Судья Курганского областного суда Клепча С.Н. рассмотрев в г. Кургане 2 апреля 2012 года жалобу Коева Ю.В. на постановление № исполняющего обязанности руководителя Курганского Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области ФИО9 от <...>, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 1 марта 2012 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением № исполняющего обязанности руководителя Курганского Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области ФИО3 от <...> Коев Ю.В. привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере <...> руб.
Решением судьи Курганского городского суда от 1 марта 2012 года постановление административного органа оставлено без изменения.
В жалобе в Курганский областной суд Коев Ю.В. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, прекратить производство по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Выражает несогласие с тем, что суд не привлек к участию в деле Администрацию г. Кургана. Обращает внимание на то, что ответственным исполнителем письма по правовому сопровождению согласно резолюции руководителя Администрации является ФИО4 Кроме того ответ по данному письму готовил исполнитель, ответ был согласован с иными специалистами Департамента.
Заслушав пояснения Коева Ю.В., его представителя ФИО5, представителя Управления федеральной антимонопольной службы по Курганской области ФИО6, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены решения судьи не нахожу.
Частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за заключение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий. За данные действия предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Согласно п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Пунктом п. 3.5. Решения Курганской городской Думы от 20.06.2006 года №177 «Об утверждении Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории города Кургана» установлено, что погребение на территории города Кургана осуществляется путем предания тела (останков) умершего земле специализированным муниципальным предприятием по оказанию ритуальных услуг.
На основании изложенного, а также с учетом ст. 3, ч. 1 и ч. 3 ст. 5, ст. 6, ч. 1 и ч. 2 ст. 7, ст.ст. 9, 18, 25, 29 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее Закон о погребении) погребение умершего может быть осуществлено как специализированной службой по вопросам похоронного дела так и иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего. Нормы Закона о погребении не содержат указания на исключительное право осуществления погребения специализированной организацией по вопросам похоронного дела.
Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность по погребению умершего Законом предоставлено право выбора организации осуществляющей услуги по погребению.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что <...> года ИП ФИО7 обратился в Департамент по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и благоустройству Администрации города Кургана с предложением об оказании услуг по организации процесса захоронения тел умерших (выкапывание могил, опускание гроба с телом в могилу, закапывание могилы, установка необходимых атрибутов захоронения: крест, памятник, оградка).
<...> за № Департамент по управлению ЖКХ и благоустройству Администрации города Кургана направил ИП ФИО7 ответ на его обращение за подписью Коева Ю.В., согласно которому услуги по захоронению на территории города Кургана оказывает специализированная служба по вопросам похоронного дела МУП «<...>», созданная Администрацией города Кургана в соответствии с Законом о погребении.
Вопрос организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения в городе Кургане урегулирован Решением Курганской городской Думы от 20.06.2006 года №177 «Об утверждении Положения об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории города Кургана». С аналогичным обращением ФИО7 обратился и в Администрацию города Кургана.
<...> за № Администрация города Кургана подготовила и направила ответ за подписью Коева Ю.В. на обращение ИП ФИО7
Из данного ответа следует, что в соответствии с Законом о погребении захоронение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Органом местного самоуправления города Кургана создана специализированная служба по вопросам похоронного дела - МУП «<...>», на которую возложена обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности данного предприятия определен Положением №177. Органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям, так как Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предоставлено право органам местного самоуправления делегировать сторонним организациям функции, отнесеные законом к функциям, осуществляемым только специализированными муниципальными предприятиями, создаваемыми органами местного самоуправления. Поэтому выдать разрешение ИП ФИО7 на оказание услуг по организации процесса захоронения тел умерших не представляется возможным.
<...> ИП ФИО7 обратился в МУП «<...>» с заявлением, в котором просил разрешить осуществить захоронение ФИО10 на городском кладбище «<...>» своими силами, не оплачивая услуги по захоронению МУП «<...>». МУП «<...>» запретило осуществлять ИП ФИО7 захоронение на городском кладбище «<...>», сославшись на решение городской Думы, согласно которому могилы на городских кладбищах копает только МУП «<...>».
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что действия Администрации города Кургана, Департамента городского хозяйства Администрации города Кургана и МУП «<...>» привели к нарушению п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции, так как Администрация города Кургана способствовала недопущению на рынок услуг по погребению иных хозяйствующих субъектов, за исключением МУП «<...>». Согласно Уставу МУП «<...>» данное предприятие определено как специализированное муниципальное предприятие по оказанию ритуальных услуг, в результате чего иные хозяйствующие субъекты фактически устранены с рынка.
Администрацией города Кургана в лице Коева Ю.В. созданы преимущества хозяйствующему субъекту МУП «<...>» в части предоставления исключительного права на осуществление погребения на территории кладбищ города Кургана. МУП «<...>» в свою очередь своими фактическими действиями не допускает иных хозяйствующих субъектов на городские кладбища, единолично оказывая услуги по погребению на территории городских кладбищ и получая соответствующую прибыль.
Департамент городского хозяйства в лице Коева Ю.В., являющийся структурным подразделением Администрации города Кургана и исполняющий функции по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории города Кургана (п. 1 Приложения №1 и п. 1.28. Приложения № 4 к Решению Курганской городской Думы «О структуре Администрации города Кургана» от <...> №), устанавливил запрет на оказание услуг по захоронению на территории кладбищ города Кургана для хозяйствующих субъектов, не являющихся специализированными организациями, то есть для всех хозяйствующих субъектов за исключением МУП «<...>».
Постановлением должностного лица Курганского УФАС России № от <...> по делу об административном правонарушении № Коев Ю.В. привлечен к административной ответственности одновременно, как Первый заместитель Руководителя Администрации города Кургана, и как директор Департамента городского хозяйства (Департамента по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и благоустройству города Кургана) один раз.
Следовательно, одно должностное лицо, в силу исполнения своих должностных обязанностей, действовало как от имени Администрации города Кургана, так и от имени Департамента городского хозяйства (Департамента по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и благоустройству города Кургана), что согласуется с требованиями ч.5 ст.4.1 и ч.1 ст.4.4 КоАП РФ.
Таким образом, судьей сделан правильный вывод о том, что в действиях должностного лица Коева Ю.В. содержится состав административного правонарушения. Дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным органом. При назначении административного наказания учтен характер совершенного административного правонарушения, личность виновного.
При указанных обстоятельствах решение судьи является законным и обоснованным.
Доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку за нарушение антимонопольного законодательства, то есть ч. 1 ст. 37 Закона о защите конкуренции, должностное лицо органа местного самоуправления несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Нарушение вышеуказанного Закона произошло из-за ненадлежащего исполнения должностных обязанностей со стороны Коева Ю.В.
Имеющимся в материалах дела доказательствам, судьей дана надлежащая правовая оценка в совокупности, по правилам, предусмотренным ст. 26.11 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление № исполняющего обязанности руководителя Курганского Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области ФИО3 от <...>, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 1 марта 2012 года оставить без изменения, жалобу Коева <...> - без удовлетворения.
Решение может быть пересмотрено председателем Курганского областного суда по жалобам лиц, участвующих в деле, а так же по протесту прокурора области или его заместителей.
Судья Курганского
областного суда С.Н. Клепча