Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-282/2017 от 13.07.2017

                     Дело № 12-282/217

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного суда Республики Коми Соболев В.М.,

рассмотрев 19 июля 2017 года жалобу Администрации МО ГО "Сыктывкар" на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 июня 2017 года, которым

признана администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 июня 2017 года администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Не согласившись с постановлением, администрация МО ГО "Сыктывкар" обратилась с жалобой в Верховный суд Республики Коми, в которой указывает на отсутствие состава правонарушения.

Администрация МО ГО "Сыктывкар", надлежаще извещенная о месте и времени судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.

На основании статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МО ГО "Сыктывкар".

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемого постановления суда, учитывая следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Пунктом 13 утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 Правил дорожного движения установлена обязанность должностных лиц и иных лиц, ответственных за состояние дорог, содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утверждённый Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221. Указанный Стандарт устанавливает требования безопасности к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Согласно пункту 3 ГОСТа Р 50597 - 93 "Автомобильные дороги и улицы" проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.

Пункт 3.1.1. ГОСТа Р 50597 - 93 "Автомобильные дороги и улицы" предусматривает, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Названным пунктом установлен предельно допустимый размер повреждений покрытия, сроки их устранения.

В соответствии с пунктом 3.1.2. ГОСТа Р 50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог установлены Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", который был утвержден Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года №270-ст.

Данный стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты.

Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из обстоятельств дела, основанием привлечения администрации МО ГО "Сыктывкар" к административной ответственности явилось выявление эксплуатационных недостатков в содержании дорог и улиц, дворовых проездах общего пользования "адрес", выразившихся в установлении на проезжей части дороги проездов общего пользования многочисленных дефектов дорожного полотна, выбоин, превышающих предельно установленные ГОСТом Р 50597-93 размеры, а также отсутствии тротуаров по улицам.

Выявленные недостатки в содержании названной улицы заявителем не оспаривались.

Вынося оспариваемое постановление, судья городского суда обосновано исходил из того, что обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении администрацией МО ГО "Сыктывкар" административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дана надлежащая правовая оценка имеющимся в материалах дела доказательствам, правильно определен субъект правонарушения.

Данный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.

Вместе с тем, полагаю необходимым исключить из оспариваемого постановления выводы суда о совершении правонарушения в части нарушений, допущенных в районе "адрес", выразившихся в установлении на проезжей части дороги проездов общего пользования многочисленных дефектов дорожного полотна, выбоин, превышающих предельно установленные ГОСТом Р 50597-93 размеры, а также отсутствии тротуаров по улицам, как ошибочные, исходя из следующего.

Частью 1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что в случаях, если после выявления административного правонарушения, в том числе, в области дорожного движения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.

"дата" государственным инспектором отделения дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару Даниловым С.И. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту обращения председателя правления "наименование" о ненадлежащем состоянии дворового проезда общего пользования в дворовой территории дома "адрес", в виде наличия на проезжей части и тротуаре многочисленных просадок и выбоин, геометрические параметры которых превышают предельно допустимые размеры.

В этот же день проведено обследование и составлен акт обследования улично-дорожной сети г. Сыктывкара на предмет нормативно эксплуатационного содержания проезжих частей улиц и дорог.

"дата" администрация МО ГО "Сыктывкар" направило в адрес ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкаре истребуемые сведения в рамках возбужденного дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имевшему место в дворовом проезде общего пользования в дворовой территории дома "адрес".Помимо указанного акта в материалах дела имеются акты обследования улично-дорожной сети г. Сыктывкара на предмет нормативно эксплуатационного содержания проезжих частей улиц и дорог от "дата", составленные в отношении других участков, в частности: у домов "адрес", в которых зафиксированы на проезжей части дороги проездов общего пользования многочисленные дефекты дорожного полотна, выбоины, превышающие предельно установленные ГОСТом Р 50597-93 размеры, а также отсутствие тротуаров по улицам.

    Полагаю, что в данном случае должностным лицом ГИБДД необоснованно включены в протокол об административном правонарушении нарушения, установленные у "адрес", а также отсутствие тротуаров по улицам, исходя из того, доказательства, полученные в части перечисленных нарушений, получены незаконно, так как дело об административном правонарушении в части содержаний названных проездов и улиц не возбуждалось, дело было возбуждено лишь по конкретному обращению, касающемуся ненадлежащего содержания проезжей части дворового проезда общего пользования в дворовой территории дома "адрес" и административное расследование проводилось именно по указанному факту.

Утверждения заявителя в жалобе о том, что обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения на дорогах местного значения не относится к полномочиям администрации, не могут быть приняты во внимание в качестве основания для освобождения привлекаемого лица от административной ответственности.

Данное утверждение со ссылкой на положения Жилищного кодекса РФ, предусматривающие обязанность собственников нести бремя содержания общего имущества многоквартирного дома, и указанием того, что дворовой проезд не относится к дорогам местного значения, обоснованно не принято судом во внимание при решении вопроса о законности вынесенного постановления должностного лица.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения и частные автомобильные дороги, что регламентировано статьей 5 Федерального закона.

В зависимости от вида разрешенного использования автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Судом установлено, что спорный участок дороги является проезжей частью проезда и предназначен для движения неопределенного круга лиц.

С учётом изложенных обстоятельств и установленной законом квалификации автомобильных дорог, пункта 6.16 СНиП 2.07.01.89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", в соответствии с которым проезды - подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов входят в категорию улиц и дорог местного значения, возложение на администрацию МО ГО ""Сыктывкар" ответственности за ненадлежащее содержание и эксплуатацию дороги в дворовом проезде общего пользования дома "адрес" является обоснованным.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

На основании части 4 статьи 6 Федерального Закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, в том числе, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В рассматриваемом случае лицом, ответственным за содержание и эксплуатацию спорного участка дороги является администрация МО ГО "Сыктывкар".

При таких обстоятельствах у суда имелись все основания для признания вины администрации МО ГО "Сыктывкар" в совершении вменённого административного правонарушения.

Доводы жалобы, в которых заявитель настаивает на том, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом "адрес", иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, является предметом общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме и именно собственники дома несут бремя их содержания, изложенных выводов суда не опровергают.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В данном случае, с учётом установленных характеристик, расположение автомобильной дороги на выделенном для обслуживания жилого дома участке не исключает обязанности администрации МО ГО "Сыктывкар" по надлежащему содержанию и эксплуатации автомобильной дороги в дворовом проезде общего пользования дома "адрес".

Оснований для отмены оспариваемого решения суда как о том ставится вопрос в жалобе и удовлетворении ее доводом не имеется. Жалоба заявителя не содержит правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьёй 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 июня 2017 года оставить без изменения, жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.

Исключить из указанного постановления выводы суда о совершении правонарушения в части нарушений, допущенных в районе "адрес", выразившихся в установлении на проезжей части дороги проездов общего пользования многочисленных дефектов дорожного полотна, выбоин, превышающих предельно установленные ГОСТом Р 50597-93 размеры, а также отсутствии тротуаров по улицам

Судья В.М. Соболев

12-282/2017

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
АМО ГО "Сыктывкар"
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Соболев В.М.
Статьи

КоАП: ст. 12.34 ч.1

Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
13.07.2017Материалы переданы в производство судье
19.07.2017Судебное заседание
21.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2017Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее