Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-18429/2019 от 31.05.2019

Судья: Дивяшова О.В.                                              дело № 33- 18429/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Кирщиной И.П.,

судей Колесниковой Т.Н., Ивановой Т.И.,

при секретаре Федориной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 июля 2019 года апелляционную жалобу Администрации Коломенского городского округа Московской области на решение Коломенского городского суда Московской области от 27 февраля 2019 года по гражданскому делу по иску Соколовой Л. А. к Администрации Коломенского городского округа Московской области об обязании изъять земельный участок и взыскании денежных средств,

заслушав доклад судьи Кирщиной И.П.,

объяснения: представителя Соколовой Л.А.Логинова В.И. – возражавшего против апелляционной жалобы,

УСТАНОВИЛА:

    Соколова Л.А. обратилась в суд с иском к Администрации Коломенского городского округа Московской области в котором просила обязать ответчика изъять принадлежащий ей земельный участок площадью 1000 кв.м. с к<данные изъяты> разрешенное использование: для садоводства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, находящегося по адресу: МО Коломенский район СНТ «Коломенское» участок, участок <данные изъяты> для муниципальных нужд с выплатой истцу денежной компенсации в размере кадастровой стоимости земельного участка 293580 рублей прекратив право собственности истца на участок.

В обоснование иска указала, что является собственником указанного земельного участка на основании постановления главы администрации Коломенского района №717 от 02.09.1993 года.

    В 1993 году в 50 метрах от границы СНТ, было закрытое кладбище, все члены СНТ подписывали документ, что ознакомлены с данной информацией и не против нахождения кладбища в 50 метрах согласно СанПин.

    В 2001 году земля была передана Акатьевскому сельскому поселению. В 2015 году за забором появились новые захоронения, в связи с чем ее участок стал находится близко к кладбищу. На участке истца возведен садовый домик, веранда, беседка, летний душ и туалет, колодец глубиной 2,5 метра, подведено электричество и летний водопровод с питьевой водой.

    Поскольку кладбище является экологически опасным местом (СанПин 2.1.2882-11 Г84 от 28.06.2011 года). Никто не может гарантировать того, что овощи и фрукты, выращенные на участке истицы и политые из колодца, являются безвредными и могут употребляться в пищу.

    18 мая 2018 года Филиалом ФБУ здравоохранения «Центр гигиен и эпидемиологии в Московской области» было проведено микробиологическое исследование воде нецентрализованного водоснабжения из бурового колодца, расположенного на земельном участке истицы Соколовой Л.А.В протоколе лабораторных исследований №5879 от 18 мая 2015 года Филиала ФБУ здравоохранения «Центр гигиен и эпидемиологии в Московской области установлено, что в воде были обнаружены колиморфные бактерии, что не соответствует СанПИН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Паводковые и грунтовые воды вымывают из земли «трупные яды», которые активно впитываются корневой системой всех растений.

    В марте 2015 года Соколова Л.А. обратилась в Администрацию для решения этого вопроса. Представители Администрации осуществили выезд на местность, после чего было вынесено решение об ограждении кладбища (ответ от 14 апреля 2015 года №31/02-10).

    25 сентября 2015 года письмом Главы Коломенского муниципального района Ваулину А. В., Администрации сельского поселения Акатьевское поручено «приступить к процедуре изъятия земельного участка Соколовой» в связи с близким расположением муниципального кладбища к земельному участку истца.

    С 1 января 2016 года сельские кладбища перешли в ведомство Коломенского муниципального района.

    В ответе Администрации Коломенского муниципального района от 18 февраля 2016 года № с-9/1-н сообщается, что для принятия решения об изъятии земельного участка разрабатываются документы территориального планирования. 26 апреля 2016 года из ответе на обращение №145-01ТГ-76 Администрации Коломенского муниципального района следует, что после утверждения генерального плана сельского поселения Акатьевское правил землепользования и застройки будет определена территория, подлежащая изъятию из состава СНТ «Коломенское», включая участок Соколовой, данное изъятие будет произведено на возмездной основе.

    07.05.2018 года Соколова Л.А. вновь обратилась в Администрацию Коломенского городского округа по вопросу изъятия ее земельного участка за плату, однако 05 июня 2018 года Администрация Коломенского городского округа ответила отказом №115ТГ-1277/2018, в связи с тем, что 31 марта 2017 года утвержден генеральный план сельского поселения Акатьевское, где земельный участок истца попадает в зону, предназначенную для ведения садоводства и дачного хозяйства.

     Указанное решение Администрации представитель истца считает незаконным поскольку истец является пенсионером и не заинтересована в предоставлении другого земельного участка взамен изымаемого. Разрабатывать новый земельным участок она не сможет.

    В судебном заседании Соколова Л.А. и ее представитель уточненные исковые требования поддержали.

    Представитель Администрации городского округа исковые требования истицы не признал, заключение СЭС о наличии в колодце истицы колиморфных бактерий не оспаривал, как и то, что последние несколько лет действительно начались незаконные захоронения за пределами кладбища и то, что в непосредственной близости к земельному участку истицы имеются свежие захоронения. Правопредшественник ответчика - Администрация Коломенского городского округа готовила Постановление об изъятии спорного земельного участка у истицы, но данное Постановление издано не было в связи с ликвидацией Коломенского муниципального района. Выкупную стоимость земельного участка истицы, равную кадастровой не оспаривали и в случае доказанности наложения границ кладбища на границы земельного участка истицы, готовы искать варианты решения данного спорного вопроса. В соответствии со ст.56.3 ЗК РФ оснований для изъятия земельного участка истицы ответчиком не имеется. Границы СНТ «Коломенское» не утверждены. Не представляется возможным определить, находится ли земельный участок истицы на первоначально выделенном ей месте или он был ею смещен.

    Постановление от 07.12.2018г № 4257 закрыты для всех захоронений общественные кладбища Коломенского городского округа, в том числе и спорное.

    Представитель 3-го лица СНТ «Коломенское» в суд не явился, в ранее данных объяснениях против иска не возражал, пояснив, что является Председателем СНТ «Коломенсекое» 10 лет. За забором СНТ напротив участка истицы Соколовой Л.А. с 2015г появились захоронения. СНТ создавалось в 1993г., информации о том, что садоводы подписывали согласие на то, что они не возражают против нахождения рядом кладбища у него нет. Такого согласия Соколовой Л.А. у него не имеется. Согласно генеральному плану СНТ «Коломенское» кладбище вблизи не расположено. С 1993г. Соколова Л.А. границы своего земельного участка не изменяла, забор не переносила с момента его установки в 1993г.

Решением суда исковые требования удовлетворены.

    Судом постановлено: обязать Администрацию Коломенского городского округа МО изъять земельный участок площадью 1000 кв.м. с к<данные изъяты> разрешенное использование: для садоводства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, находящегося по адресу: МО Коломенский район СНТ «Коломенское» участок, участок <данные изъяты> у собственника Соколовой Л. А..

    Передать земельный участок с К<данные изъяты> разрешенное использование: для садоводства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, находящегося по адресу: МО <данные изъяты> СНТ «Коломенское» участок, участок <данные изъяты> для муниципальных нужд с выплатой Администрацией Коломенского городского округа Соколовой Л. А. кадастровой стоимости на момент рассмотрения иска 293 580руб00 коп.

    Данное решение суда считать основанием для прекращения права собственности в Органах Росреестра за Соколовой Л. А..

В апелляционной жалобе Администрация Коломенского городского округа просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.

Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Пунктом 2 статьи 279 ГК РФ предусмотрено, что в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:

1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;

2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (пункт 3 статьи 279 ГК РФ).

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии).

В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (пункт 6 статьи 279 ГК РФ).

В соответствии со статьей 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

    Судом установлено и следует из материалов дела, что Соколова Л.А. является собственником земельного участка площадью 1000 кв. метров с кадастровым номером 50:34:0040220:96 разрешенное использование: для садоводства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, по адресу: <данные изъяты>, СНТ «Коломенское» участок 3, на основании постановления главы администрации <данные изъяты> №717 от 02.09.1993 года.

    С 1993 года в 50 метрах от границы СНТ находилось закрытое кладбище. Фактические границы СНТ находились не менее, чем в 50 метрах от границы кладбища. До 2015г новых захоронений за территорией кладбища не производилось. Кладбище находилось от земельного участка СНТ в 50 метрах. В 2015г вновь начались захоронения за существующей границей кладбища, последние из которых расположились в непосредственной близи от земельного участка истца.

    Обстоятельства захоронения граждан подтверждены ответчиком представленной ксерокопией книги захоронений.

Для проверки доводов сторон по делу назначена и проведена экспертиза и согласно заключению наложение между земельным участком с К<данные изъяты> (кладбище) и земельным участком СНТ «Коломенское» отсутствует. Установить данное наложение невозможно, т.к. границы СНТ «Коломенское» не установлены в соответствии с законом. Ближайшее захоронение к участку истца расположено в 9,6 м. Расстояние между земельным участком истца и границами земельного участка кладбища-6,9 м. Из Генерального плана Коломенского городского округа МО усматривается, что земельный участок истца находится полностью в охранной зоне кладбища. Согласно материалам по обоснованию Генерального плана ширина Санитарно-защитной зоны кладбища Сычево с К<данные изъяты> составляет 50 метров.

В соответствии с п.1 и 2 ст.12 ФЗ от 30 марта 1999г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения, установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов, инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее-объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Согласно п.5.1 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов правил СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ.

П.2,3 ст.55 ЗК РФ предусмотрено, что принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

При изъятии земельного участка в выкупную цену включается рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка.

В силу ч.1 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Поскольку судом установлено, что в результате действий ответчика, допустившего расширение территории существующего кладбища, земельный участок, принадлежащий истице непригоден для использования (ввиду заражения воды в колодце колиморфными бактериями) и ввиду этого фактически изъят у собственника, так как поглощен санитарно –защитной зоной кладбища, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении иска так как в пределах охранной санитарной зоны кладбища ведение садоводства недопустимо.

Довод ответчика о том, что границы СНТ «Коломенское» в установленном законом порядке не установлены также правомерно судом отклонен, поскольку судом установлено, что истица использует земельный участок в исторических границах с 1993г., которые с указанного времени ею не изменялись, ее участок сформирован в соответствии с земельным законодательством и поставлен на кадастровый учет.

Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регулируется главой VII.1 ЗК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

В соответствии с пунктом 4 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 Земельного кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 Земельного кодекса.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» все общественные кладбища находятся только в ведении органов местного самоуправления.

Из положений Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято по инициативе самих органов государственной власти или местного самоуправления при соблюдении условий, предусмотренных статьей 56.3 Земельного кодекса РФ, либо на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданных организациями, указанными в пункте 1 статьи 56.2 Земельного кодекса РФ.

Согласно положениям статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав. Выбор способа защиты, в конечном счете, предопределяется спецификой охраняемого права и характером его нарушения.

В силу положений пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержание мест захоронения, включающее в себя обеспечение соблюдений санитарных правил, норм и гигиенических нормативов к содержанию мест захоронения, относится к вопросам местного значения городского округа и полномочиям администрации городского округа.

В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения, что было сделано ответчиком только в 2018 году.

В данном случае кладбище расположено в непосредственной близости к кадастровым границам земельного участка истца, что стало возможным по вине органов местного самоуправления, которые были обязаны принять меры по устранению допущенных нарушений санитарных требований к содержанию кладбища.

В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу, что избранный истцом способ судебной защиты нарушенного права соответствует содержанию нарушенного права и характеру нарушения и в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.

    При этом, судебной коллегией принято во внимание, что Администрацией Коломенского муниципального района в 2016 году разрабатывались документы территориального планирования для принятия решения об изъятии земельного участка и сообщалось, что после утверждения генерального плана сельского поселения Акатьевское правил землепользования и застройки будет определена территория, подлежащая изъятию из состава СНТ «Коломенское», включая участок Соколовой Л.А.

    При этом, отказ администрации от 05 июня 2018 года №115ТГ-1277/2018, в связи с тем, что 31 марта 2017 года утвержден генеральный план сельского поселения Акатьевское, где земельный участок истца попадает в зону, предназначенную для ведения садоводства и дачного хозяйства опровергается экспертным заключением, согласно которому из Генерального плана Коломенского городского округа МО следует, что земельный участок истца находится полностью в охранной зоне кладбища.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда, по делу не установлено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Коломенского городского суда Московской области от 27 февраля 2019 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Коломенского городского округа Московской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-18429/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Соколова Л.А.
Ответчики
Администрация Коломенского городского округа Московской области
Другие
СНТ Коломенское Председатель Таранин Владимир Федорович
Логинова Д.И.
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
05.06.2019[Гр.] Судебное заседание
15.07.2019[Гр.] Судебное заседание
19.07.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2019[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее