12-79\2016
Р Е Ш Е Н И Е
23 марта 2016 года г. Красноярск
Судья Кировского районного суда г. Красноярска Д.Г. Капошко,
с участием Соломенцевой Т.А., её защитника Соломенцевой Н.В., действующей на основании доверенности от 10.06.2015 года,
представителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Криволуцкой Е.С., действующей на основании доверенности от 24.07.2015 года,
помощника прокурора Кировского района г. Красноярска Чернышевой М.А.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по жалобе защитника Соломенцевой ТА – Соломенцевой НВ на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от 09 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.8 КоАП РФ, в отношении председателя правления ТСЖ «<данные изъяты>» Соломенцевой ТА,
У С Т А Н О В И Л:
Соломенцева Т.А. действуя через своего защитника Соломенцеву Н.В. обратилась в суд с жалобой на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от 09.12.2015 года, которым она как должностное лицо - председатель правления ТСЖ «<данные изъяты>» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.8 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 руб., по факту выявленных 09.09.2015 года нарушений требований по раскрытию информации ТСЖ «<данные изъяты>», а именно на официальном сайте федерального органа исполнительной власти www.reformagkh.ru не размещены: сканированная копия устава; информация о многоквартирном доме (серия и тип постройки здания); копия отчета о выполнении сметы доходов и расходов ТСЖ «<данные изъяты>» за 2014 год; сведения об оказываемой коммунальной услуге в многоквартирном доме – электроснабжение (единица измерения объема предоставления коммунальной услуги, установленный тариф, реквизиты договора на поставку коммунального ресурса, нормативно-правовой акт, устанавливающий тариф, дата начала действия тарифа, нормативы потребления коммунальной услуги в жилых помещениях и на общедомовые нужды, нормативно-правовой акт, устанавливающий норматив потребления коммунальной услуги, что является нарушением ч.10 ст.161 ЖК РФ, ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Автор жалобы указывает на то, что постановление административного органа подлежит отмене, а производство по делу прекращению, поскольку все необходимые сведения в отношении ТСЖ «<данные изъяты>» на момент проверки имелись, нарушений прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации не допускалось. Нарушения выявлены лишь в наименовании размещенного документа, вместо «Отчета о доходах и расходах за 2014 год» указано «Смета доходов и расходов за 2014 год». Выявленные нарушения в части раскрытия информации, касающиеся технических характеристик здания, а также единиц измерения коммунальной услуги – энергоснабжения, по мнению автора жалобы, не образует состава правонарушения, поскольку ТСЖ не является поставщиком коммунальной услуги электроснабжения, а технические характеристики здания не могут быть указаны на сайте в виду отсутствия таковых в технической документации многоквартирного жилого дома. Кроме того, вся необходимая информация предоставляется ТСЖ «<данные изъяты>» каждому собственнику помещений дома посредством ее размещения на платежных документах ежемесячно. Также заявитель считает, что в действиях Соломенцевой Т.А. отсутствует состав правонарушения, поскольку размещением информации на сайте занимается соответствующий работник ТСЖ – администратор, а не председатель, следовательно, не может быть субъектом вмененного ей правонарушения. Кроме того, автор жалобы считает незаконной проверку прокуратуры Кировского района г. Красноярска, по результатам которой возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ, постановление о возбуждении дела вынесено прокуратурой по истечении 2,5 месяцев с момента выявления нарушений, что противоречит ст.28.5 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник Соломенцевой Т.А. – Соломенцева Н.В. жалобу поддержала в полном объеме, настаивая на отмене постановления и прекращении производства по делу.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, помощник прокурора в судебном заседании возражали против отмены постановления, указывая на отсутствие оснований для этого.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.
Положения ч.1 ст.14.8 КоАП РФ предусматривают ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
В соответствии со ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В силу ч.10 ст.161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 года №731 (далее по тексту – Стандарт) управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации: общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива); общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг.
Указанная информация подлежит размещению на специально утвержденных официальных сайтах www.gkh24.ru, www.reformagkh.ru, www.admkrsk.ru.
Детализация раскрытия видов информации, установленной Стандартом, предусмотрена Формами раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденными Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 22.12.2014 года №882\пр (далее по тексту – Формы раскрытия).
В обжалуемом постановлении верно установлены нарушения требований по раскрытию информации, допущенные ТСЖ «<данные изъяты>», в частности на официальном сайте федерального органа исполнительной власти www.reformagkh.ru не размещены: сканированная копия устава (п.3а Стандарта, п.34 формы 1.1 Форма раскрытия); копия отчета о выполнении сметы доходов и расходов ТСЖ «<данные изъяты>» за 2014 год (п.3а Стандарта); сведения об оказываемой коммунальной услуге в многоквартирном доме – электроснабжение (единица измерения объема предоставления коммунальной услуги, установленный тариф, нормативно-правовой акт, устанавливающий тариф, дата начала действия тарифа, нормативы потребления коммунальной услуги в жилых помещениях и на общедомовые нужды, нормативно-правовой акт, устанавливающий норматив потребления коммунальной услуги (п.3д Стандарта, п.п.4-5, п.п.9-13 формы 2.4 Форм раскрытия).
Указанные обстоятельства в полном объеме подтверждаются: актом систематического наблюдения и анализа №93-м от 09.09.2015 года; предписанием службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края об устранении выявленных нарушений №93-М от 09.09.2015 года со сроком исполнения до 16.10.2015 года; скриншотами с сайта www.reformagkh.ru, на которых отражены отсутствующие на сайте необходимые сведения; письмом службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в адрес прокурора Кировского района г. Красноярска от 17.09.2015 года о принятии мер прокурорского реагирования в отношении ТСЖ «<данные изъяты>» по факту выявления признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.8 КоАП РФ.
Суд находит, что указанных доказательств, отвечающих требованиям закона, достаточно чтобы сделать вывод о наличии в действиях Соломенцевой Т.А. состава вмененного ей правонарушения.
Доводы автора жалобы о размещении копии отчета о выполнении сметы доходов и расходов ТСЖ «<данные изъяты>» за 2014 год под другим названием опровергаются материалами дела.
Оценивая довод жалобы о том, что по договору от 14.04.2015 года председателем правления ТСЖ «<данные изъяты>» обязанность по размещению на сайтах необходимой информации возложена на ФИО1, суд отклоняет его как несостоятельный по тем основаниям, что в соответствии с уставом ТСЖ «<данные изъяты>» именно его председатель осуществляет руководство текущей деятельностью ТСЖ и наделен распорядительными полномочиями в отношении иных работников, реализуя тем самым надлежащий контроль за деятельностью ТСЖ.
Довод автора жалобы о том, что ТСЖ не оказывает услуги по электроснабжению (услуга предоставляется через прямые договоры между собственниками и поставщиком ресурса); отклоняются судом, поскольку данное обстоятельство не освобождает от необходимости размещения соответствующей информации о размере тарифа, нормативах его потребления, нормативно-правовых актах, их устанавливающих.
Вместе с тем, поскольку услуга по электроснабжению ТСЖ не оказывается, указание на нарушение п. 8 формы 2.4 Формы раскрытия подлежит исключению из обвинения (отсутствие реквизитов договора на поставку коммунального ресурса (электричества).
Кроме того, этом суд считает необходимым исключить из формулировки обвинения указание на не размещение информации о многоквартирном доме в части серии и типа постройки здания, поскольку такие сведения не могли быть размещены в силу того, что в техническом паспорте на дом <адрес>, 1987 года постройки, такая информация отсутствует.
Кроме того, суд отклоняет доводы автора жалобы о необоснованной проверке, проведенной прокуратурой Кировского района г. Красноярска, поскольку решением Кировского районного суда г. Красноярска от 19.01.2016 года, вступившим в законную силу 24.02.2016 года, ТСЖ «<данные изъяты>» отказано в удовлетворении иска о признании незаконными действия прокуратуры Кировского района г. Красноярска по проведению проверки в отношении ТСЖ «<данные изъяты>», по результатам которой вынесено постановление о возбуждении в отношении Соломенцевой Т.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.8 КоАП РФ.
Оценивая законность и обоснованность назначенного наказания, суд учитывает, что санкция ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ предусматривает наказание в виде предупреждения и штрафа. В отношении должностного лица по данному делу назначено наиболее строгое наказание в виде штрафа.
Суд считает, что назначенное наказание в виде штрафа не соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельствам дела (выявленные 09.09.2015 года нарушения ТСЖ «<данные изъяты>» устранены, что отмечено в акте от 19.10.2015 года проверки исполнения предписания от 09.09.2015 года службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края), личности лица, допустившего нарушения, и представляется излишне строгим, с учетом того, что цели наказания, определенные ст. 3.1 КоАП РФ, могут быть достигнуты путем назначения наказания в виде предупреждения.
Сроки и процедура привлечения к ответственности административным органом соблюдены. Предусмотренный ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ двухдневный срок составления протокола об административном правонарушении с момента обнаружения правонарушения, не является пресекательным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, при рассмотрении дела не допущено. Оснований для отмены постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1-30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от 09 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.8 КоАП РФ, в отношении председателя правления ТСЖ «<данные изъяты>» Соломенцевой ТА, изменить:
- назначить председателю правления ТСЖ «<данные изъяты>» Соломенцевой ТА административное наказание в виде предупреждения;
- исключить и описательно-мотивировочной части постановления указание на нарушение в части не размещения информации о многоквартирном доме (серия и тип постройки здания), а также реквизитах договора на поставку коммунального ресурса (электричества).
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу защитника Соломенцевой Н.В. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Кировский районный суд г. Красноярска в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Д.Г. Капошко