует вина в неисполнении требований исполнительного документы в установленные сроки.
Суд не усматривает обстоятельств, свидетельствующих о том, что Департамент виновно не исполнил требование исполнительного документа, в связи с чем, заявление об освобождении от исполнительского сбора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Департамента образования администрации г.о.Самары к ведущему судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по <адрес> ФИО5, ГУ ФССП России по Самарской области, СОСП по Самарской области, ГМУ ФССП России об освобождении от уплаты исполнительного сбора, - удовлетворить.
Освободить Департамент образования администрации г.о.Самары от уплаты исполнительного сбора, взысканного в ходе исполнительного производства №-ИП постановлением от <дата>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Председательствующий Н.Н. Черняков
Мотивированное решение изготовлено 22.12.2023 года