63RS0№-96
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
04 апреля 2023 года <адрес>
Приволжский районный суд <адрес> в составе председательствующего – судьи Саморенкова Р.С.,
при секретаре ФИО1,
с участием:
представителя административного истца - помощника прокурора <адрес> ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-201/2023 по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района <адрес> об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным иском.
В обоснование административного иска указано, что проверкой установлено нарушение административным ответчиком требований законодательства о гражданской обороне, а именно, администрацией муниципального района Приволжский номенклатура и объемы запасов, создаваемых в целях гражданской обороны не определены, запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств фактически не созданы и не содержатся в целях гражданской обороны, условия для их накопления и хранения не созданы.
Кроме того, не завершено создание муниципальной системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Элементы муниципальной системы оповещения и информирования населения отсутствуют в <адрес>, д. Сперанка, <адрес> муниципального района <адрес>. Не реализован автоматизированный режим функционирования муниципальной системы оповещения.
Указанные нарушения свидетельствуют о ненадлежащей организации готовности сил и средств, предназначенных для обеспечения гражданской обороны населения на территории муниципального района Приволжский.
<адрес> в адрес главы муниципального района Приволжский ранее вносилось представление об устранении вышеозначенных нарушений законодательства о гражданской обороне (исх. №/Прдп453-22-240 от ДД.ММ.ГГГГ). По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования часть нарушений устранены, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Постановлением исполняющего обязанности главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Постановление главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.1 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны районных запасов материально- технических, продовольственных и иных средств» утверждена номенклатура и объем в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств муниципального района Приволжский.
Однако, администрацией муниципального района Приволжский до настоящего времени не приняты меры по созданию запасов материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств в соответствии с номенклатурой и объемом запасов, создаваемых в целях гражданской обороны на территории муниципального района <адрес>, утвержденной постановлением администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Постановление главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.1 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны районных запасов материально- технических, продовольственных и иных средств», и их содержанию в целях гражданской обороны, созданию элементов муниципальной системы оповещения и информирования населения в <адрес>, д. Сперанка, <адрес> муниципального района <адрес>.
Непринятие администрацией муниципального района Приволжский в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мер по созданию и содержанию материального резерва в целях гражданской обороны, созданию элементов муниципальной системы оповещения и информирования населения влечет нарушение прав граждан на защиту при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, создание необходимых условий для предупреждения, ликвидации и минимизации их негативного воздействия.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 административный иск поддержала и просила признать бездействие администрации муниципального района <адрес> по непринятию мер по созданию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, их содержанию в целях гражданской обороны, созданию элементов муниципальной системы оповещения и информирования населения в <адрес>, д. Сперанка, <адрес> муниципального района <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать администрацию муниципального района <адрес> принять меры по фактическому созданию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в соответствии с номенклатурой и объемом запасов создаваемых в целях гражданской обороны на территории муниципального района <адрес>, утвержденной постановлением исполняющего обязанности главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.1 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны районных запасов материально-технических, продовольственных и иных средств» и их содержанию в целях гражданской обороны, созданию элементов муниципальной системы оповещения и информирования населения в <адрес>, д. Сперанка, <адрес> муниципального района <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, административные исковые требования признают.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
<адрес> во исполнение указания прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса» проверено исполнение администрацией муниципального района <адрес> требований законодательства о гражданской обороне.
В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного; характера.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований, в том числе:
проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и
реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к
использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;
обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения.
В соответствии с п.п. 2, 3, 8, 12 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:
- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;
- установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также планирование их действий.
Порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств установлен, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок).
Согласно п. 3 Порядка запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты.
Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные препараты, медицинские изделия.
Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
В силу п. 4 Порядка номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исходя из возможного характера военных конфликтов на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических, физико-географических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Согласно п. 5 Порядка запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.
В соответствии с пп. «б» п. 6 Порядка создание запасов и определение их номенклатуры и объемов исходя из потребности осуществляются органами местного самоуправления - для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и оснащения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Органы местного самоуправления и организации осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов (п. 6(1) Порядка).
Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями утверждены МЧС России ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность по созданию резервов материальных ресурсов в целях гражданской обороны на территориях муниципальных образований, ответственность за своевременное создание резервов материальных ресурсов возложена на органы местного самоуправления, резервы материальных ресурсов создаются заблаговременно в целях первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
В судебном заседании установлено нарушение административным ответчиком требований законодательства о гражданской обороне, а именно, администрацией муниципального района Приволжский номенклатура и объемы запасов, создаваемых в целях гражданской обороны не определены, запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств фактически не созданы и не содержатся в целях гражданской обороны, условия для их накопления и хранения не созданы.
Кроме того, не завершено создание муниципальной системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Элементы муниципальной системы оповещения и информирования населения отсутствуют в <адрес>, д. Сперанка, <адрес> муниципального района <адрес>. Не реализован автоматизированный режим функционирования муниципальной системы оповещения.
Указанные нарушения свидетельствуют о ненадлежащей организации готовности сил и средств, предназначенных для обеспечения гражданской обороны населения на территории муниципального района Приволжский.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района <адрес> - удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального района <адрес> по непринятию мер по созданию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, их содержанию в целях гражданской обороны, созданию элементов муниципальной системы оповещения и информирования населения в <адрес>, д. Сперанка, <адрес> муниципального района <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать администрацию муниципального района <адрес> принять меры по фактическому созданию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в соответствии с номенклатурой и объемом запасов создаваемых в целях гражданской обороны на территории муниципального района <адрес>, утвержденной постановлением исполняющего обязанности главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.1 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны районных запасов материально-технических, продовольственных и иных средств» и их содержанию в целях гражданской обороны, созданию элементов муниципальной системы оповещения и информирования населения в <адрес>, д. Сперанка, <адрес> муниципального района <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Приволжский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Р.С. Саморенков