Судья: Мирошниченко А.И. Дело № 33а-26094/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 30 августа 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Соколовой Н.М., Цыцаркиной С.И.
при секретаре Алексееве Н.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам администрации городского округа Клин, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области на решение Клинского городского суда Московской области от 17 июня 2021 г. по административному исковому заявлению Дмитриевой Ж. Г. о признании незаконными постановления главы городского округа Клин от 26 февраля 2021 г. №16-ПГ и решение Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 6 апреля 2021 г., о возложении обязанности,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения явившихся лиц,
у с т а н о в и л а :
Дмитриева Ж.Г. оспорила в суде постановление главы городского округа Клин от 26 февраля 2021 г. № 16-ПГ «О проведении общественных обсуждений по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» в отношении принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: Московская область, городской округ <данные изъяты>, и решение Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области (Мособлархитектура) от 6 апреля 2021 г. № <данные изъяты> об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории Московской области».
Мотивировала тем, что с 27 июля 2000 г. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель ? земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: <данные изъяты> В 2010 году на земельном участке возвела жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м, право собственности зарегистрировано в Управлении Росреестра по Московской области 29 декабря 2010 г. В дальнейшем земельный участок был разделен на два самостоятельных ? площадью <данные изъяты> кв.м и <данные изъяты> кв.м. Земельные участки поставлены на кадастровый учет ? площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель и разрешенное использование не изменились. 26 апреля 2019 г. земельному участку площадью <данные изъяты> кв.м администрацией городского округа Клин присвоен адрес: Московская область, г. <данные изъяты>.; 23 мая 2019 г. земельному участку площадью <данные изъяты> кв.м ? присвоен адрес: Московская область, г. <данные изъяты>. Сведения об участках были внесены в ЕГРН 7 июня 2019 г. На земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м свободном от построек решила построить магазин, в связи с чем обратилась в администрацию для изменения вида разрешенного использования с «для индивидуального жилищного строительства» на «магазины», получила оспариваемый отказ.
Просила обязать администрацию городского округа Клин вынести постановление по результату общественных обсуждений, проходивших с 26 февраля 2021 г. по 12 марта 2021 г. по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, которым установить условно разрешенный вид использования «магазины»; за свой счет, разместить в газете «Серп и Молот» г. Клин заключение по результатам общественных обсуждений в отношении установления условно разрешенного вида использования «магазины» для данного земельного участка; направить в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области постановление по результату общественных обсуждений, проходивших с 26 февраля 2021 г. по 12 марта 2021 г.; обязать Мособлархитектуру вынести решение о разрешении предоставления государственной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории Московской области» в отношении условно разрешенного вида использования «магазины» для земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты>.
Решением Клинского городского суда Московской области от 17 июня 2021 г. административный иск удовлетворен в части признания незаконным решения Мособлархитектуры от 6 апреля 2021 г. № <данные изъяты> об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории Московской области»; на Мособлархитектуру возложена обязанность вынести решение о разрешении предоставления указанной государственной услуги для земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты>; на администрацию городского округа Клин возложена обязанность вынести постановление по результату общественных обсуждений, проходивших с 26 февраля 2021 г. по 12 марта 2021 г., которым установить условно разрешенный вид использования «магазины» для земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты>; за свой счет, разместить в газете «Серп и Молот» г. Клин заключение по результатам общественных обсуждений в отношении установления условно разрешенного вида использования «магазины» для данного земельного участка; направить в Мособлархитектуру постановление по результатам общественных обсуждений, проходивших с 26 февраля 2021 г. по 12 марта 2021 г., о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «магазины» для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления главы городского округа Клин от 26 февраля 2021 г. № 16-ПГ «О проведении общественных обсуждений по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» отказано.
Администрация городского округа Клин и Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области в апелляционных жалобах просят решение суда отменить в части удовлетворения заявленных требований, отказать в их удовлетворении полностью.
Относительно апелляционных жалоб Дмитриевой Ж.Г. поданы письменные возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений, выслушав пояснения представителя администрации городского округа Клин Московской области ? Каминский Д.А., представителя Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области – Мамедова Т.Т., поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя Дмитриевой Ж.Г. – Ведерников С.М., возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Из содержания статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 данного Кодекса (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1); проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 данного Кодекса, с учетом положений этой статьи (часть 2).
Из материалов дела следует, что Дмитриева Ж.Г. подала 16 февраля 2021 г. в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (Мособлархитектура) заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «магазины» для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>.
Постановлением администрации городского округа Клин от 26 февраля 2021 г. № 16-ПГ принято решение о проведении в срок до 12 марта 2021 г. общественных обсуждений по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «магазины» для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (т. 1, л.д. 86).
На основании указанного постановления в период с 26 февраля 2021 г. по 12 марта 2021 г. проведены общественные обсуждения по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Согласно заключению, составленному по результатам общественных обсуждений по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (заказчик ? Дмитриева Ж.Г.), нецелесообразно установление условно разрешенного вида использования «магазины» в связи с тем, что в уведомлении Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 5 июня 2020 г. № <данные изъяты> имеется информация о выявлении на земельном участке самовольной постройки (т. 1, л.д. 90-91).
Пунктом 12.5 Положения об организации и проведении общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности и Порядка предоставления предложений и замечаний по вопросу, рассматриваемому на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в сфере градостроительной деятельности, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Клин Московской области от 25 июня 2018 г. № 15/15, предусмотрено, что уполномоченный орган не позднее 3 рабочих дней со дня публикации заключения о результатах общественных обсуждений по вопросам, указанным в подпунктах 1?5 подпункта 2.1 данного Положения, направляет в Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области материалы общественных обсуждений в составе следующих документов: копия решения о назначении общественных обсуждений; копия печатного издания, в котором размещено оповещение о назначении общественных обсуждений; копия протокола общественных обсуждений; копия заключения о результатах общественных обсуждений; копия печатного издания, в котором размещено заключение о результатах общественных обсуждений.
Во исполнение требований пункта 12.5 названного выше Положения администрация городского округа Клин направила в Мособлархитектуру пакет документов.
Решением Мособлархитектуры от 6 апреля 2021 г. № <данные изъяты> отказано Дмитриевой Ж.Г. в предоставлении государственной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории Московской области» в связи с наличием уведомления о выявлении Главным управлением государственного строительного надзора Московской области на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> самовольной постройки и внесения объекта в реестр самовольных построек в соответствии с частью 11.1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (т. 1, л.д. 181-182).
Признавая незаконным данное решение, суд исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в границах территориальной зоны Ж-2 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами». В соответствии с указанными Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Клин Клинского муниципального района Московской области, утвержденными решением Совета депутатов Клинского муниципального района от 29 сентября 2017 г. № 7/68, в территориальной зоне Ж-2 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» в основных видах разрешенного использования указан вид разрешенного использования «магазины» (пункт 14, код 4.4). Согласно выписке из ЕГРН от 30 ноября 2020 г. на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> расположено нежилое строение ? гараж, площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер <данные изъяты>, право собственности Дмитриевой Ж.Г. на гараж зарегистрировано в этот же день.
Данные выводы суда являются правильными, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, и причин для отмены решения суда в этой части судебная коллегия не усматривает (т. 1, л.д. <данные изъяты>).
Что касается способа восстановления нарушенного права административного истца и возложения на административных ответчиков соответствующих обязанностей, то с ними согласиться нельзя, поскольку суд не учел, что постановление по результатам общественных обсуждений не принимается, а составляется заключение по результатам общественных обсуждений на основании протокола, который фиксирует ход общественных обсуждений по поставленному на обсуждение вопросу.
Заключение по результатам общественных обсуждений, проходивших с 26 февраля 2021 г. по 12 марта 2021 г., было составлено, в нем указано о нецелесообразности установления условно разрешенного вида земельному участку с кадастровым номером: <данные изъяты>. Заключение опубликовано в средстве массовой информации ? газета «Серп и Молот» г. Клин, 18 марта 2021 г., № 11 (14299), и направлено в Мособлархитектуру, на основании которого было принято 6 апреля 2021 г. оспариваемое решение (л.д. 120).
Возложение на администрацию обязанности вынести постановление по результатам общественных обсуждений, которым установить условно разрешенный вид использования «магазины» для земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты>; за свой счет, разместить в газете «Серп и Молот» г. Клин заключение по результатам общественных обсуждений в отношении установления условно разрешенного вида использования «магазины» для данного земельного участка; направить в Мособлархитектуру по результатам общественных обсуждений, проходивших с 26 февраля 2021 г. по 12 марта 2021 г. о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «магазины» для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>; а на Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (Мособлархитектура) ? вынести решение о разрешении предоставления указанной государственной услуги для земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты>, противоречит конституционному принципу разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив государственных органов и судов общей юрисдикции, так как суд не вправе подменять уполномоченный орган в решении вопросов, относящихся к его компетенции.
Кроме того, по результатам общественных обсуждений, проходивших с 26 февраля 2021 г. по 12 марта 2021, как указано выше, заключение составлено и иного заключения за указанный период быть не может, следовательно, возложение на администрацию указанных выше обязанностей является заведомо неисполнимым.
Исходя из изложенного, судебная коллегия признает решение суда подлежащим отмене в части возложения на администрацию городского округа Клин обязанности вынести постановление по результатам общественных обсуждений, проходивших с 26 февраля 2021 г. по 12 марта 2021 г., которым установить условно разрешенный вид использования «магазины» для земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты>; за свой счет, разместить в газете «Серп и Молот» г. Клин заключение по результатам общественных обсуждений в отношении установления условно разрешенного вида использования «магазины» для данного земельного участка; направить в Мособлархитектуру по результатам общественных обсуждений, проходивших с 26 февраля 2021 г. по 12 марта 2021 г. о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «магазины» для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>; на Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (Мособлархитектура) ? вынести решение о разрешении предоставления указанной государственной услуги для земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты>. В этой части постановить новое решение, которым в удовлетворения данных требований отказать.
Учитывая, что заключение, принимаемое по результатам общественных обсуждений, носит рекомендательный характер, не является обязательным для органа, обладающего властными полномочиями в сфере градостроительной деятельности, а факт нахождения на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> самовольной постройки на день рассмотрения Мособлархитектурой заявления Дмитриевой Ж.Г. о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не подтвержден, судебная коллегия полагает необходимым обязать Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (Мособлархитектура) повторно рассмотреть вопрос о предоставлении административному истцу государственной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории Московской области».
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Клинского городского суда Московской области от 17 июня 2021 г. отменить в части возложения на администрацию городского округа Клин обязанности вынести постановление по результату общественных обсуждений, проходивших с 26 февраля 2021 г. по 12 марта 2021 г., которым установить условно разрешенный вид использования «магазины» для земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты>; за свой счет, разместить в газете «Серп и Молот» г. Клин заключение по результатам общественных обсуждений в отношении установления условно разрешенного вида использования «магазины» для данного земельного участка; направить в Мособлархитектуру по результатам общественных обсуждений, проходивших с 26 февраля 2021 г. по 12 марта 2021 г. о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «магазины» для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>; на Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (Мособлархитектура) возложить обязанность вынести решение о разрешении предоставления указанной государственной услуги для земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты>. В этой части постановить новое решение об отказе в удовлетворении данных требований Дмитриевой Ж. Г..
Возложить на Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (Мособлархитектура) обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Дмитриевой Ж. Г. государственной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории Московской области».
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации городского округа Клин, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области ? без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи