Дело № 2а-239/2021
УИД 13RS0015-01-2021-000389-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Краснослободск 30 июня 2021 г.
Краснослободский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Андреевой Н.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Краснослободского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информационного материала, размещенного на странице с электронным адресом: <адрес>, запрещенным к распространению на всей территории Российской Федерации,
установил:
прокурор Краснослободского района Республики Мордовия обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании информационного материала, размещенного на странице с электронным адресом: <адрес>запрещенным к распространению на всей территории Российской Федерации.
В обоснование заявления указано, что прокуратурой Краснослободского района Республики Мордовия в ходе проверки исполнения требований законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, миграционного законодательства и безопасности дорожного движения установлено, что в сети «Интернет» на странице сайта: <адрес> размещена информация с предложением о покупке поддельного паспорта гражданина Российской Федерации, а также водительского удостоверения.
С целью определения круга лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, проведен мониторинг на сайте в сети «Интернет» <адрес>. Получить информацию владельцах и администраторах указанного сайта не представилось возможным. Согласно информации сайта данные регистратора домена, почтовый адрес владельца и администратора отсутствуют.
Прокурор просит суд признать информационный материал, размещенный на странице с электронным адресом: <адрес>, запрещенным к распространению на всей территории Российской Федерации; копию решения на исполнение направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, для включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В заявлении от 30.06.2021 прокурор просил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Представитель заинтересованного лица - Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому Федеральному округу возражений относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства не представили.
Административный ответчик по данному делу не определен.
Согласно пункту 4 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.
На основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
Исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пунктам 1, 6 статьи 10 указанного Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу статьи 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
Основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт (статья 7 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ (ред. от 08 декабря 2020 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Согласно пунктам 17 и 18 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 16 ноября 2020 г. №773 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» государственная услуга по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется подразделениями по вопросам миграции. За предоставление государственной услуги взимается государственная пошлина в размерах, установленных подпунктами 17 и 18 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 47 указанного Административного регламента).
В системе правового регулирования миграционных процессов важное место занимает принцип обеспечения национальных интересов.
В силу части 1 статьи 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств.
Согласно части 6 статьи 23 указанного федерального закона целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок выдачи указанного медицинского заключения, порядок направления на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование, порядок приостановления действия и аннулирования медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок организации и проведения санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).
Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства) (часть 7 статьи 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ).
Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье настоящего Федерального закона. Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением. (Части 2 и 4 статьи 25 указанного федерального закона.)
Согласно пункту 24 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 24 октября 2014 г. №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений») в Российской Федерации выдаются российские национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.
Согласно пункту 26 раздела 3 указанных Правил российские национальные водительские удостоверения выдаются лицам, достигшим установленного статьей 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» возраста, имеющим соответствующее медицинское заключение, успешно сдавшим экзамены, предусмотренные пунктом 9 настоящих Правил.
В соответствии с положениями статьи 15.1 Федерального закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение, которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение, которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (подпункт 5.1.7 пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (вместе с «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»).
Согласно пункту 9 постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. №1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с «Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», «Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно -телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено» федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию.
Согласно статье 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела №2а-239/2021 следует, что прокуратурой Краснослободского района Республики Мордовия проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, законодательства, законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, миграционного законодательства и безопасности дорожного движения в результате которой выявлено, что в сети «Интернет» на странице сайта: <адрес> размещена информация с предложением о приобретении поддельного паспорта гражданина Российской Федерации, а также водительского удостоверения.
Исследовав письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, административный истец представил доказательства, подтверждающие размещение на интернет-сайте с электронным адресом: <адрес> с предложением о покупке поддельного паспорта гражданина Российской Федерации, а также водительского удостоверения. Доступ к данным интернет-сайтам является свободным, не требует предварительной регистрации и ввода пароля, ознакомиться может любой интернет-пользователь.
Размещение данной информации на указанном интернет-сайте на момент рассмотрения дела в суде подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами. Наличие в сети такой информации о продаже поддельных документов в открытом доступе нарушает публичные интересы неопределенного круга лиц, способствует совершению преступлений, и может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. №35-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе на принципе приоритета мер по предупреждению терроризма.
Аналогичное положение содержится в статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О противодействии экстремистской деятельности».
Статьей 324 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР.
Статьей 19.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за подделку документа, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделку бланка, его использование, передачу либо сбыт.
Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных бланков (часть 1 статьи 327 УК РФ) является уголовно-наказуемым деянием. Подделка паспорта гражданина или удостоверения, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях их использования или сбыт таких документов является уголовно-наказуемым деянием (часть 2 статьи 327 УК РФ).
На момент рассмотрения дела указатель страницы сайта с адресом: <адрес> на котором размещена вышеуказанная информация, в едином реестре отсутствует.
По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной.
При таких обстоятельствах суд считает требования прокурора Краснослободского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информационного материала, размещенного на странице с электронным адресом: <адрес> запрещенным к распространению на всей территории Российской Федерации, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу части 4 статьи 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск прокурора Краснослободского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информационного материала, размещенного на странице с электронным адресом: <адрес>, запрещенным к распространению на всей территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информационный материал – информацию, размещенную на странице с электронным адресом: <адрес> запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Копию решения суда по вступлению его в законную силу, направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет» с электронным адресом: <адрес> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Мордовия через Краснослободский районный суд Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Н.В. Андреева