Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-484/2017 ~ М-495/2017 от 09.06.2017

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июля 2017 года                                                                                       г.Сызрань

Судья Сызранского районного суда Самарской области Антошкина А.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело №2а-484/2017 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы Российской Федерации №19 по Самарской области к Костину Б.Б. о взыскании обязательных платежей и санкций,

    у с т а н о в и л:

    Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №19 по Самарской области (далее – ИФНС, налоговый орган), ссылаясь на положения ст.ст.23,31,52,69,75 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), обратилась в суд с административным иском о взыскании с Костина Б.Б. налоговой задолженности в сумме 4 494,77 рубля, из которой задолженность по транспортному налогу за налоговый период 2014г. в размере 1 520 рублей, пени по транспортному налогу в размере 210,36 рублей, задолженность по налогу на имуществе физических лиц за налоговый период 2012г. в размере 1 595,49 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 338,17 рублей, задолженность по земельному налогу за налоговый период 2012г. в размере 639,51 рублей, пени по земельному налогу в размере 191,79 рубль.

    Налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления.

    В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что на основании сведений о наличии у налогоплательщика объектов налогообложения, предоставленными в порядке п.4 ст.85 НК РФ, налоговым органом Костину Б.Б. направлены налоговое уведомление с расчетом налогов подлежащих уплате за 2012г. - земельного налога на объект расположенный по адресу: <адрес> размере 1 182,45 рубля, налога на имущество физических лиц на объект расположенный по адресу: <адрес> размере 2 551 рубль, транспортного налога на автомобиль <данные изъяты> регистрационный знак (33,00л.с.) в размере 385 рублей, и налоговое уведомление с расчетом транспортного налога за 2014г. на автомобиль <данные изъяты> регистрационный знак <данные изъяты> (33,00л.с.) в размере 352 рубля и 1 168 рублей на автомобиль <данные изъяты> регистрационный знак <данные изъяты> (76,20л.с.).

    С учетом частичной оплаты Костиным Б.Б. начисленных налогов, общая сумма задолженности по налогам за налоговый период 2012г., 2014г. составила 3 755 рублей.

    В связи с тем, что сумма налога не уплачена в установленный срок, в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налога от 30.10.2015г., от 25.11.2013г.. Данные требования получены ответчиком в соответствии с положениями п.4 ст.31 НК РФ и п.6 ст.69 НК РФ. В установленный срок указанные требования об уплате налога ответчик не исполнил, и налоговым органом в соответствии с положением ст. 75 НК РФ начислены пени на образовавшуюся задолженность по земельному налогу в размере 121,19 рубль, по транспортному налогу в размере 120,94 рублей (с даты выставления предыдущего требования от 25.11.2014г. по дату выставления текущего требования от 30.10.2015г.), по налогу на имущество физических лиц в размере 337,62 рубля (с даты выставления предыдущего требования от 12.12.2012г. по дату выставления текущего требования от 25.11.2013г.), по земельному налогу в размере 70,60 рублей, по транспортному налогу в размере 89,42 рублей (с даты выставления предыдущего требования от 23.11.2012г. по дату текущего требования от 25.11.2013г.).

    16.08.2016г. и.о.мирового судьи судебного участка № 158 Сызранского судебного района Самарской области вынесено определение об отказе в принятии заявления ИФНС о выдаче судебного приказа о взыскании с Костина В.В. недоимки по вышеуказанным налоговым требованиям. До настоящего времени задолженность не погашена, в связи с чем, ИФНС обращается в суд с данным иском.

    В обоснование ходатайства о восстановлении срока на подачу административного искового заявления налоговый орган ссылается замену программного обеспечения со сведениями о налогоплательщиках и его нестабильной работой, значительным увеличением претензионно-судебной работы обусловленной большим количеством судебных дел и недостаточным количеством работников правого отдела и времени, что не позволило своевременно направить заявление в судебный орган о выдаче судебных приказов.

    Административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

    Административный ответчик Костин Б.Б. в установленный судом срок возражения по рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и возражения по существу заявленных требований, суду не представил. Определение суда о принятии административного искового заявления к производству суда и проведении подготовки дела к судебному разбирательству от 09.06.2017г., в котором разъяснено положение ст.291 КАС РФ, направлено Костину Б.Б. по адресу регистрации: <адрес>, сведения о котором получены из УФМС Самарской области. Определение вручено административному ответчику согласно почтовому уведомлению 15.06.2017г..

    Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    Обязанность гражданина платить законно установленные налоги установлена ст.57 Конституции РФ и ст.23 НК РФ.

    Согласно Положению о федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506 Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

    НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ч.1 ст.356).

    Законом Самарской области от 06 ноября 2002 года № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» на территории Самарской области установлен и введен в действие транспортный налог.

    Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено этой статьей (ч.1 ст.357 НК РФ).

    Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (ч.1 ст.388 НК РФ).

    Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог и земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3 ст. 363, п.3 ст.396 НК РФ).

    Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством РФ о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном НК РФ, с учетом положений Закона от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон № 2003-1), действующего до дня вступления в силу Закона № 284-ФЗ (ч.1 ст.3 Закона № 284-ФЗ).

    Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц согласно п.1 ст.1 Закона № 2003-1 и ст.400 НК РФ (в редакции Закона № 284-ФЗ) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 НК РФ (ст.400 НК РФ).

