Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2016 года г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего - судьи Перцевой Ю.В.,
с участием представителя истца – помощника прокурора г. Жигулевска Куликовой А.В.,
с участием истца – Сасина Д.Н.,
с участием представителя ответчика администрации г.о. Жигулевск – Агабекян Л.Р., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Славновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1260/2016 по иску прокурора г. Жигулевска, предъявленному в интересах Сасина Д. Н., к администрации г.о. Жигулевск о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Жигулевска предъявил в суд указанное выше исковое заявление, требуя обязать администрацию г.о. Жигулевск предоставить Сасину Д. Н., жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи 1 человек.
Согласно доводам иска, прокуратурой г. Жигулевска в ходе проведения проверки исполнения жилищного законодательства в сфере обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что Сасин Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте: мать - С.О.Д. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец – С.Н.В. умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче несовершеннолетнего Сасина Д.Н. в приемную семью» с ДД.ММ.ГГГГ Сасин Д.Н. передан приемному родителю Х.А.А. Постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ № Сасин Д.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда составом семьи 1 человек с ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени Сасин Д.Н. жилым помещением не обеспечен, орган местного самоуправления в лице администрации г.о. Жигулевск имеющиеся перед истцом обязательства не исполнил. Не предоставление органом местного самоуправления жилого помещения нарушает жилищные права Сасина Д.Н. Обеспечение жильем детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, не ставится законодателем в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от наличия свободного жилого фонда. В связи с тем, что до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, прокурор просит обязать администрацию г.о. Жигулевск предоставить истцу благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения. Обращение прокурора в суд с иском в защиту нарушенных социальных прав и интересов Сасина Д.Н. обусловлено тем, что он относится к категории социально не защищенных граждан, не обладает специальными юридическим знаниями, а также находится в тяжелом материальном положении, в связи с чем, не имеет возможности обратиться за квалифицированной юридической помощью.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области (л.д. 71).
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора г. Жигулевска Куликова А.В. заявленные требования поддержала, сославшись на доводы искового заявления.
Истец Сасин Д. Н. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований, на основании доводов изложенных в исковом заявлении.
Представитель ответчика – администрации г.о. Жигулевск Агабекян Л.Р., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании заявленные требования не признала, сославшись на доводы отзыва на исковое заявление, согласно которому в соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Отношения, связанные с однократным предоставлением детям-сиротам жилых помещений регулируются Законом Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области». Правом на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанными выше законами, обладают лица, включенные в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Включение в список осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления. Администрация городского округа Жигулевск подтверждает, что Сасин Д.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, ДД.ММ.ГГГГ. На ДД.ММ.ГГГГ порядковый номер Сасина Д.Н. в списке 57. В настоящее время правом на обеспечение жильем обладают 33 детей-сирот, включенных в список ранее истца, в отношении которых судебных актов о предоставлении жилья не имеется, в связи с чем полагает, что при удовлетворении исковых требований будут нарушены права третьих лиц, включенных в список ранее истца. Учитывая, что судебные акты подлежат исполнению в первоочередном порядке, решение суда об обеспечении одного из включенных в список жилым помещением фактически перемещает заявление истца наверх списка, что является формальным нарушением положений Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, и ч. 5 ст.4 Закона. Согласно ст. 4 Закона администрация городского округа Жигулевск ежеквартально по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом, составляет список, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области. Последнее письмо направлено ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время количество состоящих в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по городскому округу Жигулевск - 59 человек. В соответствии с ч. 8 ст. 4 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, исключаются из списка в случае: изменения жилищных условий, в результате которого отпали основания для включения в список; выезда на постоянное место жительства за пределы Самарской области. В связи с тем, что прокурором города Жигулевска право истца на получение жилого помещение реализуется путем обращения в Жигулевский городской суд с соответствующим иском, исходя из ч. 2 ст. 45, ст. 56 ГПК РФ, полагает, что прокурор должен представить доказательства того, что на дату вынесения судебного акта Сасин Д.Н. имеет постоянное место жительства на территории городского округа Жигулевск (ч.1 ст. 3 Закона), а также доказательства наличия одного из условий, предусмотренных ч. 4 ст. 3 Закона. Согласно ст. 2 Закона финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. Статьей 10 Закона предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий. Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с Законом. Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности. Данное положение императивного характера не носит. Свободных помещений муниципального жилищного фонда не имеется. Таким образом, указанные государственные полномочия могут быть реализованы исключительно за счет средств областного бюджета. Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений, рассчитывается в соответствии с Методикой, приведенной в приложении к Закону, и предоставляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» утверждены основные характеристики областного бюджета на 2016. ДД.ММ.ГГГГ ответчику поступили сведения о предварительном распределении бюджетных средств на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 8 человек. ДД.ММ.ГГГГ на основании договора № муниципальному образованию городской округ Жигулевск перечислены субвенции из федерального и областного бюджетов на исполнение государственных полномочий <адрес> по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам, достаточных на приобретение 8 жилых помещений. В связи с этим считает утверждение прокурора о том, что администрация городского округа Жигулевск имеет возможность заложить в областной бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объективно необоснованными. Согласно договорам, заключаемым между министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области и администрацией городского округа Жигулевск, субвенции из областного бюджета на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот предоставляются и расходуются в соответствии с Законом, Постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 № 999, Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1203, государственной программой Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года». Указанными документами не предусмотрено осуществление внеочередного обеспечения детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с судебными актами. Таким образом, обеспечение истца жилым помещением в связи с наличием вступившего в силу судебного акта за счет бюджетных средств, предоставленных на обеспечение государственных полномочий, будет являться нецелевым использованием бюджетных средств, что влечет за собой соответствующие бюджетные меры принуждения, а также возникновение административной и иной ответственности у ответчика.
Представитель третьего лица - Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В представленном отзыве на исковое заявления возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку Сасин Д.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, и будет обеспечен жилым помещением в установленном порядке, а обеспечение его жилым помещением вне очереди на основании решения суда приведет к нарушению прав других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее истца, и к нецелевому расходованию бюджетных средств (л.д. 76-80).
Выслушав пояснения истца, представителя прокуратуры, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что Сасин Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными суду доказательствами:
- копией повторного свидетельства о смерти С.О.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22);
- копией повторного свидетельства о смерти С.Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23).
Распоряжением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Сасин Д.Н. был помещен в социально-реабилитационный центр «<данные изъяты> для несовершеннолетних в связи с тем, что он оказался в трудной жизненной ситуации, та как его мать С.О.Д. умерла, а отец С.Н.В. злоупотребляет спиртными напитками, не работает, воспитанием и содержанием сына не занимается, за Сасиным Д.Н. было сохранено право на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.44-45).
Постановлением администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче несовершеннолетнего Сасина Д.Н. в приемную семью» несовершеннолетний Сасин Д.Н. передан приемному родителю Х.А.А. (л.д.24-25).
Постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ. №, Сасин Д.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда составом семьи 1 человек с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
Согласно выписке из поквартирной карточки Сасин Д.Н. зарегистрирован в квартире, расположенной по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Кроме истца, в указанном жилом помещении зарегистрированы еще 12 человек (л.д. 33).
В соответствии со справкой Жигулевского филиала <данные изъяты> Сасин Д.Н. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ строений и жилья на территории г.о. <адрес> не имеет, правовая регистрация не осуществлялась (л.д.47).
Как следует из уведомления об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, информация о правообладателе Сасине Д.Н. о правах на объекты недвижимого имущества отсутствует (л.д.52,53).
Копией свидетельства серии № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что Сасин Д.Н. окончил обучение в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (л.д.46).
Согласно копии выписки из приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, Сасин Д.Н. – студент группы № «Тракторист – машинист с/х производства» отчислен с ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию и на основании личного заявления (л.д.35).
Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лицили интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 1, 2 статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. N 135-ГД в Самарской области в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 9 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. N 135-ГД, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза.
Статьями 6, 8 Закона Самарской области от 05.03.2005 N 77-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения" предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Ответчик не оспаривает, что Сасин Д.Н. состоит в списках детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающийся в жилом помещении и подлежит обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени жильем не обеспечен. Также ответчиком не оспаривается право Сасина Д.Н. на получение жилого помещения из специализированного жилого фонда как лица, нуждающегося в жилом помещении и состоящей в списках детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из вышеизложенных норм действующего законодательства следует и администрацией г.о. Жигулевск не оспаривается, что обязанность по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями муниципального жилищного фонда возложена на орган местного самоуправления.
Доводы представителя ответчика о том, что в муниципальном жилищном фондег.о. Жигулевскжилые помещения отсутствуют, в связи с чем, предоставить жилое помещение истцу администрация г.о. Жигулевск не имеет возможности, не могут служить основанием освобождения органа местного самоуправления от исполнения возложенной на него законом обязанности обеспечить истца жильем.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить, поскольку Сасин Д.Н. в настоящее время имеет право на обеспечение со стороны администрации городского округа Жигулевск жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, что нарушает его право на жилище, гарантированное Конституцией РФ. Доводы ответчика об отсутствии достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели, не могут быть приняты во внимание, поскольку действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, которая не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Жигулевска, предъявленные в интересах Сасина Д. Н., удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа Жигулевск предоставить Сасину Д. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм, на состав семьи 1 человек.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Жигулевский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 04 июля 2016 года.
Судья Жигулевского городского суда Ю.В. Перцева