Дело №2-713/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Зея, Амурской области 23 августа 2017 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующей судьи Куприяновой С.Н.,
при секретаре Козловой Е.Н.,
с участием помощника прокурора Беспахотных Е.В., представителя истца Игнатюк Н.В., представителя ответчика Ложечкина А.Ю. - Ткачева Д.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом города Зеи к Ложечкину А.Ю. и Ложечкиной С.А., действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Ложечкину В.А. о выселении из занимаемого служебного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Ответчик Ложечкин А.Ю. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: г<адрес> на основании договора найма специализированного жилого помещения №75 от 04 июля 2008 года. Совместно с ним в качестве членов семьи нанимателя в данное жилое помещение вселены супруга Ложечкина С.А., а также дети Ложечкин В.А., <данные изъяты> года рождения и ФИО1, <данные изъяты> года рождения. На основании постановления администрации города Зеи №238 от 22.02.2007 года жилому помещению присвоен статус служебного. Согласно п.1.2 договора специализированного найма жилого помещения, спорное жилое помещение было предоставлено Ложечкину А.Ю. на срок исполнения полномочий, связанных с исполнением служебных обязанностей - службы в Зейском военном комиссариате. На основании приказа командующего ДВО №329 от 27 августа 2009 года Ложечкин А.Ю. уволен в запас, в связи с организационно-штатными мероприятиями по подп.«а» п.2 ст.51 ФЗ, исключён из списков личного состава с 10 октября 2009 года на основании приказа №63 от 08 сентября 2009 года.
Истец обратился в суд с настоящим иском и просит выселить ответчиков Ложечкина А.Ю., Ложечкину С.А., Ложечкина В.А. и несовершеннолетнего ФИО1 из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, указав, что в настоящее время Ложечкин А.Ю. в военном комиссариате не работает, что является основанием для прекращения действия договора специализированного найма жилого помещения, заключенного с ним. Истец направил в адрес ответчик письмо с требованием об освобождении спорного жилого помещения и снятии с регистрационного учёта, однако ответчики до настоящего времени жилое помещение не освободили и не передали наймодателю.
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении исковых требований настаивала, пояснив суду об обстоятельствах, изложенных в иске.
Ответчики в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. Интересы ответчика Ложечкина А.Ю. по доверенности представляет Ткачев Д.Л.
Представитель ответчика Ткачев Д.Л. исковые требования не признал, суду пояснил, что решением Зейского районного от 14 апреля 2008 года за ответчиками было признано право пользования спорным служебным жилым помещением на срок исполнения служебных обязанностей начальника 3 отделения ОВК г. Зеи Амурской области. На администрацию города Зеи была возложена обязанность заключить с Ложечнкиным А.Ю. договор найма специализированного жилого помещения. Кассационным определением Амурского областного суда от 30 мая 2008 года решение суда первой инстанции было оставлено без изменений. Указанные обстоятельства свидетельствуют о законности вселения ответчиков в служебное жилое помещение. С 07 февраля 2012 года Ложечкин А.Ю. занимал муниципальные должности в администрации Зейского района. Постановлением Зейского районного совета народных депутатов № 34/458 от 29.09.2015 Ложечкин А.Ю. избран на должность главы Зейского района, которую занимает по настоящее время. В соответствии с ч.1-2 ст.29 Устава Зейского района, глава Зейского района является высшим должностным лицом муниципального образования и является выборным лицом. В соответствии со ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, в том числе в связи с характером их трудовых отношений с органом местного самоуправления либо в связи с избранием на выборные должности в органы местного самоуправления. Согласно п.2 ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. Учитывая, что Ложечкин А.Ю,. являясь выборным должностным лицом органа местного самоуправления, не обеспечен жилым помещением по месту работы в г.Зея, считает, что ответчики на законных основаниях проживают в спорном служебном жилье. Кроме этого, как указано в п.9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», если в Жилищном кодексе Российской Федерации не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные ГК РФ (статьи 196,197 ГК РФ), и иные положения главы 12 ГК РФ об исковой давности (ч.1 ст.7 ЖК РФ). При этом к спорным жилищным отношениям, одним из оснований возникновения которых является договор (например, договор найма специализированного жилого помещения), применяется общий трёхлетний срок исковой давности (ст.196 ГК РФ). Помимо этого, согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2008 № 5-В08-77, в случае законного вселения нанимателя в служебное жилое помещение, по возникшим договорным жилищным правоотношениям должны быть применены положения статьи 196 ГК РФ, которая устанавливает срок исковой давности в три года. С учётом того, что истец обратился в суд с требованием о выселении ответчика и членов его семьи через восемь лет, считает, что имеются основания для отказа в удовлетворении иска.
Представитель органа опеки и попечительства отдела образования администрации города Зеи в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие. Из представленного заключения следует, что орган опеки и попечительства считает нецелесообразным выселение Ложечкина А.Ю., Ложечкиной С.А., ФИО1 и Ложечкина В.А. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку иного жилого помещения семья не имеет, задолженности по коммунальным услугам не имеется, семья ведёт здоровый образ жизни.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке по имеющимся доказательствам.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям, считает, что срок исковой давности подлежит исчислению с момента увольнения ответчика с военной службы.
Указанные доводы представителя ответчика суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии со ст.195 ГК РФ исковой давностью признаётся срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьёй 200 настоящего Кодекса.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п.1 ст.200 ГК РФ).
В силу ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с ч.3 ст.104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы являются основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ч.1 ст.103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
По смыслу приведённых выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечёт за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет своё действие вплоть до добровольного освобождения нанимателем этого помещения. При отказе от добровольного освобождения служебного жилого помещения гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
Учитывая, что возникшие между сторонами правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, а договор найма служебного жилого помещения, на основании которого ответчик совместно с членами семьи продолжает занимать жилое помещение, не прекратил своего действия, оснований для исчисления срока исковой давности с даты увольнения ответчика с военной службы, а равно и применения исковой давности в рассматриваемом споре, не имеется.
Разрешая заявленные требования по существу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований по следующим основаниям:
В силу ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.
В соответствии со ст.672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
В соответствии с ч.3 ст.19 ЖК РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется, в том числе на специализированный жилищный фонд, который представляет из себя - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе: служебные жилые помещения.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определённому виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаём, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В силу ст.100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нём.
К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей <данные изъяты>"частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом установлено следующее:
На основании постановления администрации города Зеи №238 от 22.02.2007 года жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> присвоен статус служебного.
Как следует из выписки из приказа Военного комиссара города Зеи №41 от 24 апреля 2006 года ответчик был назначен на должность начальника 3 отделения учёта офицеров запаса (и кадров) объединённого военного комиссариата города Зеи, с 24 апреля 2006 года зачислен в списки личного состава объединённого военного комиссариата города Зеи на все виды обеспечения.
04 июля 2008 года между КУМИ города Зеи и Ложечкиным А.Ю. был заключен договор найма специализированного жилого помещения №75, по условиям которого ответчику было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> на срок исполнения полномочий, связанных с исполнением служебных обязанностей - службы в Зейском военном комиссариате (п.1.2 договора).
В качестве членов семьи нанимателя в указанное жилое помещение были вселены супруга Ложечкина С.А., а также дети Ложечкин В.А., <данные изъяты> года рождения и ФИО1, <данные изъяты> года рождения.
Ответчики и их дети зарегистрированы по указанному адресу, что подтверждается сведениями о регистрации, представленным ОВМ МО МВД России «Зейский» и паспортными данными.
На основании приказа №329 от 27 августа 2009 года Ложечкин А.Ю. досрочно уволен с военной службы в запас, в связи организационно-штатными мероприятиями по подп.«а» п.2 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», исключён из списков личного состава с 10 октября 2009 года на основании приказа №63 от 08 сентября 2009 года. Общая продолжительность военной службы Ложечкина А.Ю. в Вооруженных Силах РФ по состоянию на 10 октября 2009 года составляет 17 лет 2 месяца 09 дней. Жилым помещением по установленным нормам не обеспечен. Изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам. Сведений о выдаче государственного сертификата на приобретение (строительство) жилья в личном деле не имеется.
Согласно п.4.4.1 договор найма специализированного жилого помещения №75, настоящий договор прекращается, в связи с прекращением трудовых отношений, пребывания нанимателем на государственной или выборной должности, а также увольнением со службы.
В силу пп.1, 2, 5 ст.10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения указанных требований суд с учётом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
По смыслу указанной нормы злоупотребление правом имеет место в случае, когда субъект поступает вопреки норме, предоставляющей ему соответствующее право, совершает действия с незаконной целью или незаконными средствами, нарушая права и законные интересы других лиц, причиняя им вред или создавая соответствующие условия, не соотносит поведение с интересами общества и государства, не исполняет корреспондирующую данному праву юридическую обязанность.
В соответствии с пп.1, 14 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на момент увольнения ответчика с военной службы) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиямипри общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотреннымист.15.1 данного закона. Военнослужащие - граждане, не указанные выше, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов.
Исходя из приведённых норм действующего законодательства, военнослужащим, обеспеченным на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности. Указанные военнослужащие при увольнении с военной службы не могут быть выселены из служебных помещений без предоставления другого жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, по их выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма.
Судом установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что ответчику при увольнении с военной службы жилое помещение не предоставлялось, ссуды или сертификаты на строительство (покупку) жилья не выдавались, с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства он не обращался. Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами, в том числе уведомлениями из ЕГРН об отсутствии сведений о наличии в собственности ответчиков и их детей иных жилых помещений.
Поскольку условием увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями являлось обеспечение военнослужащего жилым помещением по избранному месту жительства, то фактическое прекращение служебных отношений, на основании которых военнослужащий Ложечкин А.Ю. был обеспечен жилым помещением по месту службы, само по себе не может служить основанием для его выселения из этого жилого помещения без предоставления другого жилья.
Непринятие Ложечкиным А.Ю. мер на получение жилого помещения по избранному месту жительства, в том числе не подача им в установленном порядке заявления о признании нуждающимся в жилом помещении, не свидетельствует о злоупотреблении ответчиком правом пользования спорным служебным помещением, так как в данной квартире после увольнения с военной службы он проживал в связи с работой в органах местного самоуправления Зейского района, в том числе с 1 октября 2015 года на выборной должности – главы Зейского района. Каких-либо других доказательств реализации права пользования служебной квартирой в нарушение установленных ст.10 ГК РФ пределов осуществления гражданских прав в материалах дела не содержится.
В силу положений ч.4 ст.3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилого помещения, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, другими федеральными законами, а оснований для выселения ответчика и членов его семьи без предоставления другого жилого помещения не установлено, суд не усматривает оснований для применения пп.1, 2 ст.10 ГК РФ (злоупотребление правом).
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Комитета по управлению муниципальным имуществом города Зеи к Ложечкину А.Ю. и Ложечкиной С.А. действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Ложечкину В.А. о выселении из занимаемого служебного жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Председательствующий Куприянова С.Н.
Мотивированное решение составлено 24 августа 2017 года.
Судья