Суксунский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Ярушиной А.А.,
при секретаре Вязовиковой О.Б.,
с участием представителя истца Турышева С.А., действующей по доверенности Назукиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назукиной Л. А., действующей на основании доверенности в интересах Турышева С. А., к муниципальному образованию «Киселевское сельское поселение» о восстановлении пропущенного срока для принятия наследства,
у с т а н о в и л:
26 августа 2016 года Назукина Л.А., действуя на основании доверенности в интересах Турышева С.А., обратилась в Суксунский районный суд Пермского края с иском к муниципальному образованию «Киселевское сельское поселение» о восстановлении срока для принятия наследства после смерти отца Т., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Свои требования мотивирует тем, что истец приходится сыном Т., умершему ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о рождении Турышева С.А. При жизни Т. принадлежала на праве собственности 1/4 часть дома, находящегося по адресу: <адрес>, что подтверждается договором № о передаче дома (доли дома) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, также справкой администрации МО «Киселевское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ, а также справкой Кунгурского филиала ГУП ЦТИ Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №. В установленный шестимесячный срок истец не принял наследство по уважительной причине, поскольку находился в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Осмерти отца узал лишь после освобождения из мест лишения свободы в ДД.ММ.ГГГГ. Ссылаясь на положения ст. 1155 ГК РФ, просит восстановить ему пропущенный срок для принятия наследства открывшегося ДД.ММ.ГГГГ после смерти отца.
Истец Турышев С.А. в настоящее время отбывает наказание в местах лишения свободы по приговору мирового судьи судебного участка № 1 Суксунского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 117 УК РФ.
Извещение о дате и времени рассмотрения дела с разъяснением прав, в том числе права на ведение дела через представителя были направлены истцу Турышеву С.А. в исправительное учреждение и получены 04 октября года лично Турышевым С.А. (л.д.82). Таким образом, о дате и времени рассмотрения дела Турышев С.А. извещен надлежащим образом, в связи с чем судебное заседание проведено в его отсутствие.
Представитель истца, действующая по доверенности Назукина Л.А. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика- МО «Киселевское сельское поселение» извещен надлежащим образом, от них поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений по иску не имеют.
Третье лицо - нотариус Суксунского нотариального округа Пермского края Шестакова Л.В., в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Суд, заслушав представителя истца, допросив свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец ДД.ММ.ГГГГ года рождения приходится сыном Т., что подтверждается свидетельством о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, где родителями истца указаны Т.-отец и Т.-мать (л.д. 7).
Согласно представленной суду копии свидетельства о смерти, следует, что Т. ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер ДД.ММ.ГГГГ, место смерти <адрес> (л.д. 9). Поскольку днем открытия наследства является день смерти наследодателя ДД.ММ.ГГГГ, применению подлежат положения ГК РФ, регулирующие вопросы наследственного права.
Мать истца умерла ДД.ММ.ГГГГ, что следует из представленной суду копи свидетельства о смерти № (л.д.62).
В связи со смертью Т. открылось наследство в виде 1/4 части дома, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего наследодателю на основании договора передачи дома (доли дома) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 8).
Как следует, из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФКУ ИК -40 ГУФСИН России по Пермскому краю, Турышев С. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, содержался в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, откуда освобожден по отбытию наказания с установлением административного надзора на 6 лет по решению Кунгурского горсуда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. Следует к месту жительства <адрес> (л.д. 63).
Суду представлена справка администрации МО «Киселевское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ за №, из которой следует, что Т. ДД.ММ.ГГГГ года рождения действительно был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ и проживал до даты смерти ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ) по адресу: <адрес>. Совместно с ним по данному адресу зарегистрированных не было (л.д. 10).
Из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в похозяйственных книгах администрации Верх-Суксунского сельсовета за ДД.ММ.ГГГГ. в лицевых счетах №, <адрес> имеются сведения, что главой хозяйства с ДД.ММ.ГГГГ значится Т. ДД.ММ.ГГГГ В собственности хозяйства имеется квартира совхоза общей площадью 25 кв. м. (приватизирована, договор № от ДД.ММ.ГГГГ), земельный участок ДД.ММ.ГГГГ не указан. В похозяйственной книге за ДД.ММ.ГГГГ. в лицевом счете б/н <адрес> (дача) имеются сведения, что главой хозяйства записан Т. ДД.ММ.ГГГГ В собственности хозяйства имеется дом общей площадью 21 кв. м., земельный участок 0,36 га (л.д. 60).
Таким образом, представленными суду документами подтверждается, что совместно с наследодателем Турышевым А.П. в принадлежащем ему жилом помещении никто не проживал и не был зарегистрирован, в том числе и на день его смерти.
Из сообщения нотариуса Суксунского нотариального округа Шестаковой Л.В. следует, что наследственного дела к имуществу умершего Т., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрировано (л.д.84).
Как следует, из пояснений представителя истца, действующей по доверенности Назукиной Л.А., истец о смерти отца узнал только ДД.ММ.ГГГГ, когда освободился из мест лишения свободы, от своей тети М. Писем истцу в места лишения свободы никто из родственников не писал.
Из показаний свидетеля М., приходящейся истцу тетей по линии матери, следует, что какой –либо связи с Турышевым С.А. у нее не было, писем она ему в места лишения свободы не писала, не звонила. После того как истец освободился – ДД.ММ.ГГГГ приехал к ней в гости в <адрес> со своей женой Г., потом собирался поехать к отцу в <адрес>. Она ему тут же сообщила, что отец умер. О смерти отца ему некому было сообщать. Отец и мать Турышева С.А. были в разводе. Т., насколько ей известно, похоронил двоюродный брат К. Данное обстоятельство также подтвердила и свидетель Г., которая приходится Турышеву С.А. супругой, пояснившая, что после освобождения Турышева С.А. из мест лишения свободы они сразу же сняли дом в <адрес>. Через два –три дня они поехали вместе с ним в гости к тете - М., которая и сообщила Турышеву С.А. о смерти отца. Также указала, что с Турышевым С.А., отбывавшим наказание в колонии <адрес>, знакома с ДД.ММ.ГГГГ, ездил к нему на свидания в колонию, брак заключили в ДД.ММ.ГГГГ он ей сообщил, что его мать давно умерла, а отец проживает в <адрес>.
Допрошенный в судебном заседании свидетель К. в судебном заседании пояснил, что его отец К. организовывал похороны Т., получил свидетельство о смерти в отношении Т.,с сыном Т.-С., который в очередной раз отбывал наказание в местах лишения свободы он никаких отношений не поддерживал, о смерти отца ему не сообщал. При этом из записи акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Суксунским отделом ЗАГС, следует, что в качестве заявителя, сделавшего заявление о смерти Т., указан К. (л.д. 53).
В силу статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154 Кодекса), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 9 от 29 мая 2012 г. "О судебной практике по делам о наследовании", требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.; б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Таким образом, совокупностью представленных суду и указанных выше доказательств установлено, что о смерти отца истец узнал в апреле 2016 года, это обстоятельство никем не опровергнуто.
Оснований полагать, что истец знал или мог знать о смерти отца ранее указанной им даты (ДД.ММ.ГГГГ) у суда не имеется, доказательств обратного суду не представлено.
Из материалов дела следует, что истец обратился в суд с исковым заявлением о восстановлении срока для принятия наследства ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2), а установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства после смерти Т. умершего ДД.ММ.ГГГГ, истек ДД.ММ.ГГГГ, о смерти отца истец узнал ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, истец обратился в суд с настоящим иском в течение шести месяцев после того, как узнал о смерти отца, то есть до истечения шестимесячного пресекательного срока, установленного в пункте 1 статьи 1155 ГК РФ для обращения с заявлением о восстановлении срока для принятия наследства.
Таким образом, предусмотренные п. 1 ст. 1155 ГК РФ и п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" условия для восстановления срока для принятия наследства истцом соблюдены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что срок для принятия наследства после смерти отца истца Турышева С.П.- Т., умершего ДД.ММ.ГГГГ, был пропущен истцом по уважительным причинам и подлежит восстановлению. При этом, установление уважительного характера причин пропуска срока принятия наследства суд оценивает в совокупности со всеми юридически значимыми обстоятельствами, в том числе с данными о личности наследника и наследодателя, характере взаимоотношений с наследодателем, длительности периода пропуска срока для принятия наследства.
В связи, с чем исковые требования Турышева С.А. о восстановлении пропущенного срока для принятия наследства подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
восстановить Турышеву С. А. срок для принятия наследства умершего ДД.ММ.ГГГГ его отца Т., признав Турышева С. А. принявшим наследство умершего ДД.ММ.ГГГГ Т..
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Ярушина
Мотивированное решение изготовлено 19 октября 2016