    Согласно п.1 ст.5 Закона № 2003-1 и п.1 ст.408 НК РФ исчисление налогов на имущество физических лиц производится налоговыми органами.

    Решением Думы г.о. Тольятти Самарской области от 21.10.2009г. №156 «О налоге на имущество физических лиц на территории г.о. Тольятти» установлены ставки налог на имущество физических лиц в зависимости от инвентаризационной стоимости строения, помещений и сооружений.

    Положениями п.1 ст. 362 и п.2 ст.408 НК РФ определено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.

    Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

    В соответствии с п.2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.

    Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Судом установлено, что ответчику, как собственнику налогооблагаемого имущества - автомобиля <данные изъяты> регистрационный знак (33,00л.с.) и автомобиля <данные изъяты> регистрационный знак (76,20л.с.), земельного участка с КН и жилого дома расположенных по адресу: <адрес> надлежало оплатить транспортный налог за 2012г. согласно налоговому уведомлению в размере 385 рублей в срок до 15.11.2013г., за 2014г. согласно по налоговому уведомлению от 18.04.2015г. в размере 1 520 рублей в срок не позднее 01.10.2015г., земельный налог за 2012г. в размере 1 182,45 рубля и налог на имущество физических лиц за 2012г. в размере 2 551 рубль согласно налоговому уведомлению в срок до 01.11.2013г..

Ответчик не оспаривает право собственности на вышеуказанные объекты налогообложения.

Расчет суммы налогов, произведенный ИФНС, проверен судом и является верным.

Направление налоговых уведомлений ответчику подтверждается реестром направления уведомлений от 18.04.2013г. и 03.06.2015г. соответственно.

    В связи с выявленной недоимкой по уплате налога Костину Б.Б. соответствии с п.1 ст. 75 НК РФ начислены пени и направлено требование по состоянию на 25.11.2013г. об уплате в срок до 13.12.2013г. транспортного налога в размере 385 рублей и пени в размере 96,33 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 2 551 рубль и пени в размере 338,17 рублей, земельного налога в размере 1 182,45 рублей и пени в размере 71,46 рублей за налоговый период 2012г., требование по состоянию на 30.10.2015г. об уплате в срок до 25.01.2016г. транспортного налога в размере 1 520 рублей и пени в размере 121,94 рубль за налоговый период 2014г.

    Направление требований подтверждено реестром заказной корреспонденции от 26.11.2013г. и 06.11.2015г. соответственно.

    Определением и.о.мирового судьи судебного участка № 158 Сызранского судебного района Самарской области от 16.08.2016г. отказано в принятии заявления ИФНС о выдаче судебного приказа на взыскание с Костина Б.Б. задолженности по вышеуказанным налоговым требованиям в связи с пропуском срока подачи заявления, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ.

    Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ИФНС в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.

    В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым заявления о взыскании в суд.

    Согласно п.2 этой же статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

    Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).

    В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

    Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых, налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

    Из материалов дела следует, что сроки исполнения требований от 25.11.2013г. (за 2012г.), от 30.10.2015г. (за 2014г.), истекли 13.06.2013г. и 25.07.2016г. соответственно. Судебный приказ на взыскание налога не выдавался, соответственно не отменялся.

    В суд с рассматриваемым административным исковым заявлением ИФНС обратилась 06.06.2017г., то есть по истечении срока, установленного ст. 48 НК РФ и ч. 2 ст.286 КАС РФ, которые истекли 16.12.2013г. и 26.01.2017г. соответственно.

    В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

    Административным истцом при подаче административного иска в суд заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд. В качестве причины пропуска срока истец ссылается на замену программного обеспечения со сведениями о налогоплательщиках и его нестабильной работой, значительным увеличением претензионно- судебной работы, недостаточным количеством работников правого отдела и времени на своевременное обращение в суд.

    По мнению суда, приведенная административным истцом причина пропуска процессуального срока, не является уважительной, поскольку к уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также столь существенное несоблюдение срока, установленного для обращения в суд, не может быть мотивировано высокой загруженностью и проведением работы по взысканию налогов. Налоговый орган представляет интересы государства в процессе налогообложения и должен принимать все меры к соблюдению установленного порядка взыскания налогов, в том числе своевременному обращению за взысканием недоимки в судебном порядке (ст. 32, 33 НК РФ).

    Доказательств невозможности обращения по причине замены программного обеспечения, а также наличия иных обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному обращению в суд, ИФНС не представлено.

    Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012г. № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

    Несоблюдение ИФНС установленных законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании налога является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

    Положением ч.5 ст.180 КАС РФ предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

    При установленных обстоятельствах ходатайство ИФНС о восстановлении срока обращения в суд и, соответственно, административный иск удовлетворению не подлежат.

    Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ,

    р е ш и л:

В удовлетворении иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №19 по Самарской области к Костину Б.Б. о взыскании обязательных платежей - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Сызранский районный суд.

Судья:                                                                                     А.А.Антошкина

2а-484/2017 ~ М-495/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС №19
Ответчики
Костин Б.Б.
Суд
Сызранский районный суд Самарской области
Судья
Антошкина А.А.
Дело на странице суда
sizransky--sam.sudrf.ru
09.06.2017Регистрация административного искового заявления
09.06.2017Передача материалов судье
09.06.2017Решение вопроса о принятии к производству
09.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2017Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
06.07.2017Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
06.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2017Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее