Дело № 2-123/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вытегра 28 декабря 2018 года
Вытегорский районный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Скресанова Д.В.,
с участием истца Гришиной Г.Н. и ее представителя Титовой А.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика администрации сельского поселения "А" Знитиняка В.Я., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Виролайнен О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гришиной Г.Н. к администрации сельского поселения "А" о взыскании задолженности,
У С Т А Н О В И Л:
Гришина Г.Н. обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения "А" о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к пенсии ей, как бывшей главе сельского поселения "А". Свои требования истец обосновала тем, что в период 01.01.2006 по 19.10.2009 исполняла полномочия главы сельского поселения "М". В соответствии с Порядком обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы сельского поселения "М", утвержденным решением Совета сельского поселения "М" от 17.07.2009 №, ей была установлена ежемесячная доплата к пенсии в размере 55% от размера заработной платы на момент прекращения полномочий главы муниципального образования. В 2009 году сельское поселение "М" было реорганизовано путем присоединения к сельскому поселению "А". В связи с объединением и утратой сельским поселением "М" статуса муниципального образования, распоряжением администрации сельского поселения "А" от 29.01.2010 №рк «О доплате к пенсии» истцу была установлена ежемесячная доплата к пенсии в сумме 13845 рублей 70 копеек пожизненно, которая изначально выплачивалась с учетом удержания налога на доходы физических лиц. Решением Совета сельского поселения "А" от 25.10.2012 № утвержден Порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы вновь образованного сельского поселения "А" и преобразованных сельских поселений "А", "М", "Т", в которое решением Совета от 29.03.2013 № вносились изменения. Решением <данные изъяты> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, действия администрации сельского поселения "А" по удержанию налога на доходы физических лиц с ежемесячной доплаты к пенсии истца признаны незаконными. Однако ответчик доплату не выплачивает, в связи с чем с января 2016 года образовалась задолженность. Решением Совета сельского поселения "А" от 30.05.2017 № «О принятии Устава сельского поселения "А"», вступившего в силу с 29.07.2017, гарантия в виде доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности глав поселений, не установлена. На основании чего, решением Совета сельского поселения "А" от 14.11.2017 № признаны утратившими силу решения Совета сельского поселения "А" от 25.10.2012 №, от 29.03.2013 № о назначении истцу ежемесячной доплаты к пенсии. Просила взыскать с администрации сельского поселения "А" задолженность по выплате ежемесячной доплаты к пенсии за период с 01.01.2016 по 31.01.2018 в сумме 297530 рублей 50 копеек, а также судебные издержки по оплате госпошлины и оплате юридических услуг.
20.12.2018 истец Гришина Г.Н. увеличила исковые требования, с учетом частичного удовлетворения ответчиком исковых требований с момента обращения с настоящим иском на сумму 116056 рублей 72 копейки, просила взыскать с последнего задолженность по выплате ежемесячной доплаты к пенсии в сумме 319927 рублей 81 копейка, из которых: 276914 рублей – ежемесячная доплата к пенсии за период с 01.01.2016 по 01.09.2017, 6770 рублей 80 копеек – ежемесячная доплата пенсии за период с 01.09.2017 по 31.12.2017, 36243 рубля 01 копейка – ежемесячная доплата пенсии за период с 01.01.2018 по 01.12.2018, а также судебные издержки по оплате госпошлины и оплате юридических услуг.
В судебном заседании истец Гришина Г.Н. уменьшила исковые требования до суммы 222871 рубль 11 копеек, поскольку 20.12.2018 от ответчика в счет оплаты задолженности по выплате ежемесячной доплаты к пенсии ей поступило 97058 рублей 81 копейка. Остальные заявленные требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в иске. Также просила взыскать с ответчика в ее пользу судебные издержки по оплате госпошлины в сумме 6175 рублей и оплате юридических услуг в сумме 12000 рублей.
Представитель истца Титова А.В. в судебном заседании поддержала позицию своего доверителя Гришиной Г.Н.. Просила удовлетворить уточненные исковые требования.
Представитель ответчика администрации сельского поселения "А" Знитиняк В.Я. в судебном заседании уточненные исковые требования Гришиной Г.Н. не признал. В письменном отзыве на иск указал, что задолженность перед истцом за период с 01.01.2016. по 28.07.2017 в сумме 261728 рублей 39 копеек погашена в полном объеме, последнее перечисление денежных средств было ДД.ММ.ГГГГ в сумме 97058 рублей 81 копейка. Уставом вновь образованного сельского поселения "А", вступившим в силу с 29.07.2017, главам поселений доплата к пенсии не предусмотрена. Доплата к пенсии Гришиной Г.Н. установлена распоряжением администрации сельского поселения "А" от 29.01.2010 №рк «О доплате к пенсии», которое признано утратившим силу распоряжением администрации сельского поселения "А" от 29.12.2017 №Р «О признании утратившими силу некоторых распоряжений», которое никем не обжаловано, не опротестовано и на данный момент не действует. Таким образом, на данный момент муниципальный правовой акт, на основании которого возможна была выплата доплаты к пенсии истца, отсутствует. В связи с чем просят в удовлетворении уточнённых исковых требований Гришиной Г.Н. отказать в полном объеме. Кроме того, заявленную сумму по оплате юридических услуг считаю завышенной.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.5.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Во исполнение указанного федерального закона принят Закон Вологодской области от 26.12.2007 № 1728-ОЗ «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области», в силу п.1 ст.1 которого (в редакции, действующей до 01.06.2016) гарантиями осуществления полномочий глав муниципальных образований, предоставляемыми в соответствии с настоящим законом области, является установление в порядке и на условиях, определяемых настоящим законом области, доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности глав муниципальных образований области.
Пунктом 1 статьи 2 этого же закона Вологодской области (в редакции Закона Вологодской области от 28.05.2009 № 2019-ОЗ) предусматривалось, что право на установление доплаты к пенсии имеют лица, замещавшие должности глав муниципальных образований области в течение определенного уставом муниципального образования срока полномочий - со дня вступления в должность главы муниципального образования до дня вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования.
Согласно ч.1 ст.3 указанного закона Вологодской области доплата к пенсии устанавливается со дня обращения при условии прекращения полномочий главы муниципального образования и только после назначения пенсии по старости, либо по инвалидности (при наличии I или II группы инвалидности), либо за выслугу лет.
На основании Закона Вологодской области от 13.12.2012 № 2930-ОЗ статья 2 Закона Вологодской области «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» изложена в новой редакции, согласно п.1 ч.1 которой право на установление доплаты к пенсии имеют лица, замещавшие должности глав муниципальных образований области в течение двух и более сроков полномочий.
Как следует из материалов дела, Гришина Г.Н. в период с 1996 по 2004 год исполняла полномочия главы администрации "М" сельсовета, а в период с 2005 по 2009 год исполняла полномочия главы сельского поселения "М".
Законом Вологодской области от 09.04.2009 №2002-ОЗ «О преобразовании некоторых муниципальных образований Вытегорского муниципального района Вологодской области» сельские поселения "А", "М" и "Т" преобразованы путем объединения в сельское поселение "А", ставшее правопреемником преобразованных сельских поселений.
Решением Совета сельского поселения "М" от 17.07.2009 № утвержден Порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы сельского поселения "М".
Распоряжением администрации сельского поселения "А" от 29.01.2010 №рк «О доплате к пенсии» Гришиной Г.Н. была установлена ежемесячная доплата к пенсии в сумме 13845 рублей 70 копеек пожизненно.
Решением Совета сельского поселения "А" от 25.10.2012 № утвержден Порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы вновь образованного сельского поселения "А" и преобразованных сельских поселений "А", "М", "Т".
Решением Совета сельского поселения "А" от 29.03.2013 № внесены изменения в решение Совета сельского поселения "А" от 25.10.2012 №.
Указанными выше нормативными правовыми актами определен механизм обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы сельского поселения.
Законом Вологодской области от 28.04. 2016 № 3941-30 «О внесении изменений в закон области «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» и статью 1 закона области «О внесении изменений в закон области «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» правое регулирование изменено.
В частности, статьей 1 Закона Вологодской области «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» в качестве гарантий осуществления полномочий глав муниципальных образований, которые могут быть установлены уставом муниципального образования области, были предусмотрены доплата к пенсии лицам, замещавшим должности глав муниципальных образований области, а также ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск лицам, замещающим должности глав муниципальных образований области на постоянной основе.
Устав сельского поселения "А", являющегося правопреемником упраздненного сельского поселения "М", главой которого являлась истец Гришина Г.Н., принят решением Совета сельского поселения "А" от 30.05.2017 №, и не содержит положений о предоставлении лицам, замещавшим должность главы муниципального образования, такой гарантии, как доплата к пенсии.
На основании чего, решением Совета сельского поселения "А" от 14.11.2017 № «О признании утратившими силу некоторых решений Совета сельского поселения "А"» в числе прочих признаны утратившими силу акты об установлении истцу доплаты к пенсии: решения Совета сельского поселения "А" от 25.10.2012 №, от 29.03.2013 №. Кроме того, распоряжением администрации сельского поселения "А" от 29.12.2017 №Р признано утратившим силу распоряжение администрации сельского поселения "А" от 29.01.2010 №рк «О доплате к пенсии Гришиной Г.Н.».
Истцом Гришиной Г.Н. было обжаловано решение Совета сельского поселения "А" от 14.11.2017 № в части отмены актов, устанавливающих ей доплату к пенсии.
Решением <данные изъяты> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, оставленным в силе апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, требования административного искового заявления Гришиной Г.Н. и С.В.А. удовлетворены. Признано не действующим с момента принятия решение Совета сельского поселения "А" от 14.11.2017№ «О признании утратившими силу некоторых решений Совета сельского поселения "А"» в части признания утратившими силу: решения Совета сельского поселения "А" от 25.10.2012 №, решения Совета сельского поселения "А" от 29.03.2013 №.
Представитель ответчика Знитиняка В.Я. ссылается на то, что доплата к пенсии Гришиной Г.Н. была установлена распоряжением администрации сельского поселения "А" от 29.01.2010 №рк, которое признано утратившим силу распоряжением администрации сельского поселения "А" от 29.12.2017 №Р и которое никем не обжаловано, не опротестовано и на данный момент не действует.
Вместе с тем, суд находит доводы представителя ответчика несостоятельным, поскольку удовлетворяя административный иск, суд первой и апелляционной инстанции указал, что признание утратившими силу названных выше решений, касающихся доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность глав сельских поселений, при отсутствии иной регламентации порядка осуществления доплаты к пенсии приводит к произвольному отказу от установления механизма реализации гарантированного законодательством права на доплату к пенсии, что противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, придание обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями части 1 статьи 1, статей 2, 17, 18, 19 и 54, частей 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации (постановления от 24.10.1996 № 17-П, от 20.07.2011 № 20-П и от 22.04.2014 № 12-П).
Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что недопустимость придания обратной силы нормативному регулированию посредством толкования, ухудшающего положение лица в его отношениях с государством, обусловлена также требованием формальной определенности правовой нормы, которое предполагает, что участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официального статуса, а также приобретенных прав и обязанностей.
Таким образом, признание утратившим силу распоряжения администрации сельского поселения "А" от 29.12.2017 №Р «О признании утратившими силу некоторых распоряжений», не может являться основанием для отказа в иске, поскольку приводит к произвольному отказу от гарантированного законодательством права на доплату к пенсии, что противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, на основании изложенного, суд считает требование Гришиной Г.Н. о взыскании задолженности по выплате ежемесячной доплаты к пенсии за период с 29.07.2017 по 30.11.2018 законным и обоснованным.
Решая вопрос о размере подлежащей взысканию суммы долга по ежемесячной доплате к пенсии, суд учитывая, что ответчиком в добровольном порядке частично удовлетворены требования истца в сумме 261728 рублей 39 копеек, находит, что с ответчика подлежит взысканию 222871 рубль 11 копеек (ежемесячная доплата к пенсии 13845 рублей 70 копеек х 35 месяцев (с 01.01.2016 по 30.11.2018) – 261728 рублей 39 копеек (добровольное удовлетворение требований) = 222871 рубль 11 копеек).
В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из представленного договора об оказании юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения к договору на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, квитанций об оплате от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец Гришина Г.Н. отплатила ИП Титовой А.В. в счет оказания юридических услуг по подготовке документов для составления и подачи иска в суд, представительства интересов в суде по настоящему делу 12000 рублей. С учетом требований разумности и справедливости, категории рассматриваемого дела, количества судебных заседаний, реальной работы, проделанной представителем истца, возражений стороны ответчика, суд находит, что с ответчика подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя в сумме 5000 рублей.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6175 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ "░" ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 222871 ░░░░░ 11 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 6175 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 5 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 09 ░░░░░░ 2019 ░░░░.