Судья Исип О.С. Дело № 21-706/2017 г.
РЕШЕНИЕ
23 августа 2017 г. г.Сыктывкар
Судья Верховного Суда Республики Коми Костенко Е.Л.,
рассмотрев жалобу защитника ЗАО «Колванефть» Стрижова А.Б. на решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 5 июля 2017 г., по которому
постановление старшего государственного лесного инспектора Республики Коми Азаренкова П.Г. от <Дата обезличена> о привлечении Закрытого акционерного общества «Колванефть» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела государственного лесного реестра и организации использования лесов, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми от <Дата обезличена> г. ЗАО «Колванефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... руб.
Указанное постановление должностного лица административного органа было оспорено защитником ЗАО «Колванефть» в городской суд.
Судьей принято приведенное выше решение.
Не согласившись с указанным решением, защитник ЗАО «Колванефть» обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит состоявшееся судебное решение и постановление должностного лица отменить в связи с их незаконностью, указывает на отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения.
ЗАО «Колванефть» надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание законного представителя или защитника не направило, ходатайств об отложении дела не заявляло.
На основании ст.25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя или защитника ЗАО «Колванефть».
Изучив материалы дела, считаю, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Часть 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу положений пункта «а» статьи 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ № 414 от 29 июня 2007 г., при использовании лесов не допускается загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами), защите от вредных организмов и иного негативного воздействия.
Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
В силу статей 53 и 55 Лесного кодекса РФ, арендаторы лесных участков на основании разработанных проектов освоения лесов обязаны выполнять на арендованных лесных участках обязательные мероприятия, предусмотренные «Правилами безопасности в лесах» и «Правилами санитарной безопасности в лесах», требования которых направлены на обеспечение безопасного использования лесов (обеспечение пожарной и санитарной безопасности), охрану, защиту и воспроизводство лесов.
На основании пунктов 6.1, 7.4 ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ № 2-ст от 08 января 2002 года - нефть, является природным жидким токсичным продуктом, который содержит в себе легкоиспаряющиеся вещества, опасные для жизни и здоровья человека и окружающей среды.
Согласно договорам аренды лесных участков <Номер обезличен> и <Номер обезличен> от <Дата обезличена> г. ЗАО «Колванефть» является арендатором лесных участков земель лесного фонда, находящегося по адресу: ...
Пункт 11 указанных договоров аренды устанавливает обязанность арендатора использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими договорами, в том числе соблюдать требования лесного законодательства по охране, защите лесного участка и иные условия, предусмотренные лесным законодательством.
ЗАО «Колванефть» как арендатор земельного участка обязано соблюдать действующее законодательство в области охраны окружающей природной среды и условия договора аренды, за нарушение которых может быть привлечено к административной ответственности.
Установив по делу, что при эксплуатации межпромыслового трубопровода на ... месторождении ЗАО «Колванефть» допустило использование лесов с нарушением условий договора аренды участка земель лесного фонда, выразившееся в загрязнении участка земель лесного фонда нефтесодержащей жидкостью в квартале <Адрес обезличен>, судья пришел к правильному выводу о наличии в действиях ЗАО «Колванефть» состава административного правонарушения по части 4 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях и законности вынесенного должностным лицом постановления о назначении Обществу административного наказания.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанным лицом принятых по договору аренды лесов обязательств образует объективную сторону вмененного административного правонарушения.
Факт совершения ЗАО «Колванефть» административного правонарушения подтверждается: договорами <Номер обезличен> и <Номер обезличен> от <Дата обезличена> г. о предоставлении в аренду ЗАО «Колванефть» лесных участков, актом обследования нефтезагрязненного лесного участка от <Дата обезличена> г., актом о лесонарушении <Номер обезличен> от <Дата обезличена> г., протоколом об административном правонарушении от <Дата обезличена> г., другими материалами дела.
Совокупность изложенных обстоятельств подтверждает обоснованность вывода суда о наличии в действиях ЗАО «Колванефть» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо иных юридически значимых доводов, опровергающих выводы о виновности ЗАО «Колванефть» в совершении правонарушения, в жалобе не приведено, они направлены на переоценку доказательств, основания для которой отсутствуют. В связи с чем доводы жалобы, в которых заявитель с изложением соответствующего обоснования настаивает на отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, не могут быть приняты во внимание в качестве основания к отмене оспариваемого решения.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ЗАО «Колванефть» имелась возможность для соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, за нарушение которого частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о том, что Общество не осуществляет работы на арендованных лесных участках ввиду того, что на основании договора <Номер обезличен> от <Дата обезличена> г. Общество поручило ... выполнение работ по добыче сырой нефти и не производило действий, которые привели к нарушению правил использования лесов были предметом разбирательства в суде первой инстанции и обоснованно отклонены судьей как несостоятельные.
Согласно договорам аренды лесных участков их использование по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным и возложено на лицо, непосредственно использующее лесные участки, то есть на ЗАО «Колванефть», а передача лесных участков исполнителю для добычи сырой нефти в интересах ЗАО «Колванефть» является использованием лесных участков.
Административное наказание ЗАО «Колванефть» в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, избранная мера соответствует характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Существенных нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену состоявшегося постановления и судебного акта, допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 5 июля 2017 г. оставить без изменения, жалобу защитника ЗАО «Колванефть» Стрижова А.Б. – без удовлетворения.
Судья Е.Л. Костенко